Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.
Введение
Основные типы рыночных структур (моделей рынка). Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы
Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде
Конкурентная среда в российской экономике. Проблемы формирования прибыльности российских предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Когда структура рынка меняется от ситуации с большим числом фирм, продающих дифференцированные товары и услуги, к ситуации с несколькими фирмами, доминирующими на рынке, экономисты говорят, что изменился уровень концентрации на рынке.
Уровень концентрации на рынке — показатель доли четырех крупнейших фирм в общем объеме схожих товаров и услуг.
Олигополия образуется при концентрации производства не менее 60%. Это означает, что 4 самые крупные фирмы поставляют на рынок 60% продукции, производимой в отрасли.
Олигополии возникают потому, что для конкурирующих фирм затруднен вход на данный рынок. Среди препятствий открытию новых фирм чаще всего бывает высокая стоимость входа на рынок (например, в автомобильной промышленности величина необходимого капитала для открытия новой фирмы составляет миллиарды долларов).
При олигополии конкуренция
менее эффективна. Дело в том, что
за действиями небольшого числа фирм
легче проследить, чем за их множеством.
Например, если одна из них решила понизить
цены, предполагая этим увеличить
объем продаж, то остальные сделают
то же самое, чтобы не дать конкурентке
увеличить свою прибыль. В результате
вместо роста прибыли за счет объема
продаж будет обычное ее снижение.
По этой причине большинство
изменений при олигополии совершается
не в результате конкурентной борьбы,
а в итоге различного рода сговоров и соглашений.
Соглашения тайно заключаются между двумя или несколькими крупными фирмами для установления фиксированных цен или раздела мест сбыта. В большинстве стран такие соглашения считаются противозаконными.
Олигополия — структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5).
Существует еще один распространенный тип рыночной структуры — монополия. В чистом виде монополия встречается редко, как и совершенная конкуренция. Это происходит потому, что в большинстве стран образованию таких монополий препятствуют антимонопольные законодательства.
Однако в каждой стране существуют и легальные монополии.
Легальная монополия - монополия, разрешенная законодательством.
К легальным монополиям относятся
фирмы, владельцем которых является государство.
В России это самый распространенный вид
монополии. Например, легальной монополией
являются предприятия по обеспечению
населения электроэнергией, газом, водой,
железнодорожным транспортом и другими
жизненно важными услугами. Здесь монополия
государства необходима, поскольку в этой
области конкуренция может навредить
интересам.
В создании этих инструментов: анализа предложения и спроса, большую роль сыграл Альфред Маршалл, крупнейший кембриджский экономист начала нынешнего столетия. Если рассмотреть имеющее большое значение указание Маршалла об элементе времени в данной проблеме, мы не только повторим теорию равновесия, но и расширим наши познания в этой области.
Маршалл различает по меньшей мере три периода времени:
1) мгновенное равновесие, когда предложение неизменно;
2) краткосрочное равновесие,
когда фирмы могут больше
3) длительное равновесие (или «нормальная цена»), когда фирмы могут отказаться от старых предприятий или построить новые, когда в данной отрасли одни фирмы могут появиться, а другие — исчезнуть.
Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
В условиях
совершенной конкуренции
Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход ( ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
представлен
на графике линейной функцией, имеющей
положительный наклон и берущей
начало в точке начала координат,
поскольку любая проданная
2. Средний доход ( ) — доход от реализации единицы продукции,
определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению
3. Предельный доход ( ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.
По определению
так как
Все функции дохода представлены на рис. 2.
Рис. 2. Доход фирмы-конкурента
При
совершенной конкуренции
Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).
Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:
Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между и будет максимально большой.
п=TR-TC=max
Рис. 3. Определение точки оптимального производства
На рис. 3 оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде.
Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или
dп/dQ=(п)`= 0.
Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл — это предельная прибыль.
Предельная прибыль (Mп) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.
Из первого условия максимизации прибыли (Мп=0) вытекает второй метод.
А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:
.
Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие.
Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.
Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы — совершенного конкурента (РAR=MR), то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены:
.
Пример 1. Нахождение оптимального объема выпуска в условиях совершенной конкуренции.
Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Текущая рыночная цена Р=20 у.е. Функция совокупных издержек имеет вид ТС=75+17Q+4Q2.
Требуется определить оптимальный объем выпуска.
Решение (1 способ):
Для нахождения оптимального объема, вычислим MC и MR, и приравняем их друг к другу.
Таким образом, оптимальный объем составляет Q*=3/8.
Решение (2 способ):
Оптимальный объем может быть найден и через приравнивание предельной прибыли нулю.
Решая это уравнение, мы получили тот же самый результат.
Условие получения краткосрочной выгоды
Совокупная прибыль
Если разделить второе равенство на Q, то мы получим выражение
п/Q=P-ATC,
характеризующее среднюю прибыль, или прибыль на единицу выпуска.
Из этого следует, что
получение фирмой в краткосрочном
периоде прибылей (или убытков) зависит
от соотношения ее средних совокупных
издержек (ATC) в точке оптимального
производства Q* и текущей рыночной
цены (по которой вынуждена торговать
фирма — совершенный конкурент)
Возможны следующие варианты:
если Р*>ATC, то фирма имеет в краткосрочном периоде положительную экономическую прибыль;
Рис. 3. Положительная экономическая прибыль
На представленном рисунке 3. объем совокупной прибыли соответствует площади заштрихованного прямоугольника, а средняя прибыль (т.е. прибыль на единицу выпуска) определяется вертикальным расстоянием между Р и АТС. Важно отметить, что в точке оптимума Q*, когда МС=МR, а совокупная прибыль достигает своего максимального значения, п=max, средняя прибыль не является максимальной, поскольку определяется не соотношением MC и MR, а соотношением Р и АТС.
если Р*<АТС, то фирма имеет в краткосрочном периоде отрицательную экономическую прибыль (убытки);
Рис. 4. Отрицательная экономическая прибыль (убытки)
если Р*=АТС, то экономическая прибыль равняется нулю, производство является безубыточным, а фирма получает только нормальную прибыль.
Рис. 5. Нулевая экономическая прибыль
Условие прекращения производственной деятельности
В условиях, когда текущая
рыночная цена не приносит в краткосрочном
периоде положительной
Решение по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.
Когда фирма принимает решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек