Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Оглавление

Введение
Основные типы рыночных структур (моделей рынка). Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы
Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде
Конкурентная среда в российской экономике. Проблемы формирования прибыльности российских предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование прибыли.docx

— 260.04 Кб (Скачать)

Р2=MR2=SATC2=SMC2=LATC2.

Долгосрочная  кривая предложения получается путем  соединения краткосрочных точек  равновесия и имеет положительный  наклон.

Отрасли с убывающими издержками

Анализ  долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Кривые D1,S1 —  первоначальные кривые рыночного спроса и предложения в краткосрочном  периоде. Р1 — первоначальная равновесная цена. Как и раньше, каждая фирма достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгосрочном периоде рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.

Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая  отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо организован, маркетинг находится  на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую  эффективность производства, стимулировать  развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.

Внешняя экономия

В силу того, что отдельная фирма не может  контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба производства, достигаемую за счет увеличения масштаба деятельности фирмы и полностью ей подконтрольную.

С учетом фактора внешней экономии, функцию  общих издержек отдельной фирмы  можно записать следующим образом:

TCi=f(qi,Q),

где qi- объем выпуска отдельной фирмы;

Q — объем выпуска всей отрасли.

В отраслях с постоянными издержками внешняя  экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли. В отраслях с  возрастающими издержками имеет  место отрицательная внешняя  экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, которая перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом объема производства смещаются вниз.

Большинство экономистов сходятся в том, что  при отсутствии технического прогресса  наиболее типичными являются отрасли  с возрастающими издержками. Отрасли  с убывающими издержками встречаются  реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными  издержками скорее всего превратятся в отрасли с возрастающими издержками. Напротив, технический прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы  и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкурентная среда в российской экономике. Проблемы формирования прибыльности российских предприятий.

Уровень развития конкурентной среды в РФ недостаточно высок – об этом говорится и в материалах Минэкономразвития России, опубликованных на сайте кабинета министров к заседанию Президиума Правительства 2 сентября 2010г.

О недостаточной  развитости конкуренции, по данным министерства, свидетельствуют такие факторы, как высокая доля государственного сектора в экономике, существование  барьеров входа на товарный рынок, выражающихся в административных и инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций, предоставляемых отдельным хозяйствующим субъектам.

В 2010 году Минэкономразвития России выделяет ряд приоритетных направлений конкурентной политики, среди которых организация  и проведение мониторинга состояния конкурентной среды и условий предпринимательской деятельности в Российской Федерации; развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках; утверждение региональных программ развития конкуренции и оценка эффективности региональной конкурентной политики в субъектах Российской Федерации; совершенствование антимонопольного законодательства и др.

Также по вопросу «О состоянии конкуренции  в Российской Федерации» были представлены материалы ФАС России, которые, по информации пресс-службы Правительства, свидетельствуют об увеличении хозяйствующих субъектов на рынке и, соответственно, о положительных тенденциях развития конкурентной среды.

Так, по состоянию на начало 2009 года, общее  количество предприятий и организаций  в Российской Федерации выросло на 2,1% по сравнению с 2008 годом и составило 4,77 млн единиц.

Вместе  с тем антимонопольное ведомство  отмечает устойчивую тенденцию снижения с 2006 года числа предприятий в  сфере обрабатывающих производств, в том числе в производстве машин и оборудования, а также уменьшение доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности с одновременным увеличением числа частных предприятий и снижение доли крупнейших компаний в экономике. При этом, по данным ФАС России, число субъектов малого предпринимательства возросло в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 20%, а их оборот - на 19%.

Вместе  с тем ФАС России отмечает продолжающуюся в течение нескольких лет тенденцию  увеличения выявляемых нарушений антимонопольного законодательства.

Среди нарушений, совершаемых хозяйствующими субъектами, доля злоупотреблений доминирующим положением в 2009 году сократилась, однако значительно увеличилась доля возбужденных дел по фактам картельных соглашений.

По  сообщению правительственной пресс-службы, в качестве основного мероприятия, направленного на совершенствование антимонопольного регулирования, в 2010 году ФАС России рассматривает разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Законопроектом будет предусмотрено следующее: выделение картелей как особо опасных нарушений законодательства, декриминализация вертикальных соглашений и согласованных действий; конкретизация перечня запрещенных действий хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами на рынке; уточнение целей предоставления государственных и муниципальных преференций; увеличение пороговых значений активов коммерческих организаций, требующих получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок; оптимизация порядка рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.  

Понимание прибыли как экономической категории  тесно связано с проблемой  определения доходов и расходов, которые имеет и несёт предприниматель, осуществляя предпринимательскую  деятельность. Сам процесс определения  доходов и расходов, связанных  с определённой предпринимательской  деятельностью, является процессом  формирования прибыли, и этот процесс  представляет интерес не только для  предпринимателя, но и для других участников рынка, в том числе  и для государства. Это связано  с тем, что прибыль является не только экономической категорией, а  она включает в себя также политическую и социальную составляющие. Например, для государства вопросы формирования прибыли носят как фискальный (пополнение бюджета за счёт налога на прибыль), так и социальный (изъятие и перераспределение в обществе части прибыли; установление минимального размера заработной платы, которую предприниматель в обязательном порядке должен включать в состав затрат и тем самым уменьшать уровень своей чистой прибыли и так далее). Всё это и обуславливает актуальность темы дипломного проекта.

Проблема  формирования прибыли для современной  России имеет исключительную актуальность, которая связана с имеющейся  в нашей стране тенденцией к сокрытию фактической прибыли, получаемой предпринимателями. Проблема заключается не только в  том, что бюджет теряет часть своих  доходов, получаемых в виде налога на прибыль. Основная проблема состоит  в искажении официальной статистики, в результате, принимаемые правительством меры в социальной сфере не в полной мере отвечают реальному положению дел. Особенно это относится к политике труда и заработной платы. Ориентируясь на официальную статистику, правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда, ниже которого предприниматель не имеет право выплачивать нанятым им работникам. На практике мало кто из предпринимателей руководствуется этим уровнем и выплачиваемая заработная плата на много его превышает, но тем не менее, общество не имеет точных сведений о том, какую часть труда нанятых работников присваивает себе российский предприниматель, в результате, социальная пропасть между самыми богатыми и самыми бедными в нашей стране продолжает расти.

Чтобы понять глубину и актуальность проблемы формирования прибыли отечественными предприятиями, можно привести следующий  пример. В мировой практике нормальным считается уровень рентабельности капитала -10% в год. В нашей стране трудно найти предпринимателя, который  согласится вкладывать свои денежные средства в бизнес, если это вложение не принесёт ему прибыль менее 100% в год. При этом ставка по депозитам  российских банков, которая в условиях развитой рыночной экономики соответствует  уровню нормальной прибыли, в среднем  не превышает 12% годовых. Получается, что  в России уровень чистой (экономической) прибыли составляет более 88% в год  от суммы вложенного капитала, при том всём, что по данным официальной статистики, большинство отечественных предприятий является низко рентабельными или даже убыточными. Высокий уровень реально получаемой чистой экономической прибыли объясняется в том числе и тем, что российские предприниматели присваивают большую часть труда наёмных работников, устанавливая им низкий уровень заработной платы, оправдывая себя данными официальной бухгалтерской отчётности, которые зачастую не соответствуют действительности.

Вопросы формирования прибыли на предприятии  довольно широко раскрываются отечественными специалистами. Но следует отметить, что большая часть работ в  данной сфере посвящена вопросам формирования прибыли в целях  налогообложения. Мало кто из отечественных  авторов затрагивает политический, экономический и социальный аспекты  проблемы. Другими словами, публикации отечественных экономистов и  финансистов по проблеме исследования, посвящены исключительно вопросам прикладного характера.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Прибыль, как экономическая категория, является главной движущей силой рыночной экономики.

В узком  понимании, прибыль представляет собой  превышение доходов предпринимателя  над расходами, которые он несёт, осуществляя определённую предпринимательскую  деятельность. Обратное положение называется убытком.

Проведённые исследования показали, что в условиях рыночной экономики для получения  прибыли не достаточно просто заниматься предпринимательской деятельностью. Эта деятельность должна обязательно  включать в себя элементы новаторства, риска или быть монопольной. Этот вывод следует из понимания таких  экономических категорий как  нормальная прибыль и чистая (экономическая) прибыль. Как правило, нормальная прибыль  соответствует уровню процента по депозиту банка. Это та минимальная прибыль, на которую рассчитывает предприниматель, и которая является платой за использование  его денежных средств (капитала). Чистая (экономическая) прибыль – это  чистый прирост капитала, который  получает предприниматель, используя  в своей деятельности элементы новаторства, риска или устанавливая монопольные  цены. Уровень чистой прибыли определяется как разница между нераспределённой бухгалтерской и нормальной прибылью.

Порядок формирования прибыли регулируется государством. При этом государство  в основном решает такие вопросы, как налогообложение прибыли  и установление минимального размера оплаты труда, который предприниматель обязан включить в состав себестоимости продукции (работ, услуг), и тем самым уменьшить уровень своей чистой прибыли. В некоторых случаях государство устанавливает порядок частичного распределения прибыли, например, направление её части на формирование резервных фондов.

Вопросы государственного регулирования процесса формирования прибыли на предприятии  сегодня для России являются особенно актуальными. Это обусловлено тем, что многие отечественные предприниматели  скрывают фактический уровень чистой экономической прибыли. В результате правительство Российской Федерации  и вся общественность не имеет  точных статистических данных об уровне нормальной прибыли в условиях российской развивающейся экономики. Судя по процентной ставке банковского депозита, официальный  уровень нормальной прибыли в  России составляет 12% в год, но на самом  деле, этот уровень занижен. Ни один российский предприниматель не станет вкладывать свой капитал в бизнес, если этот бизнес не позволит ему за год удвоить инвестируемый капитал (увеличить на 100%). Занижение официального уровня нормальной прибыли становится возможным в результате искажения бухгалтерской отчётности предприятий. Как следствие – большая часть труда наёмных работников присваивается российскими предпринимателями, так как Правительство РФ, реализуя социальную государственную политику в сфере труда и заработной платы, опирается на официальные данные статистики, которые занижены в несколько раз.

Информация о работе Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции