Формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее налогообложения.
При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности и видов прибыли, значения чистой прибыли и ее роли в условиях развития предпринимательства, показателей, используемых для расчета налогооблагаемой прибыли, а также рассмотрение проблем совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли, путей их решения.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………………………………………. ...3


Глава I. Прибыль в условиях рыночной экономики …………………………5
1.1. Экономическая сущность прибыли и условия ее
формирования в современных условиях………………………………………………..5
1.2. Виды прибыли, их состав………………………………………………………………………10



Глава II. Роль прибыли в деятельности предприятия……………………17

2.1. Значение чистой прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия………………………………………………………………..17
2.2.Распределение и использование прибыли на предприятии…………….19
2.3.Роль прибыли в условиях развития предпринимательства…………..22



Глава III. Проблемы совершенствования законодатель-
ной базы по налогообложению прибыли российских
предприятий и пути их решения………………………………………………………....…27


Заключение…………………………………………………………………………………………………..32


Список используемой литературы………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

формирование и использование прибыли предприятия.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

2.2. Роль прибыли в условиях  развития предпринимательства

 

        Прибыль  -  один из основных  финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому  и социально-экономическому развитию предприятий,  увеличение фонда оплаты труда их работников.

        Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

         Законом РФ «О предприятиях  и предпринимательской деятельности»  предусмотрено, что предпринимательская  деятельность означает инициативную  самостоятельность предприятий,  направленную на получение прибыли.  При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

        Ведущее значение  прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

        В ряде случаев  рост прибыли обусловлен необоснованным  повышением цен на продукцию.

        Стремление  любыми путями получить высокую  прибыль с целью увеличения  фонда оплаты труда приводит  к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда -  дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

        Для реальной оценки уровня  рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по  технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является  прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема  и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность -  это  относительный показатель интенсивности  производства. Он отражает уровень  прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может  исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Этот показатель исчисляется по формуле:

                        

 

                            П

           Р  =  ---------------  х 100,

                   ОФ + НОС

 

Где  Р -  уровень  рентабельности производства, %;

        П -  валовая прибыль предприятия,  руб.;

        ОФ -  среднегодовая стоимость  основных производственных  фондов, руб.;

        НОС -  среднегодовая стоимость  нормируемых оборотных средств,  руб.

 

         Кроме рентабельности производства  в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко  используется показатель рентабельности  продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  этой продукции.

         Применение этого показателя  рентабельности наиболее рационально  при внутрихозяйственных аналитических  расчетах, при контроле за прибыльностью  отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

         Прибыль связана как с себестоимостью  изделия, так и с ценой, по  которой оно реализуется, поэтому  рентабельность продукции  может  быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

          Эти показатели взаимосвязаны  и характеризуют изменение текущих  затрат на производство и реализацию  как всей продукции, так и  отдельных ее видов. Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

                     П                                   П

            Р =  -----  х  100      и   Р =  ------  х  100,

                     Сn                                                   Ц n     

 

 Где Р -  рентабельность  продукции, %;

         П -  валовая прибыль предприятия,  руб.;

         Сn  ¾ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

 

          Ц n ¾ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость — НДС и акцизов), руб.

 

       Факторы  роста любого показателя рентабельности  зависят от единых экономических  процессов и явлений:

 

¾ совершенствование системы управления производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления кризиса в финансово—кредитной  и денежной системах;

¾ повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно—платежных отношений;

¾ индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

      Важным  фактором роста рентабельности  в нынешних условиях является  работа предприятий по ресурсосбережению,  что ведет к снижению себестоимости,  а следовательно,  ¾  росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

       Снижение  себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

 

 

 

2.3. Распределение и использование  прибыли на предприятии

 

Механизм воздействия  финансов на хозяйство, на его экономическую  эффективность находится не в  самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, на сколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

 Распределение прибыли  является составной неразрывной  части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, на ровне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и  методы распределения прибыли постоянно  видоизменяются и развиваются с  ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих  перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

По сути распределение  прибыли следует рассматривать  в трех направлениях6:


 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий  и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

Существенным в российском законодательстве является то, что  налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли(убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат,  разницу между суммой выручки от реализации,  исчисленной по рыночным и фактическим ценам ( при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению,  заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства.

Было бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Оставшиеся две трети  могли бы быть распределены между  собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых  технологий предприятие крайне нуждается  в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.

В современных условиях в результате приватизации общегосударственной  собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия.  Из-за отсутствия собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложение в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса.  По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоравления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:

  1. Признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества;
  2. Покрытие убытков и задолжности за счет средств собственников.

В первом случае может не хватить  имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни собственникам, ни государству. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения. Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолжности.

На предприятии распределению  подлежит прибыль после уплаты налогов  и выплаты дивидендов. Из этой прибыли  так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования производственного и социального  развития.

В условиях рыночного хозяйства  государство не вмешивается в  процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Распределение прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.

На практике возможно применение различных  методик планирования прибыли, которые  можно классифицировать по трем группам:

  1. Традиционные методы.
  2. Методы маржинального анализа.
  3. Экономико-математические методы.7

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят  первоочередный характер. Наличие и  прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия