Государственная экономическая политика и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность государственной экономической политики и государственного регулирования экономики…………………………...4
1.1.Понятие, виды и инструменты экономической политики……………………………………………………………………………….……..4
1.2. Государственное регулирование экономики…………………….8
2. Теоретические подходы к обоснованию экономической политики…………………………………………………………………………………………9
2.1.Монетаризм………………………………………………………………………..……9
2.2.Кейнсианство………………………………………………………………………..14
2.3.Экономическая политика в переходный период……………...16
2.4.Подходы к разработке экономической политики…….……….20
2.5.Основные показатели экономического развития……………..23
3. Особенности экономической политики России…………………………………………………………………………………….…...30
Заключение……………………………………………………………..………………….35
Список используемой литературы……………………………………………37
Приложение…………………………………………………………….………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ.docx

— 419.86 Кб (Скачать)

· Инфраструктура – транспортная - РЖД,  «Газпром»,  «Транснефть»,

«Транснефтепродукт»; коммуникационная – «Связьинвест»,  «Почта России»,  ФАПСИ,

«Газпром», РЖД, РАО «ЕЭС»; энергетическая – «ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ.

· Добыча и экспорт сырья –  «Роснефть»,  алмазная монополия  «АЛРОСА»,

«Газпром». По данным Организации  экономического сотрудничества и развития,

госкомпании контролируют 33% нефти  и 80% газа в России.3

· Оборонно–промышленный комплекс – «Росавиакосмос»,  судостроение,

авиационная промышленность, ФГПУ по видам вооружений.

· Финансовый комплекс – государственные  банки и негосударственные,  но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые

компании,  прежде всего – Сбербанк,  Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, 

Внешэкономбанк и т.д.  Доля около  двух десятков таких кредитных организаций  в совокупных активах сектора приближается к 40%.  Сбербанк контролирует около 54%

рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно  растет.

· Информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами,  холдинг «Газпроммедиа» (НТВ,  «Известия»,  «Эхо Москвы»  и др.),  РАО «ЕЭС» (REN TV и др. ), «Российская газета» и другие. Очевидно, что данная система позволяет выполнять 3 основные функции. Контрольная функция. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять,  что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. В 2006 г., несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005  годом на 2,4  и 2,78%,  соответственно,  доходы России составили 139,4  млрд. долларов,  что значительно выше,  чем в 2005  году,  экспорт

вооружений превысил 5  млрд. долларов. Принятие постановления правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие

событий вокруг «Сахалин – 2»  дали понять инвесторам,  что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен.  Также через

государственные СМИ можно заблокировать  распространение любой нежелательной информации,  а издание печатной продукции тиражом  5-6  тыс.  экземпляров не может

оказать влияние на население в  значимом для страны масштабе. Функция перераспределения финансовых потоков. Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях.  Производство цветных металлов и в первую очередь алюминия в России конкурентоспособно до тех пор,  пока тарифы на электроэнергию значительно ниже

мирового уровня,  прибыльность производства минеральных удобрений  регулируется стоимостью газа,  прибыль черной металлургии и лесного комплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД.  Однако деньги концентрируются в сырьевых и инфраструктурных отраслях, а они нужны в другом месте. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует финансовый

государственный сектор,  который,  играя на ставке кредитов,  может  перераспределить финансовые потоки в любом направлении,  выделяя кредиты намеченным организациям

по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных.

Функция мобилизационная. Сегодня  государство предпринимает попытку концентрации ресурсов на государственном уровне для реализации крупных проектов,

полагая,  что даже сверхкрупные частные компании    осуществить  подобные проекты не

способны. Основой для этого  служат инвестиционные программы крупных государственных корпораций.  

Таким образом,  за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор,

занимающий особое положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом,  управлять финансовыми потоками,  перераспределяя прибыль

организаций и предприятий.  Российская экономика приобрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства РФ,

похожий на что-то вроде «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.4

В конце 2009  года антикризисная  политика России стала ясной. Несмотря на заклинания о необходимости модернизации,  финансово-бюджетная политика

ориентировалась на сокращение расходов .

Борьбу с кризисом Россия в 2010  году ведет методами кредитно-денежной политики.  На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской

системы порождалась осознанием угрозы того,  что рухнет вся существующая платежная система.  Именно недопущение этого краха являлось первичной целью не только Банка

России, но и правительства страны. Сейчас продолжается денежно - кредитная  политика. Однако,  отказ от роста государственного долга для финансирования расходов,

имеющих мультипликативный эффект,  выбран совсем не потому,  что задолженность превысила критические размеры.  Просто государство опасается,  что,  будучи низкорисковым заемщиком,  оно,  привлекая средства с финансовых рынков, как насосом выкачает столь необходимую хозяйствующим субъектам ликвидность. Иными словами, сокращение бюджетных расходов представляет собой часть комплекса мер в поддержку кредитно – денежной политики,  направленной на то,  чтобы дать реальному сектору экономики столь необходимые дешевые деньги. Дать дешевые деньги реальному сектору в условиях кредитных институтов

означает обязательное сокращение инфляции.  Согласно применяемому правительством прогнозу развития экономики в 2010 году, в целом за год инфляция может составить 6,5 –

7,5%. Однако, в условиях кризиса сокращение инфляции,  т.е.  подпитки экономики деньгами,  как ни странно,  увеличит бедность,  увеличит число обездоленных,  хотя и,

наверное, пойдет на руку бюджетникам. Дело в том, что,  и федеральный, и региональные, а часто и местные бюджеты России – социально – ориентированные. Секвестру не подлежат именно социальные расходы,  а власть жестко

контролирует,  чтобы не росла  задолженность региональных и местных  бюджетов по зарплате,  социальные пособия и выплаты в 2010  году будут проиндексированы на 10%, что выше предполагаемого уровня инфляции. Таким образом,  борьба с кризисом ведется в настоящее время преимущественно средствами кредитно- денежной политики,  а основным инструментом стало сокращение кредитных ставок.  Однако,  ЦБ как не выдавал деньги банкам систематически, так и не выдает.  Меры всегда чрезвычайные.  Эмиссия идет через валютную биржу.  Иными

словами,  по факту источник кредита  в России не эмиссионные органы,  а ФРС США и Евробанк.

Представляются целесообразными  следующие меры государственно –  правового регулирования экономики:

1. Изданием необходимых законов  укрепить государственный сектор экономики. Особое внимание уделить тем монополиям, которые цементируют все отрасли

экономики, на деле объединяют все  регионы России.

2. В рамках действующего законодательства  активизировать формы косвенного воздействия на развитие соответствующих отраслей,  используя,  в частности, такой правовой рычаг, как государственный заказ.

3. Создать необходимые условия  для функционирования свободного предпринимательства в сфере мелкого и среднего бизнеса,  если этот бизнес увязан с производственной деятельностью.

4. Создать все правовые условия  для выхода их  «тени»  всякой  полезной деятельности. Одновременно повысить юридическую ответственность за организованную

деятельность в сфере противозаконной  «теневой экономики».

 

 

Заключение.

 

По проведенному исследованию можно  сделать вывод, что экономическая  политика - это система методов, инструментов и форм государственного воздействия  на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип  экономической стратегии. Сложная  структура развитой рыночной экономики  требует применения разнообразных  инструментов и мер экономической  политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной. На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической  стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики  и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и  другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической  политики станут меры по улучшению  инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М., 1995.

2.Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст: Учебник / Пер. с англ.; Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. 2-е изд. – СПб., 1998.

3.Сухарев О.С. Институциональная  экономика. Теория и политика - 2008 - №4 - С. 4-15

4. Сергеев М. Парадокс  экономической политики. М., 2002.

5. Ломакин В. К. Мировая  экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. О стратегии устойчивого развития мира и России. // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2007. - №96. - С.2-6.

7. Обзор основных тенденций российской экономики [Из экономического обзора ОЭСР] // Вопросы экономики. - 2005. - С.39-83.

8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 г. // Деньги и кредит. - №11. - 2006.

9. Перспективы социально-экономического развития РФ // Аналитический вестник СФ РФ. - №4. - 2007.

10.Григорьева А.А., Коновалова М.Е.Особенности государственной экономической политики в России –

http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article1013.pdf.

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

 

Субъекты исполнения экономической политики.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Пирамида целей

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная экономическая политика и её особенности в России