Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:20, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
1 Методы государственного регулирования внешней торговли
1.1 Тарифные методы регулирования
1.2 Нетарифные методы регулирования
2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе
3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Правительство Беларуси,
проводя протекционистскую
Для вступления Республики
Беларусь в ВТО необходимо существенно
изменить правовую базу государственного
регулирования ВЭД, снизить тариф
и отменить количественные ограничения
импорта. Присоединение республики
к ВТО, несомненно, принесет ей ряд
преимуществ; но с другой стороны, резкие
изменения в тарифных ставках
и отмена основных мер нетарифного
регулирования поставят в тяжелое
положение большинство
Внешнеторговая политика
Республики Беларусь имеет ярко выраженные
протекционистские черты. Правительство
ограничивает потоки импорта посредством
высоких (по сравнению с европейскими)
тарифов и через разнообразные нетарифные
ограничения. Кроме того, государство
поддерживает национальных экспортеров
через субсидирование и предоставление
льготных кредитов. Торговые отношения
с крупнейшим экономическим партнером
Беларуси – Россией фактически развиваются
очень медленно, несмотря на создание
таможенного союза между странами и заключение
других соглашений, которые, к сожалению,
не находят реального применения. Очевидно,
что требуется новая доктрина, преодолевающая
закрытость экономики Беларуси, но не
любой ценой, а с ориентацией ее на экономический
рост, согласованием с общей макроэкономической
политикой государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли.
Реализуемая в Европейском Союзе общая торговая политика направлена на минимизацию государственного регулирования в тех сферах, где ЕС производит высоко конкурентоспособную продукцию либо в отраслях, где страны-члены Союза не имеют цели завоевать значительной ниши. Что касается продукции, отнесенной к категории чувствительной, то здесь правительство проводит политику защиты национальных производителей, ограничивая различными методами импорт.
В Республике Беларусь
проводится политика протекционизма,
выражающаяся в ограничении импорта
высокими тарифными ставками и, более
того, в поддержке экспортеров
через субсидирование. Очевидно, что
характер и задачи внешнеэкономического,
в том числе тарифного
Беларуси стоит
учесть западноевропейский опыт в сфере
регулирования внешней
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн. Асвета. 2002. 134 с.
2. Гаврилко Г.Н. Республика Беларусь и западноевропейская интеграция // Беларусь и мировые экономические процессы: Сборник научных трудов / Под ред. В.М.Руденкова. Мн.: УП «Технопринт», 2003. С.262 –274.
3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. Кушлина. М. 2002. 468 с.
4. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 1999. 293 с.
5. Европейская комиссия о барьерах в торговле США // БИКИ. 2002. №148. С. 1, 4 – 5, 16.
6. Жиляев К.В. Основные тенденции развития международной торговли в 90-е годы // Проблемы прогнозирования. 2003. №6. С. 139 – 152.
7. Забавский Г.В. Оценка систем тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь и Европейского Союза // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. №2. С. 29 – 37.
8. Итоги внешней торговли Республики Беларусь в 2003г. // Таможня и ВЭД. 2004. №2. С. 6 – 7.
9. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.
10. Коваленко Е.И. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право Беларуси. 2003. №15 (39). С. 62 – 69.
11. Михайлова-Станюта И. Открыта ли экономика Беларуси? // Белорусский банковский бюллетень. 2003. №14. С. 45 – 49.
12. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.
13. Михневич А. Присоединение к ВТО: условия и этапы // Белорусская думка. 2003. №2. С. 62 – 67.
14. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. 230 с.
15. Нечаева Е. Государственное регулирование и экономическая безопасность Внешней торговли // Финансы и кредит. 2002. №15. С. 73 – 79.
16. Новокшонова Л.В., Трифонов Ю.В. мировое хозяйство.
17. Рясенцева О.Д. Находить и не терять: так не бывает? Беларусь на пороге ВТО // Дело (Восток+Запад). 2004. №2. С. 2 – 3.
18. Современные мировые экономические отношения / Под ред. Матюшевской. М.: Центр, 2003. 250 с.
19. Сорокин Г.Н. От монополии внешней торговли к регулированию ВЭД // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №1. С. 55 – 59.
20. Торговля в экономической системе. Мн.: БГЭУ, 2002. 124 с.
21. Туева В.Ф. Финансовое обеспечение агропромышленного комплекса в 2004 г. // Белорусское сельское хозяйтво. 2004. №4. С. 36 – 37.
22. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Анкил, 2002. 174 с.
23. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. Часть 1. 400 с.
24. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С. 42 – 48.
25. http://www.president.gov.by/
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли