Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:20, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
1 Методы государственного регулирования внешней торговли
1.1 Тарифные методы регулирования
1.2 Нетарифные методы регулирования
2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе
3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственное регулирование внешней торговли
МИНСК 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Методы государственного регулирования внешней торговли
1.1 Тарифные методы регулирования
1.2 Нетарифные методы регулирования
2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе
3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование внешнеэкономической
деятельности государством принимало
различные формы в течение
истории; на современном этапе формы
и методы воздействия на международную
торговлю значительно варьируются
исходя из того, какой внешнеторговой
политики придерживается страна –
либеральной или
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.
Объект изучения
работы – способы и степень
государственного вмешательства во
внешнеторговую деятельность. Предметом
исследования является теоретическое
освещение возможных
В процессе написания
первого раздела данной работы были
использованы в основном учебные
пособия и теоретические
1 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1
Тарифные методы
регулирования
C развитием мировой
экономики и международных
В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
Таможенный тариф
– это свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым
через границу, систематизированный
в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:
· импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1, с. 28];
· экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [3, с. 68]
· транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [4, с. 214]
Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:
· адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;
· специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
· смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов. [12, с. 88]
Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины. [12, с. 88 –89; 14, с. 96]
Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
Таможенный тариф
может устанавливаться на основе
принципа тарифной автономии или
по соглашению. В соответствии с
принципом тарифной автономии страна
самостоятельно фиксирует тариф
и может его изменить по собственной
инициативе. Конвенционные же пошлины
устанавливаются на базе двустороннего
или многостороннего
Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74]
Несомненной тенденцией
современной мировой экономики
является ее либерализация, выражающаяся,
прежде всего, в уменьшении препятствий
для свободного перемещения товаров
и услуг. Так, с конца 40-х тарифы
на ввоз промышленных товаров в развитые
страны снизились на 90% - в среднем
до 4%. [6, с. 141]. Нарастают процессы международной
интеграции, проявляющейся в создании
и укреплении межгосударственных торгово-экономических
блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР,
Андской группы. Однако на этом фоне
легко заметить и противоположное
явление – «двойные стандарты» развитых
стран по отношению к развивающимся.
Развитые страны, декларируя незыблемость
принципов свободы торговли и
требуя от других их неукоснительного
исполнения, на практике повышают тарифы
на импорт тех товаров, в торговле
которыми развивающиеся страны могли
бы иметь сравнительное
1.2
Нетарифные методы регулирования
Степень воздействия
государства на внешнюю торговлю
в последние годы возросла во многом
благодаря нетарифным ограничениям.
Эти ограничения из-за своего скрытого
характера дают возможность правительствам
действовать почти
Нетарифные методы
регулирования являются наиболее эффективным
элементом осуществления
· во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;
· во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
· в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю. [10, с. 63]
Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.
Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. [9, 259]
Лицензирование может
быть самостоятельным инструментом
государственного регулирования; в
этом случае лицензия выдаются в форме
разовой, генеральной, глобальной или
автоматической. Основными способами
распределения импортных
«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей. [12, с. 46]
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли