Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:40, статья

Краткое описание

ГЧП и как экономическая категория, и как процесс, по сути, новое явление для нашей страны. Его детальная регламентация в отечественном законодательстве в настоящее время отсутствует. Успех такого партнерства в Республике Беларусь возможен за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса при наличии четкого законодательства о ГЧП.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Республике Беларусь еще предстоит  пройти процесс экономической и  правовой квалификации форм ГЧП, который  сопряжен с решением множества проблем.

Так, уже закреплен концессионный  механизм, которому посвящен целый раздел Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. Однако до сих пор ни один концессионный договор не заключен, в том числе по причине низкой экономической выгодности предлагаемых государством потенциальных концессий, а также сложной процедуры согласования. Отдельные эксперты высказывают идеи о необходимости разработки нового концессионного закона, однако такой акт, став шагом вперед на пути популяризации концессий, одновременно может породить коллизии в законодательстве.

Нельзя не принимать во внимание, что нормативные акты, позволяющие осуществлять проекты ГЧП, в законодательстве развитых стран и Республики Беларусь значительно различаются по содержанию. В первую очередь это касается возможностей управления объектами, находящимися в исключительной собственности государства, частными партнерами. Потенциальная сложность в реализации проектов ГЧП связана и с предоставлением партнерам земельных участков. Большинство исследователей проблематики ГЧП, в том числе авторы настоящей статьи, подчеркивают важность и необходимость адекватной адаптации зарубежного законотворческого опыта к белорусским реалиям.

Таким образом, внедрение ГЧП в  Республике Беларусь сталкивается с  рядом проблем правового характера (отсутствие нормативной базы), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое представление государственной бюрократии о принципах ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки контрактов в данной области). В связи с этим возникает вопрос о том, существуют ли политические условия для реализации партнерских отношений власти и частного бизнеса в нашей стране и в какой мере они к этому предрасполагают.

 

Выводы

 

Подводя итоги, можно сформулировать следующие наиболее важные теоретические и практические выводы.

Основная цель ГЧП - развитие партнерства  как инновационной формы хозяйствования, направленной на реализацию инфраструктурных проектов, способных изменить и экономику, и облик государства.

Для практической реализации ГЧП требуется обеспечить равенство его участников - представителей государственных органов и частного бизнеса, в том числе при решении возникающих споров в судебном порядке.

Систематизированная и непротиворечивая законодательная база, включающая специальный  закон о ГЧП, будет содействовать разработке и реализации конкретных государственно-частных проектов в стране.

Существует необходимость создания и воплощения новых образовательных  программ в области ГЧП, а также  распространения опыта и поддержки  успешных проектов ГЧП с целью формирования цельного информационного поля и квалифицированного кадрового потенциала в данной области.

Для комплексной реализации ГЧП  правительство и местные исполнительные органы должны наладить партнерские  отношения с представителями  бизнеса в политической сфере, предусмотрев возможность делегирования части своих полномочий частному сектору.

Реализация данных мероприятий  приведет к качественному изменению  и повышению эффективности работы государственного сектора; позволит успешно  использовать опыт и профессионализм частного сектора при сохранении государственного контроля над активами; сформирует новую культуру бизнеса, ориентированную на взаимовыгодную кооперацию с государством во многих сферах деятельности на национальном и региональном уровнях.

 

 


Информация о работе Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь