Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Оглавление

Введение
Основные типы рыночных структур (моделей рынка). Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы
Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде
Конкурентная среда в российской экономике. Проблемы формирования прибыльности российских предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование прибыли.docx

— 260.04 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация 

высшего профессионального  образования 

Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет  кооперации»

Сыктывкарский филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По экономической теории

на тему № 28

 Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

                                                        

                                                                                                           специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                                                             (сокращенный срок обучения)

                                              шифр  

                                                                       Научный руководитель:

к.э.н. профессор Полтавская Г.П.

 

 

Сыктывкар 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

  1. Основные типы рыночных структур (моделей рынка). Понятие и основные черты совершенной конкуренции
  2. Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы
  3. Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде
  4. Конкурентная среда в российской экономике. Проблемы формирования прибыльности российских предприятий

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Термин конкуренция происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция, будучи главным  элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и  вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою) навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам. 

Наиболее важным в определении  конкуренции является тот факт, что  без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок  не может выполнить свои новаторские  функции не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря  чему рынок является движущей силой  человеческого прогресса.

Конкуренция необходимое  и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала.

Конкуренция в рыночной экономике, безусловно, прежде всего есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики. 

Конкуренция является одним  из важнейших условий существования  рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает  с появлением и образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а  товарно-денежные отношения становятся всеобщими. 

Понятие конкуренция вошло  в экономическую теорию из бытового языка. В течение длительного  времени оно обозначало только независимое  соперничество двух и более лиц, заинтересованных в достижении одной  цели получении максимальной прибыли. Прибыль является одним из важнейших  показателей работы предприятия. Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую  максимальную прибыль, какой доход  она сможет получить. 

Естественным устремлением каждого предпринимателя является увеличение прибыльности собственного предприятия. Тем не менее, не всегда проводится анализ возможных путей, ведущих к улучшению основных показателей эффективности работы компании. Общей логикой действий по максимизации прибыли является стремление наиболее эффективно использовать все доступные предприятию ресурсы.  
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум прибыли и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание. 

Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации  и проблемы максимизации прибыли  российских компаний. 

В рамках данной работы рассмотрим следующие задачи:

- анализ конкуренции в  свете основ экономической теории, включающей себя анализа конкуренции  на рынке и классификации рыночных  структур;

- рассмотрение характеристик  одного из основных видов конкуренции  совершенной конкуренции; 

- разбор особенностей  видов конкуренции, и конкурентного  поведения фирмы при различных  условиях; 

- рассмотрения проблемы формирования прибыльности в российских предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные типы рыночных структур (моделей рынка). Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

Конкуренция имеет большое  значение в экономической жизни  общества. Она способствует развитию производства и повышению его  эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности  выбора для потребителей. Конкуренция  создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость  гибко реагировать на изменения  в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение  качества товаров, обеспечивает свободу  выбора и действий продавцов и  покупателей. Конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

Наиболее простым типом  рыночной структуры является совершенная  конкуренция. Иногда ее называют чистой или идеальной конкуренцией.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

При этой рыночной структуре  выполняются следующие условия:

-наличие множества покупателей  и продавцов; 
-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением; 
-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке; 
-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги; 
-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные; 
-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.

Во время летних каникул  Человек решил заработать деньги и купить новый видеофильм. На даче он заготовил много наборов лечебных трав, которые намеревался продать  на городском рынке. Оказалось, что  продавцов такого товара было множество, занимали они целый торговый ряд. Столько же было и покупателей  лечебных трав. Человек устроился  почти в середине ряда и быстро понял, что продавать ему придется не по тем ценам, по которым он хотел, а по тем, которые уже сложились  между многочисленными продавцами и покупателями. Хотя к концу дня он все продал, однако вырученных денег хватило лишь на мороженое.

Совершенную конкуренцию  можно увидеть на сельскохозяйственном рынке, если на нем нет каких-либо искусственных ограничений для  установления цены. Однако на практике такая конкуренция встречается  редко. Она в основном используется как теоретическая модель для  проведения научных исследований.

На практике обычно встречается  несовершенная конкуренция. Такой  она становится, когда хотя бы одно из условий совершенной конкуренции  не выполняется. В самом деле, практически  невозможно найти продавцов с  абсолютно одинаковым товаром. Если не будет различий по качеству и  внешнему виду, то неизбежны различия по месту продажи (одна булочная возле  вашего дома, а другая с таким  же ассортиментом хлеба — на другом конце города), по условиям продажи, рекламе, срокам продажи.

Каждое нарушение условий  совершенной конкуренции способствует установлению монополии. Например, если товары продаются разные, то каждый продавец продает особый (уникальный) товар, поэтому он не может конкурировать  с другими продавцами, а является монополистом. Монополия образуется, если на рынке будет только один продавец или кто-то из продавцов  заставит остальных продавать товары по одинаковым ценам. В таких условиях конкуренция также становится невозможной  и заменяется монополией.

Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией.

Человек покупает кассеты  с записями рок-групп в небольшом  магазинчике недалеко от дома. Ему  нравится, что он может подолгу  рассматривать кассеты, многие из них  прослушать. Особенно ему нравятся попугаи, которых хозяин научил громко приветствовать всех посетителей. Друг Человека предпочитает покупать кассеты  в одном из центральных магазинов, где работает его брат. Он говорит, что цены там намного ниже. 
Несовершенную конкуренцию иногда называют реальной конкуренцией. Основное отличие несовершенной конкуренции от совершенной в том, что в ней в той или иной мере присутствует монополия.

В зависимости от соотношения  конкуренции и монополии выделяются монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Наиболее часто встречается  монополистическая конкуренция. Такая  конкуренция складывается, когда  на рынке действуют продавцы, предлагающие схожие, но не одинаковые товары или  услуги.

Ежедневно в рекламе по телевидению или радио вы слышите, как большинство фирм старается  убедить покупателей, что их товары являются специфическими и уникальными. Придание схожим товарам или услугам  уникальных качеств (действительных или  мнимых) носит название товарной дифференциации.

Каждый день после школы  Человек отправляется в гастроном за покупками. Выбрать продукты — непростая задача. Обычно на прилавке более 10 сортов колбас, столько же сортов сыра. Недавно он, буквально, запутался в разнообразии растительного масла: подсолнечное, кукурузное, горчичное, соевое, салатное, рафинированное, нерафинированное, с витаминами, с минеральными добавками и без них. Продавщица пояснила, что такое разнообразие видов каждого товара называется товарной дифференциацией, которая значительно расширяет возможности покупателей выбирать не только нужные продукты, но и продукты с нужными свойствами.

Товарная дифференциация дает возможность фирме, производящей уникальные товары или услуги, занимать место мини-монополиста и контролировать долю рынка этого товара. Это позволяет  ей извлекать дополнительную прибыль.

В столице США действует  небольшая фирма по торговле продовольственными товарами «Саттон плейс гурмит». В магазинах этой фирмы можно купить не просто продукты — ветчину, сыр, вина. Здесь продаются деликатесы из Европы: вестфальская ветчина, лучшие французские сыры, эльзасские вина и т. д. В результате небольшая фирма занимает в стране монопольную позицию и диктует потребителям выгодные ей цены. Если в среднем в торговле США прибыль составляет 1—3%, то в этой фирме — 5—8%.

Дифференциация товаров  и услуг выгодна не только товаропроизводителям, но и потребителям, поскольку создает  многообразие продуктов. Чтобы извлекать  дополнительную прибыль, приходится разрабатывать  новые и новые товары и услуги, тем самым еще больше насыщать рынок их разнообразием.

Вместе с тем монополистическая  конкуренция предполагает действие множества товаропроизводителей схожей продукции. Таким образом постоянно сохраняется конкурентная борьба. Считается, что если на долю 4 фирм приходится не более 1/4 части рынка производства схожих товаров или услуг, то конкуренция является монополистической.

Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами.

Благодаря товарной дифференциации, а также благодаря конкуренции среди товаропроизводителей монополистическая конкуренция очень эффективна. Поэтому ее часто называют эффективной конкуренцией.

Еще одним типом рыночной структуры, распространенным в настоящее  время, является олигополия. Этот термин применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. На мировом рынке наиболее яркими примерами  олигополии служат современные автомобильные  и компьютерные фирмы.

Информация о работе Формирование прибыли и проблема ее максимизации в условиях совершенной конкуренции