Государственная экономическая политика и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Политика - это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность государственной экономической политики и государственного регулирования экономики…………………………...4
1.1.Понятие, виды и инструменты экономической политики……………………………………………………………………………….……..4
1.2. Государственное регулирование экономики…………………….8
2. Теоретические подходы к обоснованию экономической политики…………………………………………………………………………………………9
2.1.Монетаризм………………………………………………………………………..……9
2.2.Кейнсианство………………………………………………………………………..14
2.3.Экономическая политика в переходный период……………...16
2.4.Подходы к разработке экономической политики…….……….20
2.5.Основные показатели экономического развития……………..23
3. Особенности экономической политики России…………………………………………………………………………………….…...30
Заключение……………………………………………………………..………………….35
Список используемой литературы……………………………………………37
Приложение…………………………………………………………….………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ.docx

— 419.86 Кб (Скачать)

 Марксизм-ленинизм, подчёркивая  наличие глобальных закономерностей  строительства социализма и необходимость  для марксистско-ленинских партий  руководствоваться ими в своей  практической деятельности, указывает  в то же время на обязательность  всестороннего учёта в ходе  создания нового общественного  строя национальных особенностей, имеющихся в данной стране. 

 После завоевания государственной  власти перед пролетариатом на  первый план выдвигается задача  создания социалистической экономики,  экономические основы нового  общества — социалистической  собственности на средства производства. Пролетариат использует свою политическую власть для обобществления средств производства двумя основными путями: экспроприацией экспроприаторов и добровольным объединением мелкотоварных хозяйств в коллективные при организационной, материальной и финансовой поддержке со стороны социалистических государства. Экспроприация экспроприаторов осуществляется национализацией — передачей пролетарскому государству важнейших отраслей производства и сферы обращения. В руках трудящихся сосредоточиваются командные высоты народного хозяйства, основные рычаги экономического воздействия на всё развитие страны. 

 Основные принципы экономический политики в переходный период были сформулированы впервые в ленинском плане построения социализма в СССР. Этот план предусматривал преодоление технико-экономической отсталости России путём осуществления социалистической индустриализации, ликвидацию капиталистического уклада, социалистическое преобразование мелкокрестьянского сельского хозяйства, проведение культурной революции, достижение высокого жизненного уровня трудящихся. 

 Одну из главных  экономических закономерностей  переходного периода составляет  последовательное социалистическое  преобразование сельского хозяйства.  Оно включает создание государственных  с.-х. предприятий и объединение  мелких крестьянских хозяйств (при  их наличии) в производственные  кооперативы. В. И. Ленину принадлежит разработка основных принципов социалистического преобразования мелкотоварного производства Социалистическое преобразование сельского хозяйства означает величайший революционный переворот в способе производства, в жизни многомиллионных масс трудящихся. Этот переворот связан с коренной ломкой старых буржуазных производственных отношений в земледелии, с уничтожением частной собственности на средства производства и ликвидацией последнего эксплуататорского класса — кулачества. Этот исторический процесс происходил в СССР и др. социалистических странах. 

 В результате социалистического  обобществления средств производства  создаётся социалистический. Основные уклады переходного периода: социалистический, мелкотоварный и капиталистический. 

 Социалистический уклад представляет собой более высокий по сравнению с капиталистическим тип хозяйства. Он развивается на основе общественной собственности на средства производства, охватывает государственные и кооперативные социалистические предприятия в городе и деревне и с самого начала играет ведущую роль в экономике переходного периода. К мелкотоварному укладу относятся главным образом крестьянские хозяйства, ремесленные и кустарные предприятия, которые основаны на личном труде и не эксплуатируют наёмную рабочую силу. Этот уклад постепенно преобразуется в социалистический путём кооперирования. Капиталистический уклад представлен в основном средними и мелкими капиталистическими предприятиями в городе и кулацкими хозяйствами в деревне. Наряду с этими основными укладами, которые имеются во всех странах, совершающих переход от капитализма к социализму, в тех или иных странах могут существовать другие неосновные экономические уклады — патриархальный, государственно-капиталистический.  Многоукладной экономической структуре общества в переходный период соответствует и его классовая структура. Рабочий класс после завоевания государственной власти из эксплуатируемого превращается в господствующий и руководящий класс. Другим основным классом переходного периода является крестьянство. Революционные преобразования, проводимые социалистическим государством, коренным образом меняют его положение и приводят к прекращению процессов «вымывания» среднего крестьянства, «осереднячиванию» деревни, смягчают и затем полностью ликвидируют аграрное перенаселение. Буржуазия, утратив свою власть и основные средства производства, перестаёт быть господствующим классом общества. Социалистическое государство своей экономической политикой, направленной на социалистическое преобразование экономики страны, обеспечивает создание условий для полной ликвидации буржуазии. 

 Т. к. в переходный период ещё существуют антагонистические классы, то сохраняется и классовая борьба между ними. Меняются лишь соотношения классовых сил и формы классовой борьбы. Переходный период есть период борьбы между умирающим капитализмом и растущим социализмом по принципу «кто — кого». Противоречие между социализмом и капитализмом, являющееся основным противоречием переходного периода, преодолевается в ходе классовой борьбы, острота которой зависит от внутренней и международной обстановки социалистического строительства. Наряду с этим в переходный период существуют и др. противоречия (между передовым политическим строем и технико-экономической отсталостью, унаследованной от старого строя, между крупной, объединённой социалистической промышленностью и мелким, раздробленным крестьянским сельским хозяйством). Все эти противоречия преодолеваются в результате осуществления экономической политики пролетарского государства, представляющей собой совокупность мер, направленных на обеспечение победы социализма. 

 Важной чертой ленинского  плана построения социализма  является обоснование необходимости  использования товарно-денежных  отношений для налаживания экономических  связей между различными укладами  хозяйства, прежде всего между  социалистической промышленностью  и мелкокрестьянским хозяйством  в интересах укрепления экономического  союза рабочего класса и крестьянства  и обеспечения победы социализма  над капитализмом. Система мероприятий  в этой области получила название новой экономической политики (нэп). Ленинский план, лежащий в основе социалистического строительства во всех странах, вступивших на путь социализма, получает свою дальнейшую конкретизацию и разработку в решениях коммунистических и рабочих партий.

Практика социалистического строительства  в СССР и др. социалистических странах  подтвердила правильность марксистско-ленинского учения о переходном периоде.

2.4. Подходы к  разработке экономической политики.

Задача государственного регулирования  экономики и лежащей в ее основе концепции экономической политики - это компромисс между многочисленными  и разнообразными интересами в целях  достижения максимального блага  в рамках существующего строя. Системная  реализация государственной экономической  политики требует разработки концепции  экономического развития, которая соответствовала  бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени. Главной задачей при  разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной  для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение  в показателях уровня жизни и  благосостояния населения. Еще одной  важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия. С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта. Разработка государственной экономической политики базируется на следующих элементах:1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации. Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.3. Упорядочение целей, построение дерева целей – это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам. Дерево целей – систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития. Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя. Полномочия и роли в разработке государственной экономической политики можно распределить следующим образом:

- Президент и Правительство  РФ формулируют основные общенациональные  цели социально-экономического развития  страны на среднесрочную перспективу;

- разрабатывается макроструктурная  модель социально-экономического  развития страны, определяющая сбалансированную  систему общеэкономических показателей  и показателей динамики и структуры  основных секторов экономики,  обеспечивающих максимально возможные  достижения поставленных общенациональных  целей;

- результаты расчетов макроструктурной  модели дезинтегрируются в разрезе  субъектов Федерации, а также  основных хозяйственных структур, играющих определяющую роль в  развитии того или иного сектора  экономики;

- полученные дезинтегрированные  показатели доводятся до соответствующих  субъектов Федерации и хозяйственных  структур в качестве индикаторов,  имеющих ориентирующее значение  для хозяйствующих субъектов;

- принимая во внимание полученные  индикаторы, субъекты Федерации  и хозяйственные структуры разрабатывают  собственные программы развития  и сообщают их основные характеристики (в структуре полученных индикаторов)  Федеральному центру;

- в диалоговом режиме с использованием  современных информационных технологий  осуществляется согласование основных  индикаторов между хозяйственными  структурами, субъектами Федерации  и федеральным центром (при  этом согласовании приоритет  имеет позиция хозяйственных  структур);

- по результатам согласования  федеральный центр формирует  социально-экономическую программу  страны на среднесрочную перспективу.

К числу документов фиксирующих  экономическую политику относятся:

- законы и законодательные акты ;

- регуляторные и нормативные  акты ;

- судебные определения и решения ;

- постановления и распоряжения  административных органов. Особую  роль при этом играют всякого рода долгосрочные планы, стратегии и концепции развития, часто не являющиеся нормативно-правовыми актами, но задающие идеологию и основные приоритеты социально-экономического развития. Процесс формирования экономической политики – процесс подготовки предложений и рекомендаций по регулированию или дерегулированию тех или иных сфер, оказанию поддержки экономическим субъектам, часто вписывается как раз в рамки подготовки таких программных документов, определяющих направления и приоритеты местного развития. Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

 

 

2.5. Основные показатели  экономического развития.

Национальная экономика  складывается из совокупности отдельных, частных производств (фирм, предприятий), находящихся во взаимосвязи. Для  измерения роста совокупного  производства в экономике используется система национальных счетов, которая  выполняет ту же функцию, что и  бухгалтерский учет для отдельной  фирмы. Система национальных счетов - это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для получения общей картины экономической деятельности страны. Система национальных счетов разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии С. Кузнецом. С конца 60-х годов она принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам. Значение системы национальных счетов велико. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени, раскрывать факторы, определяющие функционирование экономики, определять тенденцию экономического развития на перспективу, формировать и проводить в жизнь экономическую политику государства. Следовательно, система национальных счетов определяет состояние национальной экономики и экономическую политику, способную влиять на это состояние.

В системе национальных счетов отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой - их использование. Она показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

Участниками экономических  отношений выступают: нефинансовые предприятия, производящие товары и  услуги в целях получения денег; домашние хозяйства, функция которых - потребление; государственная и частная администрация, оказывающая услуги, не реализуемые за деньги; финансовые учреждения; агенты за пределами страны.

Участники экономических  отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы  записаны дважды: как наличные и  как используемые. В результате для  большой категории операций получается равновесие - все ресурсы равны их использованию. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений.

По конкретным группам  участников экономических операций ведутся свои счета следующих  видов: счет производства - это баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей; счет валовой добавленной стоимости - баланс производства доходов и возмещения основного капитала через амортизацию в продукте; счет эксплуатации -баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами; счет распределения - баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды; счет капитала - баланс финансирования инвестиций; финансовый счет - итоговый баланс, показывающий, кто предоставил необходимые капиталы и кому переданы излишние капиталы.

Информация о работе Государственная экономическая политика и её особенности в России