Формы и системы оплаты труда, особенности их применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что абсолютное большинство населения не только нашей страны, но и всей планеты существует на доходы, получаемые за свой труд. И необходимо регулировать данные отношения законодательно и в соответствии с международными принципами по начислению заработной платы.
Вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.75 Кб (Скачать)

Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей  в организации.

Тарифная система - это  совокупность нормативов, с помощью  которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных  категорий. Основными элементами тарифной системы являются: тарифная ставка (оклад), тарифная сетка и тарифный коэффициент.

Тарифная ставка определяет фиксированный размер оплаты труда  работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу  времени. Она содержит исходные размеры  вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности  и интенсивности. Размер тарифных ставок устанавливается организациями  самостоятельно, он закрепляются в  коллективных договорах или тарифных соглашениях.

Однако труд работников бюджетных  организаций оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемой  государством.

По мере увеличения разряда (разряд определяет сложность выполняемых  работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. соотношение тарифных ставок различных  разрядов определяется с помощью  тарифной сетки.

Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности  работ и квалификационных характеристик  работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка включает в себя разряды  и тарифные коэффициенты, стоящие  против каждого разряда, начиная  со второго. Коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда.

Сложность выполняемых работ  определяется на основе их тарификации.

Тарификация работы - это  отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Тарифный разряд - это  величина, отражающая сложность труда  и квалификацию работника

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

В основе тарифной системы  оплаты труда работников бюджетных  организаций лежит Единая тарифная сетка (ЕТС). ЕТС была принята Постановлением Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки Постановление Правительства  РФ от 14 октября 1992 года «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».» (Приложение 1).

ЕТС гарантирует оплату труда  работников бюджетной сферы и  состоит из 18 разрядов.

Первые восемь разрядов предназначены  рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным  рабочим, занятым на важных и ответственных  работах, в соответствии с перечнями, утвержденными министерствами и  ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и ответственных  работах - по перчню, утвержденному  Минтруда РФ - исходя из 11 и 12 разрядов.

Разряды со второго по восемнадцатый  предназначены для служащих.

Федеральным законом «О тарифной ставке первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной  сферы» установлена тарифная ставка первого разряда до 450 рублей Федеральный  закон от 25 октября 2001 года «О тарифной ставке первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной  сферы»..

Тарифная система оплаты труда работников других организаций  может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных  гарантий по оплате труда. таким образом, тарифная система оплаты труда соответствующей  организации не должна понижать уровень  государственных гарантий по оплате труда.

Стимулирующие выплаты учитывают  напряженность труда каждого  отдельного работника, его опыт работы, профессиональное мастерство, отношение  к труду и другие факторы. К  стимулирующим выплатам относят  различные системы премирования, а также разнообразные доплаты  и надбавки, установленные сверх  тарифных ставок.

Порядок введения стимулирующих  выплат зависит от того, имеет ли организация самостоятельные источники  финансирования или она финансируется  за счет бюджетов различных уровней. Если организация имеет собственные  источники финансирования, работодатель вправе устанавливать различные  системы премирования, а также  стимулирующие выплаты с учетом мнения представительного органа работников.

Для организаций, финансируемых  из федерального бюджета, порядок и  условия применения стимулирующих  и компенсационных выплат устанавливается  Правительством РФ. В организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. В организациях, финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления.

Премия - это денежная сумма, которая выплачивается работнику  в качестве поощрения за достижения в работе.

Виды премий:

1. Премии, выплачиваемые  сверх основного заработка определенному  кругу работников на основе  заранее установленных в положениях  о премировании показателей и  условий.

2. Премии, выдаваемые на  основе общей оценки труда  работников вне системы оплаты  труда.

Надбавки должны стимулировать  работников к повышению деловой  квалификации и росту уровня мастерства. Надбавки могут устанавливаться  за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранного языка и т. д.

Особое место занимают надбавки за выслугу лет - единовременные или в виде ежемесячных процентных надбавок. Такие надбавки установлены  работникам территориальных органов  министерств, государственных комитетов  и ведомств РФ, государственным служащим, судьям и другим категориям работников.

Доплаты компенсируют повышенную интенсивность труда. Доплаты предусмотрены  за совмещение профессий, должностей, за руководство бригадой и т. д. С  помощью доплат компенсируется труд в условиях, отступающих от нормальных, а также работа в многосменном режиме.

Порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров  определяются в соответствии со ст. 145 ТК РФ в зависимости от источника  финансирования организации.

Размеры оплаты труда руководителей  иных организаций, их заместителей и  главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора ст. 145 Трудового кодекса Российской федерации..

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей  государственных предприятий при  заключении с ними трудовых договоров  оплата труда руководителей состоит  из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины ставки первого разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии исходя из данных представленных в таблице (Приложение 2). Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменения в трудовой договор.

 

2  Государственное  регулирование заработной платы  в России

 

Система государственного регулирования  заработной платы на территории страны включает основные принципы Регулирование  заработной платы в Российской Федерации. Человек и труд, №2, 2006 - С. 63.:

1. Установление минимального  размера оплаты труда и повышение  уровня реального содержания  заработной платы.

2. Обеспечение получения  работником заработной платы  в случае прекращения деятельности  работодателя и его неплатежеспособности.

3. Государственный надзор  и контроль за полной и своевременной  выплатой заработной платы.

4. Ограничение оплаты  труда в натуральной форме.

5. Регулирование налогообложения  заработной платы и других  видов трудовых доходов.

6. Обеспечение соблюдения  законодательства в сфере заработной  платы. 

Наряду с этим органы государственной  власти непосредственно регулируют условия оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на основе законов и иных нормативных  правовых актов.

Таким образом, государство  осуществляет меры по регулированию  заработной платы на двух уровнях:

1. Определяет государственные  гарантии, обеспечивающие взаимодействие  всех работодателей и работников  в целях выработки и согласования  условий оплаты труда.

2. Непосредственно реализует  государственные гарантии, установленные  работникам организаций государственного  сектора экономики, которые финансируются  из бюджетов разных уровней.

Чтобы успешно реализовать  эти уровни по регулированию заработной платы необходимо: во-первых, постоянно  учитывать тенденции экономического развития страны, результатов проводимых преобразований и предвидеть их последствия, во-вторых, приведение в соответствие с этими тенденциями и преобразованиями условий функционирования организаций  государственного сектора, включая его реформирование в организационном, административном, экономическом и других аспектах.

На протяжении всего периода  реформирования экономики размеры  государственных гарантий в сфере  заработной платы были настолько  низкими, что их экономический смысл  терялся. Правовые нормы не могли  быть применены и не применялись.

Сегодня все более очевидной  становится потребность в изменении  роли государства не только в бюджетном  секторе экономики, но и в установлении гарантий по оплате труда в экономике  в целом. Совершенно необходимо от государственных  гарантий, ничтожных по своему объему, перейти к государственным гарантиям, содержание которых отвечает современному уровню экономического развития страны и ее доходам. При этом речь идет не только о размерах гарантий, но и  о формах их реализации. В стране с многоукладной экономикой не могут  и дальше сохраняться гарантии в  формах, адекватных дорыночной модели экономики Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы. Человек и труд, №2, 2006 - С. 64..

В соответствие с новыми экономическими отношениями должна быть приведена и модель государственного регулирования отношений по оплате труда в организациях бюджетного сектора.

Федеральные органы управления теперь не являются единственными органами, определяющими отношения по оплате труда в организациях, финансируемых  из бюджетов различных уровней. Если раньше органы власти субъектов Федерации  лишь в какой-то мере могли дополнять  за счет собственных ресурсов нормы  по оплате, принятые на федеральном  уровне, то теперь они вправе издавать законы и другие нормативные акты, в полном объеме регулирующие отношения  по оплате в организациях, отнесенных к их ведению.

Муниципальные образования, в свою очередь, вправе принимать  подобные решения применительно  к организациям, отнесенным к их ведению и находящимся на их бюджете.

Теперь бюджетники могут  сравнивать установленную им государственными органами заработную плату не только с уровнем зарплаты в производственном секторе экономики, но и в параллельно  существующем частном секторе предоставления социальных услуг.

Трудовое законодательство охраняет право работников на получение  причитающейся им заработной платы, устанавливая правила и сроки  ее выплаты, ответственность за нарушение  сроков выплаты заработной платы, а  также ограничивая возможность  и размеры удержаний из заработной платы.

Ст. 136 ТК РФ предусматривает, что при выплате заработной платы  работодатель обязан в письменной форме  извещать каждого работника о  составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий  период, размерах и основаниях произведенных  удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Все вышеперечисленные сведения должны быть указаны в расчетном  листке. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного  органа работников.

Заработная плата выплачивается  работнику, как правило, в месте  выполнения им работы либо перечисляется  на указанный работником счет в банке  на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты  заработной платы в неденежной форме  определяются коллективным договором  или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается  непосредственно работнику, за исключением  случаев, когда иной способ выплаты  предусматривается законом или  трудовым договором.

Заработная плата выплачивается  не реже чем каждые полмесяца в  день, установленный правилами внутреннего  трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Информация о работе Формы и системы оплаты труда, особенности их применения