Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:36, курсовая работа
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________3
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________________________________5
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ_____________________________________________5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА____________________________7
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА ___________________________________________________9
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЗИНГ________________________________________________9
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ___________________________________11
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ_______________________________________________12
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА_________________________________________13
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ____________________________________14
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________16
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА_______________________________________16
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА__________________________________16
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ_____________________________________18
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА__________________________________________20
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА______________________________________20
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ________________________________________22
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ__________________________________24
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________25
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_____________________25
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________26
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_________________29
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ____________________________________________________________________29
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ___________________________________________________________________30
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ___________________________________31
5.1 ИМИДЖ-ВСЕ____________________________________________________________34
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦИФРАХ И СУММАХ___________________________________39
5.3 ТРИ ПУТИ_______________________________________________________________41
5.4 УЯЗВИМЫЕ МЕСТА______________________________________________________42
5.5 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ__________________________________________________45
5.5.1 ВОПРОССЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ФРАНЧАЙЗЕРУ___________47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________54
Поскольку договор коммерческой концессии является предпринимательским, взаимная ответственность сторон за его нарушение наступает независимо от их вины, если только иное прямо не установлено их договором (п. 3 ст. 401 ГК).
В коммерческой концессии согласно абз. 1 ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиками к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, то есть продает покупателям вещи (товары), на которых находятся товарные знаки и другие фирменные обозначения правообладателя, правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем (абз. 2 ст. 1034, ст. 322-325 ГК). Эти нормы введены в целях гарантии прав заказчиков и потребителей пользователя.
Договор франчайзинга подлежит государственной регистрации.
4.5.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя, а если правообладатель - иностранное лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) утвержден ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 августа 2005г. N 105н (см. Приложение 1). Перечень документов, которые нужно представить, включает:
· заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;
· документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;
· копию документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
· три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);
· два экземпляра описи представленных документов.
Если по договору коммерческой концессии передается право использования объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (например, товарный знак, патент на изобретение и т. п.), договор регистрируется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ в соответствии с Приказом Роспатента от 29 апреля 2003. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных" с изменениями от 11 декабря 2003 (см. Приложение 2).
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
В российском франчайзинге мы наблюдаем невыполнение обязанностей как с той, так и с другой стороны. Франчайзинг сам по себе как бизнес-инструмент достаточно интересен. Идея продажи «алгоритма успеха» за проценты изначально представляется привлекательной как для франчайзера, так и для франчайзи: первый получает возможность избежать административных издержек, сконцентрировавшись на развитии брэнда, а второй приобретает раскрученный брэнд, и при этом ему не надо тратиться на маркетинг, рекламу и т. д. С одной стороны, франчайзи получает пакет с бизнес-схемами, управленческими решениями и ноу-хау. С другой, пакет этот, добравшись до регионов, часто оказывается существенно урезанным: брэнд нужно раскручивать едва ли не с нуля, не говоря уже о борьбе за поддержание требуемого ассортимента. Вместе с тем прекрасно известно, что любое начинание можно выхолостить, довести до абсурда и даже превратить в противоположность первоначальной идеи. В российском франчайзинге мы наблюдаем невыполнение обязанностей, как с той, так и с другой стороны. С одной стороны, зачастую франчайзеры практически не поддерживают франчайзи. С другой -- покупатель франшизы грешит тем, что, сокращая издержки, снижает качество, чем вредит не только брэнду, но и развитию собственного бизнеса. Ведь предпринимательский бизнес, построенный на основе франшизы, предполагает долговременное стратегическое развитие, а не получение сиюминутной выгоды.
В качестве примера можно привести тенденцию снижения доверия к сетевым брэндам АЗС, супермаркетов. Характерно, что интерес ослабевал как с той, так и с другой стороны. В связи с отсутствием маркетинговой поддержки падал интерес со стороны франчайзи, а франчайзеры были недовольны качеством -- вплоть до того, что франшиза отзывалась в связи с плохим качеством бензина (случай сетевых АЗС). Сегодня стало уже тенденцией, что наиболее сильные игроки на рынке франчайзинговых предложений вводят ограничение на продажи франшиз, так как экономические потери от недоверия покупателей ощутимо больно могут ударить по экономическим показателям компаний.
Трудно сказать, является ли ситуация с российским франчайзингом уникальной, или это просто болезнь роста, через которую проходят развивающиеся рынки. McDonald's, славящийся своей технологией быстрого питания и очень жесткими правилами для персонала, во всем мире работает по франчайзингу, и только в России все рестораны McDonald's являются дочерними компаниями. В нашей стране практика франчайзинга пока настолько далека от совершенства, что часто безопаснее отказаться от этого удобного способа управления. Тем не менее я надеюсь, что с развитием рынка использование этого инструмента станет более цивилизованным.
В России дистрибуторам волей-неволей приходится сдавать позиции крупным федеральным сетям с сильными брэндами, отлаженной логистикой и выгодными условиями поставки. С другой стороны, они становятся жертвами развязанной ими же самими ценовой конкуренции. Спасая свои каналы сбыта, дистрибуторы используют против федеральных ритейлеров их же оружие -- собирают розничных партнеров в аналогичные по размаху торговые сети с большим закупочным бюджетом и единой торговой маркой. Подобную стратегию уже избрали для себя и компания «Северен» (сеть мобильной электроники «Цифроград»), и дистрибуторы бытовой техники и электроники «Корсо трейд» (сеть «Эксперт») и «Арконада» («Линия тока»). Сейчас в их сетевые проекты входит соответственно 650, 244 и 72 франчайзинговых магазина в различных регионах России.
Сформировав сбытовой кулак, компании рано или поздно задумываются о его качестве. Ведь, создавая сеть, франчайзеры, как правило, начинают с довольно символической платы за право пользования своей франшизой. Даже «Эксперт» (250 магазинов от Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре) довольствуется роялти, которое, по словам генерального директора сети Кирилла Новикова-Глушкова, в два-три раза меньше прямых и косвенных доходов от вступления под его брэнд.
Соответственно, решив первую задачу -- выбив у вендора выгодные условия поставки и маркетинговые бюджеты «под сеть», франчайзер начинает борьбу за «пропускную способность» сети -- увеличение объема продаж.
«Есть целый ряд критериев, которые должны строго соблюдаться, будь то форма сотрудников, мерчендайзинг или культура обслуживания. Мы используем так называемые чек-листы -- контролирующие органы приезжают в магазин и составляют список: что соответствует корпоративному стилю, что нет. Проверки проходят ежемесячно -- и плановые, и неплановые»,- рассказывает Михаил Вуколов, главный специалист отдела франчайзинга компании «Югснаб» (владеет сетью из 21 магазина для автомобилистов под брэндом «Покрышкино», пять из которых работают по франшизе). Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
Компания «Оптима» -- дистрибутор часов и создатель сети «Московское время» -- в 2003 году создала специальный отдел по работе с региональными франчайзи, обнаружив, что те регулярно демонстрируют нулевую рентабельность. Однако в настоящее время в сети «Московское время» 30 магазинов. Если же речь идет о крупномасштабной экспансии, когда в неделю открывается по две-три точки, уследить за всем трудно. По мнению Евгения Иванова, оптимально, когда один сотрудник компании курирует не более трех франчайзи. Что же говорить о сетях, в которые входит несколько сотен компаний!
Другой источник максимизации прибыли -- увеличение маржи на отпускаемом «своей» сети товаре. Здесь у дистрибутора-франчайзера есть прекрасный способ компенсации издержек -- поставлять своим партнерам продукцию далеко не с минимально возможной наценкой. Правда, в этом случае владельцы магазинов могут принять ответные меры -- тайно закупить эти категории у сторонних дистрибуторов. «Представим себе ситуацию,- говорит Антон Васильев.- Стоит павильончик. Продавец сам купил по оптовым ценам товар, продает его, а деньги кладет в карман. Владельцу же павильона говорит: «Не покупают, извините». Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
Конечно, дистрибуторы, как правило, обязывают своих франчайзи к некоему закупочному минимуму. Однако это условие не стимулирует магазин на дополнительные продажи. Более продуктивный, хотя и трудоемкий путь -- создание ИТ-программы, которая бы контролировала франчайзи «от и до». Хотя проблема контроля и повышение эффективности сети -- общая для всех типов франчайзеров. Так, дистрибутор «Корсо трейд» собирается ввести подобную систему для сети «Эксперт» к 2007 году. Ритейлер «Эльдорадо» с 2002 года использует систему SAP, которая в режиме онлайн отслеживает информацию о наличии товара в каждом магазине-франчайзи. А производитель одежды и владелец одноименной сети корпорация Sela добилась полной отчетности примерно полтора года назад. «Самое главное -- помимо оборотов мы знаем арендные ставки, текущие расходы, которые ложатся на наших партнеров в регионах, наценку, которую они делают, остатки в магазине и на складе»,- утверждает генеральный директор московского представительства корпорации Sela Ирина Никифорова.