Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:34, реферат
ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей ( продавцов) и потребителей товаров , предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами ( недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены "вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Санирующая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе "О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок «невидимой рукой». Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах К.Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие, необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм и его функционирование
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Предложение - это масса товаров и услуг, которые предлагаются для реализации.
Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения, с понижением цен сокращается также и предложение.
Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен.
Что влияет на изменение спроса:
- изменение потребительского вкуса
- изменение числа покупателей
- изменение дохода покупателей
- изменение цены на сопряженные товары
Эластичность- важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов
( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен.
Факторы, влияющие на эластичность:
- наличие хороших заменителей товаров;
- удельный вес в бюджете потребителя;
- размер дохода;
- качество товаров;
- размеры запаса.
Цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке, то есть количество товара, которое хотят купить потребители, соответствующее количеству товара, предлагаемого производителем.
Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.
Конкуренция и монополия в рыночной системе
Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык, конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развивается несколько основных видов конкуренции:
- простых товаропроизводителей;
- единоличных капиталов:
- монополий:
- национальных капиталов;
- интернациональных капиталов.
Для бывших социалистических стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:
- между индивидуальными изготовителями товаров:
- между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами) стремящимися получить максимальную прибыль;
- между региональными экономическими образованиями;
- между предприятиями СНГ;
Монополия ( в переводе с лат. "моно" - один, "полео" - продаю) - господство на рынке одной фирмы. Если 1/3 рынка занимает 1 фирма - рынок монопольный, 60% - абсолютно монопольный рынок.
Виды монополий: абсолютная и чистая. Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды монополистических объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН.
Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов регулирования деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации.
Банки, их роль и функции
Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.
Капитал банка можно разделить на собственный (обычно не более 10 % всех средств) и привлеченный - главным образом депозиты. Кроме того, в общем капитале любого банка выделяют т.н. резервный капитал. Это тот минимум денежной наличности, который обеспечивает банковскую ликвидность, т.е. постоянную способность банка выдавать деньги по требованию клиентов. Размер этого наличного денежного минимума определяет норма резервного капитала, которую обычно устанавливает для всех банков центральный банк страны.
Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации.
В Украине функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. "Банк банков" - Национальный банк Украины ( НБУ).
Функции Центрального банка:
1.Денежная эмиссия.
2.Регулирование денежного обращения.
3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная, или банковская, эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ:
Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
- Инвестиционные компании занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.
- Сберегательные учреждения ( взаимно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.
- Страховые компании, главная функция которых- страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.
- Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.
Ссудный капитал и процент
Ссудный капитал - это денежный капитал, который предоставляется предпринимателям на установленный срок на условиях возвратности и за определенную плату в виде процента.
Ссудный капитал выступает как товар. Потребительной стоимостью этого специфического товара является способность ссудного капитала приносить прибыль. Ценой временного пользования ссудным капиталом является ссудный процент. Источником ссудного процента, уплачиваемого предпринимателем собственнику ссудного капитала, является часть прибыли предпринимателя от функционирования этого капитала в его руках. Поэтому ссудный процент, как и вся прибыль, представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Заемщик-предприниматель делится своей прибылью с собственником ссудного капитала. По аналогии с массой и нормой прибыли различается масса и норма ссудного процента. Масса судного процента представляет собой сумму годового дохода собственника ссудного капитала. Норма ссудного процента представляет собой процентное отношение годовой суммы дохода заимодателя к сумме его ссудного капитала. С возникновением ссудного капитала у всех предпринимателей появилась возможность расширить свою деятельность, сужать или вообще прекращать ее путем частичного или полного превращения своего капитала в ссудный капитал. В связи с этим все предприниматели, оценивая качество и результаты своей деятельности, расчленяют свою прибыль на процент и предпринимательский доход. Годовой предпринимательский доход за исключением из прибыли ссудного процента является важным оценочным показателем качества предприимчивости.
Торговый капитал и торговая прибыль
Торговый капитал в процессе его функционирования подразделяется на 2 части:
1). капитал обращения;
2). издержки обращения.
Преобладающая масса торгового капитала выступает в форме капитала обращения, он используется на закупки товаров, приобретение оборудования, зданий.