Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:53, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что абсолютное большинство населения не только нашей страны, но и всей планеты существует на доходы, получаемые за свой труд. И необходимо регулировать данные отношения законодательно и в соответствии с международными принципами по начислению заработной платы.
Вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей в организации.
Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Основными элементами тарифной системы являются: тарифная ставка (оклад), тарифная сетка и тарифный коэффициент.
Тарифная ставка определяет фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Она содержит исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности. Размер тарифных ставок устанавливается организациями самостоятельно, он закрепляются в коллективных договорах или тарифных соглашениях.
Однако труд работников бюджетных организаций оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемой государством.
По мере увеличения разряда (разряд определяет сложность выполняемых работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется с помощью тарифной сетки.
Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка включает в себя разряды и тарифные коэффициенты, стоящие против каждого разряда, начиная со второго. Коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работы - это
отнесение видов труда к
Тарифный разряд - это величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
В основе тарифной системы
оплаты труда работников бюджетных
организаций лежит Единая тарифная
сетка (ЕТС). ЕТС была принята Постановлением
Правительства РФ «О дифференциации
в уровнях оплаты труда работников
бюджетной сферы на основе Единой
тарифной сетки Постановление
ЕТС гарантирует оплату труда работников бюджетной сферы и состоит из 18 разрядов.
Первые восемь разрядов предназначены рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утвержденными министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и ответственных работах - по перчню, утвержденному Минтруда РФ - исходя из 11 и 12 разрядов.
Разряды со второго по восемнадцатый предназначены для служащих.
Федеральным законом «О тарифной ставке первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы» установлена тарифная ставка первого разряда до 450 рублей Федеральный закон от 25 октября 2001 года «О тарифной ставке первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы»..
Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. таким образом, тарифная система оплаты труда соответствующей организации не должна понижать уровень государственных гарантий по оплате труда.
Стимулирующие выплаты учитывают
напряженность труда каждого
отдельного работника, его опыт работы,
профессиональное мастерство, отношение
к труду и другие факторы. К
стимулирующим выплатам относят
различные системы
Порядок введения стимулирующих
выплат зависит от того, имеет ли
организация самостоятельные
Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат устанавливается Правительством РФ. В организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. В организациях, финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления.
Премия - это денежная сумма,
которая выплачивается
Виды премий:
1. Премии, выплачиваемые
сверх основного заработка
2. Премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне системы оплаты труда.
Надбавки должны стимулировать работников к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства. Надбавки могут устанавливаться за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранного языка и т. д.
Особое место занимают надбавки за выслугу лет - единовременные или в виде ежемесячных процентных надбавок. Такие надбавки установлены работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств РФ, государственным служащим, судьям и другим категориям работников.
Доплаты компенсируют повышенную интенсивность труда. Доплаты предусмотрены за совмещение профессий, должностей, за руководство бригадой и т. д. С помощью доплат компенсируется труд в условиях, отступающих от нормальных, а также работа в многосменном режиме.
Порядок и размеры оплаты
труда руководителей
Размеры оплаты труда руководителей
иных организаций, их заместителей и
главных бухгалтеров
В соответствии с Положением
об условиях оплаты труда руководителей
государственных предприятий
2 Государственное
регулирование заработной
Система государственного регулирования заработной платы на территории страны включает основные принципы Регулирование заработной платы в Российской Федерации. Человек и труд, №2, 2006 - С. 63.:
1. Установление минимального
размера оплаты труда и
2. Обеспечение получения
работником заработной платы
в случае прекращения
3. Государственный надзор
и контроль за полной и
4. Ограничение оплаты труда в натуральной форме.
5. Регулирование налогообложения заработной платы и других видов трудовых доходов.
6. Обеспечение соблюдения
законодательства в сфере
Наряду с этим органы государственной власти непосредственно регулируют условия оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на основе законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, государство осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:
1. Определяет государственные
гарантии, обеспечивающие взаимодействие
всех работодателей и
2. Непосредственно реализует
государственные гарантии, установленные
работникам организаций
Чтобы успешно реализовать
эти уровни по регулированию заработной
платы необходимо: во-первых, постоянно
учитывать тенденции
На протяжении всего периода реформирования экономики размеры государственных гарантий в сфере заработной платы были настолько низкими, что их экономический смысл терялся. Правовые нормы не могли быть применены и не применялись.
Сегодня все более очевидной
становится потребность в изменении
роли государства не только в бюджетном
секторе экономики, но и в установлении
гарантий по оплате труда в экономике
в целом. Совершенно необходимо от государственных
гарантий, ничтожных по своему объему,
перейти к государственным
В соответствие с новыми экономическими отношениями должна быть приведена и модель государственного регулирования отношений по оплате труда в организациях бюджетного сектора.
Федеральные органы управления теперь не являются единственными органами, определяющими отношения по оплате труда в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней. Если раньше органы власти субъектов Федерации лишь в какой-то мере могли дополнять за счет собственных ресурсов нормы по оплате, принятые на федеральном уровне, то теперь они вправе издавать законы и другие нормативные акты, в полном объеме регулирующие отношения по оплате в организациях, отнесенных к их ведению.
Муниципальные образования, в свою очередь, вправе принимать подобные решения применительно к организациям, отнесенным к их ведению и находящимся на их бюджете.
Теперь бюджетники могут сравнивать установленную им государственными органами заработную плату не только с уровнем зарплаты в производственном секторе экономики, но и в параллельно существующем частном секторе предоставления социальных услуг.
Трудовое законодательство охраняет право работников на получение причитающейся им заработной платы, устанавливая правила и сроки ее выплаты, ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, а также ограничивая возможность и размеры удержаний из заработной платы.
Ст. 136 ТК РФ предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Все вышеперечисленные сведения должны быть указаны в расчетном листке. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Заработная плата
Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата
Заработная плата
Информация о работе Формы и системы оплаты труда, особенности их применения