Формы и системы оплаты труда, особенности их применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что абсолютное большинство населения не только нашей страны, но и всей планеты существует на доходы, получаемые за свой труд. И необходимо регулировать данные отношения законодательно и в соответствии с международными принципами по начислению заработной платы.
Вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.75 Кб (Скачать)

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации  федеральным законом и не может  быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека Ст. 133 Трудового  кодекса Российской Федерации..

Сокращенно минимальный  размер оплаты труда принято именовать  аббревиатурой - МРОТ.

В законодательном определении  МРОТ законодатель указывает на следующие  особенности:

1. Обращено внимание на  то, что МРОТ гарантируется законом  и принимается на федеральном  уровне. В КЗоТе, ныне не действующим,  было сказано, что МРОТ устанавливается  высшим законодательным органом  страны Ст. 78 Кодекса Законов о  Труде..

2. Сделан акцент на  оплату в минимальном размере  труда неквалифицированного работника,  который выполняет простые работы  в нормальных условиях. Ранее  действовавшее трудовое законодательство  такого положения не устанавливало.

3. Подчеркивается, что у  гражданина возникает право получить  сумму минимальной заработной  платы при условии полной отработки  нормы рабочего времени. 

Однако, в определении  минимальной заработной платы, данном в ст. 129 ТК РФ, нет указания на выплату  ее в полной сумме при условии  выполнения норм труда (трудовых обязанностей). Так работник может отработать полностью  рабочее время, но не выполнить установленное  нормированное задание, пренебречь возложенными на него трудовым договором  обязанностями и в то же время  претендовать на получение денежной суммы, которая была бы не ниже минимального размера оплаты труда.

Указанный выше пробел ст. 129 ТК РФ устраняет ч. 2 ст. 133 ТК РФ где  четко говорится, что месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда  у работника, не только отработавшего  за этот период норму рабочего времени, но и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) Коршунов Ю.Н., Коршунова  Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. - "Спарк", 2002 г..

В рекомендации № 135 МОТ «Об  установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся  стран» содержатся следующие критерии, по которым определяется минимальная  заработная плата Рекомендация Международной  организации труда 1970 года № 135 «Об  установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся  стран».:

1. Учет потребностей трудящихся  и их семей.

2. Общий уровень заработной  платы в стране.

3. Стоимость жизни и  изменения в ней.

4. Пособия по социальному  обеспечению.

5. Сравнительный уровень  жизни других социальных групп.

6. Экономические факторы,  включая требования экономического  развития, уровень производительности  труда и желательность достижения  и поддержания высокого уровня  занятости.

Установление минимальной  заработной платы должно быть одним  из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение  удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2004 год" было установлено  на 2004 г. расчетное соотношение между  среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым  прожиточным минимумом трудоспособного  населения в размере 22% Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2004 год"..

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ "О  внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере  оплаты труда" установлен минимальный  размер оплаты труда:

С 1 июля 2000 г. в размере 132 руб. в месяц.

С 1 января 2001 г. в размере 200 руб. в месяц.

С 1 июля 2001 г. в размере 300 руб. в месяц.

С 1 мая 2002 г. в размере 450 руб. в месяц.

С 1 октября 2003 г. в размере 600 руб. в месяц.

С 1 января 2005 г. в размере 720 руб. в месяц.

С 1 сентября 2005 г. в размере 800 руб. в месяц.

С 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб. в месяц Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере  оплаты труда"..

Упомянутые выше размеры  МРОТ применяются исключительно  для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиняемого увечьем, профзаболеванием и иным повреждением здоровья, связанными с исполнением  трудовых обязанностей Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - "Дело", 2003 г..

Одна из самых часто  допускаемых ошибок руководителями негосударственных организаций  это установление заработной платы  работникам ниже установленного законом  минимума оплаты труда. Это грубое нарушение  закона и существенное ущемление  трудовых прав граждан, за что руководители предприятий могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной (ст. 138, 145.1 УК РФ).

Если работник отрабатывает установленную законодательством  для данной категории трудящихся норму рабочего времени, то, как минимум  работодатель обязан выплатить ему  минимальный размер оплаты труда, установленный  законодательством.

Следует также отметить, что размеры МРОТ в настоящее  время, безусловно, не обеспечивают даже самые минимальные потребности  работников, настолько они незначительны. По существу и для работодателя, и для работника значение МРОТ состоит в другом, а именно:

1. При отчислении размера  вычетов из облагаемых доходов  работников при удержании и  перечислении в бюджеты налога  на доходы.

2. При определении размеров  штрафов и иных платежей Гуев  А.Н. Постатейный комментарий  к Трудовому кодексу Российской  Федерации . - "Дело", 2003 г..

Наряду с минимальным  размером оплаты труда (который должен быть выплачен в любом случае) работнику  выплачиваются доплаты, надбавки, премии, иные поощрительные выплаты (вознаграждения за успешную работу в течение квартала, за выгодно заключенную сделку, процент  от суммы сделки и т.п.). Виды этих доплат, надбавок, выплат устанавливает  сам работодатель (например, в таком  внутреннем документе, как Положение  об оплате труда). Они начисляются  на минимальный размер оплаты труда, то есть выплачиваются сверх этой суммы.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным  законом, обеспечивается Ст. 133 Трудового  кодекса Российской Федерации.:

1. В учреждениях, финансируемых  из федерального бюджета, - за  счет средств федерального бюджета,  в учреждениях, финансируемых  из бюджетов субъектов Российской  Федерации, - за счет средств бюджетов  субъектов Российской Федерации;  в учреждениях, финансируемых  из местных бюджетов, - за счет  средств местных бюджетов.

2. В других организациях - за счет собственных средств.

На основании всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы:

1. МРОТ устанавливается  одновременно на всей территории  Российской Федерации. То есть  МРОТ не может отличаться в  разных субъектах Российской  Федерации.

2. МРОТ устанавливается  только федеральными законами.

3. МРОТ устанавливается  не ниже прожиточного минимума  трудоспособного человека.

Установление минимальной  заработной платы применительно  ко всей стране в одинаковом размере  подходит для небольших стран, а  также для стран примерно с  равными экономическими условиями  проживания в различных регионах. Для Российской Федерации с чрезвычайно  дифференцированными территориальными условиями проживания установление единой минимальной заработной платы  в рублях, по существу, означает разный уровень гарантированности минимального уровня реального вознаграждения за самую простую работу.

На территориях с высоким  уровнем цен, а это, как правило, крупные города, МРОТ в размере 1100 рублей означает для их жителей фактически значительно меньшую гарантию, нежели для тех, кто живет на территориях  с более низкими ценами. По данным за июнь 2005 г., в Москве стоимость  фиксированного - набора продуктов  и услуг составляла б 760 руб., в  Санкт-Петербурге - 4 805,6 руб., Калининградской  области - 4 912,1 руб., Брянской области - 3 847,8 руб. Общероссийский МРОТ в 800 руб. означает, что по сравнению, скажем, с Брянской областью в столице  гарантия ниже на 41%, в Санкт-Петербурге - Калининградской области - на 27,2% Горлов А. Как оптимизировать структуру  предложения на рынке труда. Человек  и труд, №8, 2005. - С. 46...

Применение в ряде регионов районных коэффициентов проблему несколько  смягчает, но не снимает в силу несоответствия размеров установленных коэффициентов  реальным условиям воспроизводства  рабочей силы.

Величина в 1100 рублей не имеет  никакого экономического смысла и в  силу того, что не соответствует  стоимости проживания ни на одной  из территорий страны.

Хотя ТК РФ и предусмотрел необходимость поэтапного приведения соответствия МРОТ и прожиточному минимуму, между правительством, с одной  стороны, российскими профсоюзами  и фракциями Госдумы - с другой, возникают постоянные трения в отношении  сроков реализации этой юридической  нормы, а также это зависит  от экономического развития страны.

 

           1.3  Системы заработной платы

 

Заработная плата каждого  работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и  максимальным размером не ограничивается.

Для того чтобы определить конкретный размер заработной платы  того или иного работника, необходимо знать, каким образом осуществляется установление заработной платы у  того работодателя, где он работает.

Правовое регулирование  заработной платы осуществляется с  помощью трех методов Гендлер  Г., Ведерникова Н. Цена труда и  заработная плата. Человек и труд, №7, 2000 г.:

1. Метод государственного (централизованного) нормирования  заработной платы.

2. Метод коллективно-договорного  (локального) правового регулирования.

3. Метод индивидуально-договорного  регулирования заработной платы.

Выбор метода установления системы заработной платы, размера  тарифных ставок, оклада, а также  различного вида выплат зависит от источника финансирования организации.

Работникам бюджетных  организаций, то есть финансируемых  из бюджета соответствующего уровня, в соответствии со ст. 135 ТК РФ все  выплаты устанавливаются законами и иными нормативными правовыми  актами. Таким образом, применяется  метод государственного (централизованного) регулирования заработной платы.

Работникам организаций  со смешанным финансированием - бюджетное  финансирование и доходы от предпринимательской  деятельности системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Это означает, что правовое регулирование  заработной платы в таких организациях осуществляется при помощи метода государственного нормирования в сочетании с коллективно-договорным методом. Однако, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Работникам всех остальных  организаций, финансируемым за счет доходов от предпринимательской  деятельности, условия оплаты труда  устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации. Таким  образом, в данном случае применяется  коллективно-договорной метод регулирования  заработной платы. Следует заметить, что и при этом методе не допускается  ухудшать условия оплаты труда, установленные  в ТК РФ и иных нормативных правовых актов.

Условия оплаты труда могут  определяться и индивидуальным трудовым договором - метод индивидуально-договорного  регулирования заработной платы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены в соответствие с ТК РФ.

Заработная плата делится  на две части Комментарий к  Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. проф. В.И. Шкатуллы. 4-е изд., изм. и доп. - "Норма", 2006 г.:

1. Основная заработная  плата.

2. Дополнительная заработная  плата.

В основную часть заработной платы входят тарифные ставки, должностные  оклады, районные коэффициенты и оплата при отклонении от нормальных условий  труда. Основная часть зарплаты отражает интенсивность, сложность и квалификацию труда и условия, в которых  трудится работник.

Дополнительная часть  заработной платы состоит из премий, вознаграждения по итогам работы за год, различных доплат и надбавок. Она  связана с конкретными результатами труда отдельного работника или  коллектива работников. В соответствии со ст .144 ТК РФ работодатель имеет право  устанавливать различные системы  премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного  органа работников. То же самое может  быть установлено и коллективным договором.

Информация о работе Формы и системы оплаты труда, особенности их применения