Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Вышеуказанные факторы повлияли на выбор курсовой работы, в связи, с чем определены следующие направления в анализе государственной роли регулирования внешнеторговой политики:
-раскрыть определение и значение внешней торговли, детально описать
инструменты регулирования торговой политики и показать их влияния в различных моделях;
-определить тенденции мировой торговли, и описать торговую политику развитых и развивающихся стран;
-дать рекомендации по регулированию внешней торговли, с учетом мирового опыта;
-проанализировать торговую политику Республики Узбекистан и привести
статистические данные развития экспортно-импортных операций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ................................. 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………6
1.2. Внешняя экономия и международная торговля
1.3 Внешняя торговля и монополистическая конкуренция 12
1.4. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ......................................................25
1.5. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ............32
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ГАТТ/ВТО) ..................................................33
2.1. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ТАРИФОВ....................................................34
2.2. АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ ТАРИФОВ ................................................35
2.3. ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ...................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................................49

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

-селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

-отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

-коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

-скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Реализация той или  иной торговой политики осуществляется с помощью ее инструментов.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ТАРИФОВ

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов “за” и “против” использования тарифов как средства внешнеэкономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Узбекистан, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Противники  тарифов Обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют  экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами.

Следовательно, в любом  случае воздействие тарифов на мировую  экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Односторонне  введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом.

Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем  порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискует испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие – противодействие» до тех порт, пока торговля не сократиться настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к  увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределятся в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в

пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой  доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные  товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержке на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости.

Исследования влияния  импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что, по меньшей мере, половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к  сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф

А

Pw

Pd

3.1. Защита молодых отраслей с

помощью импортного тарифа

Pd

Pw

P

O t1 t2 t3 t

Импортный

тариф

в то же время приводит к  сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержке производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату,

что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

§2. АРГУМЕНТЫ В  ЗАЩИТУ ТАРИФОВ

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной  торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и

каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждению на конференциях и дискуссии в средствах массовой информации, для стран СНГ, а в частности Узбекистана наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

Тариф – защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли

промышленности, которые  еще только нарождаются в одних  странах, но уже достаточно сильно развитии в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии (t0t1) (рис. 2.1.) новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа,

новая отрасль промышленности совершенствует производство, растет его эффективность, снижается себестоимость продукции (t1t2). В точке А внутренняя цена товара Pd сближается с мировой Pw. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции, страна

продолжает увеличивать  эффективность своего производства (t2t3), внутренняя цена снижается

до уровня ниже мировой, что  позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет иные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность

достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в

продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться

политически очень непростым  делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного времени смогут под защитой

тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке.

Специальные исследования подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в незащищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на достаточную развитость новых

отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутренне потребление, такие как, например, субсидии новы отраслям. Правда, их недостаток заключается в том, что в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.

Тариф – средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в Узбекистане. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения.

Сторонники этого аргумента  пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду за счет другой. Страны, сокращая занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф – важный источник доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым является таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем

многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран  он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль над ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный  тариф как важный источник бюджетных  доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения

импорта и замены его в  потреблении на местные аналоги  доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно вести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

Тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к ряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентные на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа.

Соображения национальной безопасности, обязывающее каждую страну иметь  на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 – 1973 годах. Однако

после нефтяного кризиса  выяснилось, что куда разумнее и  дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство.

§3. ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ

Всемирная Торговая Организация

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли