Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:36, курсовая работа
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________3
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________________________________5
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ_____________________________________________5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА____________________________7
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА ___________________________________________________9
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЗИНГ________________________________________________9
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ___________________________________11
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ_______________________________________________12
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА_________________________________________13
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ____________________________________14
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________16
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА_______________________________________16
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА__________________________________16
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ_____________________________________18
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА__________________________________________20
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА______________________________________20
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ________________________________________22
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ__________________________________24
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________25
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_____________________25
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________26
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_________________29
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ____________________________________________________________________29
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ___________________________________________________________________30
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ___________________________________31
5.1 ИМИДЖ-ВСЕ____________________________________________________________34
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦИФРАХ И СУММАХ___________________________________39
5.3 ТРИ ПУТИ_______________________________________________________________41
5.4 УЯЗВИМЫЕ МЕСТА______________________________________________________42
5.5 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ__________________________________________________45
5.5.1 ВОПРОССЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ФРАНЧАЙЗЕРУ___________47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________54
Если большинство ответов на данные вопросы меня бы удовлетворили или был найден компромисс с франчайзером (мастер-френшизой), то сделка купли-продажи франшизы несомненно бы совершилась в данной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, практическую значимость и эффективность практического использования свои полученные выводы можно изложить следующим образом:
В данной курсовой работе было проведено исследование франчайзинга в общем и в Российской Федерации в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.
По итогам курсовой работы отчетливо видно, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.
Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса в форме франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать.
В данной курсовой работе довольно четко рассмотрены особенности деятельности франчайзинга в России, так как при написании работы наибольший интерес вызывало все, что связано с нашей страной и функционированием в ней франчайзинговой системы. Поэтому довольно обширно был рассмотрен отдельным параграфом франчайзинг в количественных показателях на территории Российской Федерации, его уязвимые места и печальный опыт некоторых компаний, не сумевших до конца понять сущность и основу ведения бизнеса такого рода.
А также не осталась без внимания законодательная регулировка процесса ведения бизнеса в форме франчайзинга, которая основывается на заключении договора коммерческой концессии. Именно для более глубокого практического понимания функционирования франчайзинга была затронута тема правового обеспечения франчайзинговой системы ведения бизнеса.
Строгий контроль и унифицированность всех франшиз к стандартам франчайзора будет способствовать правильному развитию франчайзинга в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М. Инфра-М - Норма. 2000.
2. Артеменков И. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. - 1996. - 15мая.
3. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. - М., 1994. - N 12. - с20-22.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2004 г.
5. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. - 4 изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - ТК Велби / Проспект, 2004 г.
6. Гордиенко И. Еще один выгодный незнакомец: франчайзинг// Питание и общество №4 2001 г. с15,24.
7. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Тольятти: Дока-пресс. 1994.
8. Завьялов Н. Имидж-все // Школа своего дела 01/2006 г. с 76
9. Ленц Е. Ретейл-франшизы // Секрет фирмы 11/2005 г. с 10
10. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе М.: Сибли Интернэшнл, Инк, 1995.
11. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. - М.: Соваминко, 1995 г.
12. Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
13. Новосельцев О. Оценка коммерческой концессии.// Хозяйство и право №3 2000 г.
14. Панина М. Фаза активного развития
франчайзинга на российском
15. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб. 1997.
16. Рогов В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества // Экономика и жизнь. №11 1998 г. с.20-21.
17. Суханов Е. Коммерческая концессия.// Хозяйство и право №11 1996 г. с. 15-23.
18. Тотьев К. Коммерческая концессия.// Известия делового мира N5-(21).
19. Франчайзинг - собственный бизнес под маркой лучшей фирмы // КОРИНФ. - 1996. - 30 сентября.
20. Internet / www.deloshop.ru (магазин франшиз и все о франчайзинге).
21. Internet / www. buybrand.ru (покупка франчайзинга).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 августа 2005г. N 105н
О РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ (СУБКОНЦЕССИИ)
В соответствии со статьями 1028, 1036 и 1037 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410), Указом Президента Российской Федерации от 9 марта . N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня . N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября . N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2005, N 8, ст. 654; N 12, ст. 1042; N 23, ст. 2270) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок
регистрации договоров
2. Признать, что со дня вступления в силу
настоящего Приказа, Приказ Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам
от 20 декабря . N БГ-3-09/730 "О регистрации
договоров коммерческой концессии (субконцессии)"
(зарегистрирован в Минюсте России 16 января
., регистрационный номер 4125; Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, N 8, 24 февраля .;
"Российская газета", N 15, 25 января
.) не применяется.
Министр
А.Л.КУДРИН
Утвержден
Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.08.2005 N 105н
ПОРЯДОК
РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ (СУБКОНЦЕССИИ)
I. Общие положения
1.1. В соответствии со статьями
1028, 1036, 1037 Гражданского кодекса
1.2. Договор коммерческой концессии (субконцессии)
(изменение или прекращение договора)
регистрируется территориальным органом
ФНС России (регистрирующим органом), осуществившим
регистрацию юридического лица или индивидуального
предпринимателя, выступающего по договору
в качестве правообладателя.
Если правообладатель зарегистрирован
в качестве юридического лица или индивидуального
предпринимателя в иностранном государстве,
регистрация осуществляется регистрирующим
органом, осуществившим регистрацию юридического
лица или индивидуального предпринимателя,
являющегося пользователем.
Регистрация осуществляется в срок не
более чем пять рабочих дней со дня представления
документов в регистрирующий орган.
Регистрация осуществляется посредством
внесения записи о договоре коммерческой
концессии (субконцессии) (изменении или
прекращении договора) в Журнал учета
регистрации договоров коммерческой концессии
(субконцессии) (далее - Журнал) и проставления
на представленных экземплярах договора
коммерческой концессии (субконцессии),
изменений договора, соглашения о прекращении
договора соответствующей надписи (штампа)
и печати регистрирующего органа.
Журнал ведется на бумажном носителе по
форме согласно приложению к настоящему
Порядку.
Каждой записи в Журнале присваивается
регистрационный номер, который соответствует
порядковому номеру. Нумерация начинается
с единицы и является сквозной, переходящей
на следующий год без изменений. Для каждой
записи указывается дата ее внесения в
Журнал (дата регистрации).
Для каждого регистрируемого договора
коммерческой концессии (субконцессии)
заводится отдельное дело. В дело регистрации
договора коммерческой концессии (субконцессии)
в порядке поступления включаются все
документы, представляемые при регистрации
доктора коммерческой концессии (субконцессии),
изменения договора коммерческой концессии
(субконцессии), прекращения договора
коммерческой концессии (субконцессии).
Номер дела должен соответствовать регистрационному
номеру договора коммерческой концессии
(субконцессии).
1.3. При осуществлении регистрации договоров
коммерческой концессии необходимо иметь
в виду, что:
предметом договора является комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю
(в том числе право на фирменное наименование
и/или коммерческое обозначение правообладателя,
на охраняемую коммерческую информацию,
а также на другие, предусмотренные договором
объекты исключительных прав - товарный
знак, знак обслуживания и т.д.);
сторонами по договору могут быть коммерческие
организации и граждане, зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей.
1.4. Документы для регистрации договора
коммерческой концессии (субконцессии)
(изменения или прекращения договора)
представляются по соглашению одной из
сторон по договору коммерческой концессии
(субконцессии) в регистрирующий орган
с сопроводительным письмом.
Лицами, имеющими право подписывать сопроводительное
письмо, могут являться следующие лица
(далее - уполномоченное лицо):
руководитель постоянно действующего
исполнительного органа юридического
лица - стороны по договору коммерческой
концессии (субконцессии) или иное лицо,
имеющее право без доверенности действовать
от имени этого юридического лица;
индивидуальный предприниматель, являющийся
стороной по договору коммерческой концессии
(субконцессии);
иное лицо, действующее на основании доверенности.
Сопроводительное письмо составляется
в произвольной форме с указанием следующих
сведений:
вид действия, за совершением которого
обратилось уполномоченное лицо (регистрация
договора коммерческой концессии (субконцессии),
изменение договора коммерческой концессии
(субконцессии), прекращение договора
коммерческой концессии (субконцессии)).
В случае, если видом действия является
изменение или прекращение договора коммерческой
концессии (субконцессии), указывается
дата регистрации и регистрационный номер
договора коммерческой концессии (субконцессии);
сведения о правообладателе и пользователе:
полное фирменное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя);
· место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);
· дата государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, номер документа (свидетельства) о государственной регистрации;
· контактный телефон;
· перечень представленных документов.
Уполномоченное лицо, подписавшее
сопроводительное письмо, указывает
свои паспортные данные или
в соответствии с
1.5. Документы представляются в регистрирующий
орган непосредственно или направляются
почтовым отправлением с уведомлением
о вручении при его пересылке и описью
вложения.
Датой представления документов при осуществлении
регистрации является день их получения
регистрирующим органом.
При непосредственном представлении документов
для регистрации договора коммерческой
концессии (субконцессии) (изменения или
прекращения договора) лицу, представившему
указанные документы, выдается расписка
в получении документов с указанием перечня
и даты их получения регистрирующим органом.
Расписка должна быть выдана в день получения
документов регистрирующим органом.
При поступлении в регистрирующий орган
документов, направленных по почте, расписка
высылается не позднее рабочего дня, следующего
за днем получения документов регистрирующим
органом, уполномоченному лицу почтовым
отправлением с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган в случае несоответствия
документов, представленных уполномоченным
лицом для регистрации договора коммерческой
концессии (субконцессии) (изменения или
прекращения договора), требованиям, определенным
настоящим Порядком, возвращает вышеуказанные
документы в срок не более чем пять рабочих
дней со дня их представления с сопроводительным
письмом, содержащим основания возврата
документов.
В случае направления регистрирующим
органом зарегистрированных документов
по почте они направляются уполномоченному
лицу почтовым отправлением с уведомлением
о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет
и хранение в делах регистрации договоров
коммерческой концессии (субконцессии)
всех полученных уведомлений о вручении
с отметкой оператора почтовой связи о
дате вручения зарегистрированного договора
коммерческой концессии (субконцессии)
(изменения договора или соглашения о
прекращении договора), расписки регистрирующего
органа в получении документов, в случае
их направления по почте.
1.6. Порядок регистрации договора коммерческой
субконцессии аналогичен порядку регистрации
договора коммерческой концессии.