Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность государственной экономической политики и государственного регулирования экономики…………………………...4
1.1.Понятие, виды и инструменты экономической политики……………………………………………………………………………….……..4
1.2. Государственное регулирование экономики…………………….8
2. Теоретические подходы к обоснованию экономической политики…………………………………………………………………………………………9
2.1.Монетаризм………………………………………………………………………..……9
2.2.Кейнсианство………………………………………………………………………..14
2.3.Экономическая политика в переходный период……………...16
2.4.Подходы к разработке экономической политики…….……….20
2.5.Основные показатели экономического развития……………..23
3. Особенности экономической политики России…………………………………………………………………………………….…...30
Заключение……………………………………………………………..………………….35
Список используемой литературы……………………………………………37
Приложение…………………………………………………………….………………….38
Национальная экономика обладает способностью увеличивать выпуск товаров и услуг, что выражается в росте объема производства. Показателей объема производства много, но наиболее всеохватывающим показателем объема производства национальной экономики является валовой национальный продукт (ВНП).Валовой национальный продукт есть совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в национальной экономике за один год. Он дает качественную характеристику экономического развития страны, помогает выявить тенденцию роста национального производства.
Основные характеристики показателя ВНП: ВНП отражает текущее производство независимо от того, вся продукция продана или не вся, когда часть ее пополняет запасы производства. Следовательно, запасы производства включаются в ВНП; ВНП - это денежный показатель, он измеряет рыночную стоимость товаров и услуг. Поэтому его величина зависит от цен на товары и услуги; ВНП свободен от двойного счета, так как в нем учитывается рыночная стоимость только конечных продуктов. Конечные продукты - это товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи, т. е. из ВНП исключается стоимость промежуточных продуктов, так как они учитываются в стоимости конечных продуктов. Их включение означало бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. Следовательно, чтобы избежать двойного счета, в ВНП включается только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость - это рыночная стоимость продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков;4) ВНП исключает непроизводительные сделки, имеющиеся в течение года. К непроизводительным сделкам относятся чисто финансовые сделки и продажа подержанных товаров. Финансовые сделки бывают трех видов: а) государственные трансфертные (переводные) платежи (выплаты по социальному страхованию, по безработице, пенсии разных видов); б) частные трансфертные платежи (субсидии студентов из дома, дары от родственников); в) сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций и т. д.).
К непроизводительным видам деятельности относится и домашнее хозяйство. Хотя это хозяйство, но оно не рыночное (в нем ничего не производится на продажу). Поэтому его не включают в ВНП. Измерить ВНП можно двумя способами. Первый способ - с точки зрения расходов производства. При этом способе ВНП определяется по производству конечной продукции или по расходам потребителя на покупку продукции. Второй способ - с точки зрения доходов (поступлений) производителей, полученных в процессе производства ВНП. При этом способе ВНП определяется на основе подсчета добавленной стоимости. Два способа -по конечной продукции и по добавленной стоимости -это два взгляда на одну и ту же проблему. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.
Среди составляющих ВНП, исчисленного обоими способами, состояние экономики могут характеризовать такие показатели, как общие частные инвестиции (1-й способ) и прибыль (2-й способ).
Объем инвестиций влияет на экономический рост. Суммарные частные инвестиции складываются из амортизационных отчислений и чистых инвестиций; они отражают возмещение вложенного в производство капитала и прирост капитала за счет добавочных вложений в производство. Если общие инвестиции больше амортизационных отчислений, то налицо положительные чистые инвестиции, характерные для экономического роста экономики. Если общие инвестиции меньше амортизационных отчислений, то чистые инвестиции отрицательны, что свидетельствует об экономическом спаде. Если общие инвестиции равны амортизационным отчислениям, то перемен в экономике нет, экономика статична.
Прибыль - это важнейший показатель эффективности производства. Составляя важнейшую часть дохода, прибыль распределяется: государству в виде налогов (на прибыль), акционерным обществам в виде дивидендов на акции и фирмам в виде нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль вместе с амортизационными отчислениями формирует реальный фонд инвестирования, который позволяет поддерживать экономику в динамичном состоянии. Кроме ВНП, важнейшими показателями системы национальных счетов являются: чистый национальный продукт, национальный доход и личный доход. Чистый национальный продукт, национальный доход и личный доход. ВНП имеет один недостаток: в нем заложена тенденция к преувеличению текущего годового производства, так как он не предусматривает вычета той части годового производства, которая идет на замещение капитала в этом году (амортизационные отчисления). Поэтому для характеристики чистого объема производства существует такой экономический показатель, как чистый национальный продукт (ЧНП). ЧНП равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений. ЧНП -более совершенный измеритель объема производства.
Чистый национальный продукт, так же как и ВНП, создается с помощью таких ресурсов, как земля, капитал, рабочая сила, управленческие навыки. Текущий вклад ресурсов в создание национального продукта отражает ЧНП за исключением косвенных налогов на прибыль. ЧНП минус косвенные налоги на прибыль образует национальный доход (НД). НД показывает, во что обходится создание ЧНП с точки зрения расходов ресурсов. Поэтому НД отражает рыночные цены на экономические ресурсы, использованные на создание текущего объема производства.
Еще один важный показатель системы национальных счетов -личный доход (ЛД). Он получается, если из НД вычесть три вида дохода, которые заработаны, но не получены людьми, и прибавить доходы, которые получены людьми, но не являются результатом их трудовой деятельности.
Таким образом, личный доход есть совокупный доход, полученный (выплачиваемый) индивидами и семьями до уплаты ими налогов государству.
Доход после уплаты налогов есть располагаемый доход, т. с. личный доход за вычетом налогов с граждан. С помощью этого дохода измеряется величина доходов семей и индивидов. Это их доход для потребления и сбережений.
Итак, соотношение между ВНП, ЧНП, НД, ЛД и располагаемым доходом можно проиллюстрировать так: ВНП -амортизационные отчисления = ЧНП -косвенные налоги с предпринимательства = НД - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль фирм -нераспределенная прибыль фирмы + трансфертные платежи = ЛД - индивидуальные налоги = располагаемый доход.
Для измерения национального объема производства используется еще один показатель - валовой внутренний продукт (ВВП). Он включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны. Поскольку валовой внутренний продукт не включает поступлений от международных операций, то этот показатель широко используется для сопоставления уровней развития экономики различных стран.
Использование систем национальных счетов в России. В нашей стране характеристика макроэкономической динамики национальной экономики долгое время базировалась на исчислении таких показателей, как совокупный общественный продукт и национальный доход.
Совокупный общественный продукт (СОП) определялся как масса материальных благ, произведенных за год. По стоимости он складывался из стоимости потребленных средств производства, стоимости необходимого и прибавочного продукта (СОП = ПФ + НП + ПП). По материальной форме он состоял из продукции двух подразделений общественного производства: средств производства и средств потребления. Исчисление показателя СОП характеризуется тем, что единственной сферой создания национального продукта считалось материальное производство, к которому относятся промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, обслуживающие материальное производство, материально-техническое снабжение, заготовки и торговля в той части, в которой имеет место продолжение процесса производства. Сфера услуг как непроизводственная сфера в создании национального продукта не учитывалась. В основе такого подхода лежит марксистское деление труда на производительный (создающий материальные блага) и непроизводительный, хотя и общественно полезный (не создающий их). Тем самым величина СОП существенно занижалась.
Вместе с тем в СОП включалась промежуточная продукция, что приводило к повторному счету, искажая истинное значение показателя национального продукта (его завышение на величину стоимости промежуточных продуктов).
Соответственно исчислялся и национальный доход (НД) - как вновь созданная стоимость (заработная плата плюс стоимость прибавочного продукта). Этот показатель также учитывал только сферу материального производства и игнорировал сферу Услуг. Кроме того, он не лишен был и повторного счета, поскольку учитывал налоги с предприятий.
Таким образом, оба показателя национальной экономики (СОП и НД) не могли полно отражать динамику производства, текущие и перспективные тенденции экономического развития страны, не служили объективной базой для выработки правильной экономической политики.
В настоящее время в
нашей стране начался переход
к международным стандартам оценок
основных экономических показателей.
За ориентир берется система национальных
счетов ООН и Проект международных
сопоставлений ООН. В соответствии
с этим осуществляется переход к
показателям системы
Внедрение системы национальных
счетов в практику российской статистики
связано с переходом к
Национальные счета России -это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для получения общей картины экономической деятельности страны. Результатами экономической деятельности являются: продукты (имеющие материально-вещественную форму), услуги (материального и нематериального характера), товары (предназначенные для продажи), нерыночные услуги (государственных и общественных организаций), трансферты (безвозмездные доходы в денежной и натуральной форме).
Система национальных счетов России включает сводный счет внутренней экономики и сводный счет внешнеэкономических связей. Для учета динамики внутренней экономики ведутся счета по важнейшим экономическим операциям: операции с продуктами и услугами, распределительные операции и финансовые операции. Каждая операция отражается в счетах дважды - в ресурсах и в использовании. Балансирование итогов операций обеспечивается применением одного из двух методов: метода первоначального определения счета как безусловного баланса и метода введения специальной статьи счета, служащей для перехода к следующему счету.
Теперь наиболее важную роль в российской экономике играют такие макропоказатели, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт. Новыми понятиями для отечественной экономики являются валовая прибыль экономики (валовой смешанный доход) и чистая прибыль экономики (чистый смешанный доход). В составе валовой и чистой прибыли экономики сочетаются элементы оплаты труда и прибыли (например, доходы от частной предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, доходы лиц свободной профессии, авторские гонорары), поэтому они и называются валовым и чистым смешанным доходом.
Система национальных счетов
открывает новые возможности
анализа фактического состояния
российской экономики. Одновременно делаются
попытки международных
Однако внедрение системы
Глава 3. Особенности экономической политики России.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Можно выделить три характерных модели рыночной
экономики, используемых в современных условиях:
· Американская модель – «Либеральная
модель капитализма».
Её характерными особенностями являются минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, большое различие на
уровне заработной платы между главой фирмы и служащими.
· Немецкая модель
Особенности: сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем; решающая роль
отводится банкам, различие в уровне заработной платы незначительно.
· Шведская модель
Отличительной особенностью является социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, частое вмешательство государства в процесс
ценообразования, весьма высокий уровень государственного сектора.
Государственная экономическая политика в России схожа по
своим особенностям со шведской моделью.
А сейчас более подробно рассмотрим экономическую политику в России.
Практически все эксперты отмечают, что за последнее время резко увеличилось
государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если
несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то
сегодня, если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта
цифра составит не менее 50% ВВП, и будет увеличиваться. Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг. Общие параметры государственного сектора: объем реализованной продукции десяти самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП; в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежит государству; «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
Информация о работе Государственная экономическая политика и её особенности в России