Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:40, статья
ГЧП и как экономическая категория, и как процесс, по сути, новое явление для нашей страны. Его детальная регламентация в отечественном законодательстве в настоящее время отсутствует. Успех такого партнерства в Республике Беларусь возможен за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса при наличии четкого законодательства о ГЧП.
"Промышленно-торговое право", 2011, N 03
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
Г.А.САЛАЕВ,
ведущий юрист, научный сотрудник НИЭИ
Министерства экономики
Республики Беларусь,
арбитр Международного арбитражного суда
при БелТПП
Е.А.КУЗЬМИЧ,
младший научный сотрудник НИЭИ
Министерства экономики
Республики Беларусь
Подписано в печать 24.02.2011
Взаимодействие
Именно необходимостью однозначного нормативного закрепления данного института и основных механизмов его реализации обусловлено включение в содержание Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива N 4) положения о формировании правовой базы, стимулирующей развитие в республике механизмов ГЧП (п. 8).
Подходы к трактовке ГЧП
Отсутствие в Беларуси
экономико-правовой категории ГЧП
предопределяет наличие различных
толкований данного понятия. Так, под
ГЧП могут подразумеваться
Среди других определений
ГЧП, применяемых в мировой
------------------------------
<1> http://www.rusrand.ru/public/
Важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т.е. того, что в европейской юридической традиции понимается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью.
В мировой практике существует множество примеров эффективного взаимодействия государственного и частного секторов при реализации крупномасштабных социально-экономических задач. При экономическом подходе ГЧП сравнивают с косвенной приватизацией <2>. Речь идет о перераспределении полномочий между государством и частным бизнесом в стратегических отраслях (благоустройство населенных пунктов, социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты культурного наследия, транспорт и др.), которые не могут быть приватизированы, а средства на их развитие у государства отсутствуют. Важное условие эффективности ГЧП - степень участия частного бизнеса в проекте и сохранение хозяйственной активности и некоторых правомочий собственника за государством. Чем больше функций и правомочий берет на себя одна из сторон, чем больше ее участие в реализации проекта, тем больше данная модель взаимоотношений напоминает приватизационную или национализирующую схему.
------------------------------
<2> http://lobbying.ru/index.php?
Такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса требует огромной законодательной работы: необходимо четко определить все аспекты контрактов, заключаемых между сторонами.
Формы ГЧП
С определенной долей условности можно выделить различные формы организации, финансирования и кооперации частного бизнеса и власти. Вместе с тем они идеальны и удобны лишь для теоретического осмысления, так как на практике используется сочетание этих форм.
Традиционно ГЧП рассматривается
в сфере экономики и
В политической сфере существуют следующие формы ГЧП:
- консультации представителей власти и частного бизнеса в рамках ассоциаций предпринимателей;
- независимая экспертиза
- подготовка и внесение
┌─────────────────────────────
│ Мировой опыт
│ Великобритания
│ Один из самых известных реализованных проектов ГЧП - 400-метровый│
│платный мост Skye Bridge через пролив Лох-Алш в Шотландии, соединяющий│
│материк
с островом Скай.
│
Португалия
│ На основе концессионного соглашения DCMF (проектирование,│
│строительство, контроль и финансирование) был разработан проект SCUT по│
│строительству автомобильных дорог протяженностью 1500 км. Дорожная│
│программа состоит из 16 отдельных проектов, предусмотрено 9 дорог со│
│взиманием прямой платы и 7 - с теневыми тарифами SCUT (проезд│
│оплачивается не пользователями дорог, а государством). Применение теневых│
│тарифов обеспечивает концессионеру высокую степень уверенности в│
│получении
дохода.
│
Российская Федерация
│ На острове Сахалине на условиях соглашений о разделе продукции│
│сегодня реализуются четыре нефтяных проекта, а в Москве - крупный│
│инвестиционный проект по строительству мусоросжигательного завода.│
│Частной стороной программы выступает австрийская фирма. Она строит│
│предприятие с сохранением права собственности на него до полного│
│возмещения инвестиций в процессе эксплуатации. В последующем объект будет│
│передан
в собственность города
└─────────────────────────────
Потребность в специальном законе
На данном этапе развития ГЧП в Беларуси среди руководящих кругов не достигнут консенсус в том, нужен специальный закон о ГЧП либо возможна реализация партнерских проектов в рамках существующей нормативной базы. Мировой опыт не дает однозначного ответа: в одних странах (Германия, Польша, Чехия, Япония, Латвия, Молдова, Кыргызстан) есть отдельный акт о ГЧП, в других (Италия, Великобритания, Бельгия, США, Китай) институт партнерства регулируется совокупностью законодательных норм о концессиях, государственных закупках, совместных предприятиях и иными актами.
Возможность законодательного закрепления института ГЧП обсуждается не только на уровне государственных органов. Общественные объединения предпринимателей и международные организации высказывают различные мнения по поводу необходимости создания правовой базы, регулирующей институт ГЧП в Республике Беларусь. Предпринимательские союзы, бизнес-ассоциации, выражающие консолидированный интерес частного сектора, а также структуры международных проектов (Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА), Программа развития ООН (ПРООН), Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и др.) начали инициировать создание основ и механизмов ГЧП в стране. В 2009 году силами ПРООН был организован специальный проект по использованию ГЧП в нашей стране, который не реализован из-за отсутствия понимания и недооценки его важности отдельными отраслевыми министерствами.
БНПА инициировала разработку проекта
Декрета Президента Республики Беларусь
"О мерах по развитию государственно-частного
партнерства в Республике Беларусь",
в котором изложены общие подходы
к взаимодействию государственных
партнеров с общественными
Большинство проектов ГЧП в Российской Федерации локализированы и имеют четко выраженную ориентацию на ускорение социально-экономического роста конкретного региона. Многие субъекты федерации (Санкт-Петербург, Томская область, Кемеровская область, Ставропольский край и др.) приняли собственные законодательные акты по ГЧП на основе положений Модельного закона субъекта Российской Федерации "Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства" <3>, разработанного Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
------------------------------
<3> http://ppp-lawrussia.ru/fzd/
В Республике Беларусь административно-
Поскольку развитие механизмов ГЧП согласно Директиве N 4 входит в число важнейших задач на пути либерализации экономики и раскрепощения предпринимательской инициативы, целесообразным представляется принятие конкретных мер по реализации вышеназванного пункта в постановлении Совета Министров Республики Беларусь. В частности, следует установить статус органов исполнительной власти, порядок их взаимодействия и участия в проектах ГЧП, формы обеспечения обязательств. Также должен быть определен ответственный государственный орган по делам ГЧП и обеспечено соответствующее изменение структуры и функций ряда органов государственного управления.
Сложности в реализации проектов ГЧП
Создание благоприятных
Информация о работе Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь