Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление проблем реализации фискальной политики и разработка мероприятий по их решению.

Файлы: 1 файл

Копия.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

   - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     5.Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     6.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     7.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

     Обобщая содержание принципов построения бюджетной  системы, получивших отражение в  Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных  экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

     24 июля 2007 года Президентом РФ был  подписан Федеральный закон №  198 – Ф3 « О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Во исполнение поручения Президента РФ. Данного в бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период – 2008 – 2010 гг.  

     2.2. Особенности трехлетнего бюджета

       Проектировки федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года разработаны на базе перспективного финансового плана Российской федерации на 2007 – 2009 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2006 №1860 – р. За основу был взят умеренно оптимистичный вариант прогноза социально – экономического развития страны и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года. (см. таблицу)

       Одной из отличительных особенностей федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. является изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета. Это вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски.

       В 2005 году поступления от нефтегазового сектора обеспечили около 38% доходов консолидированного бюджета и 50% доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолжности). Благодаря сложившейся конъюнктуре на мировом рынке нефти, продолжается накопление средств в Стабилизационном фонде: на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП.

     Однако  в долгосрочной перспективе ожидается снижение бюджетных поступлений от нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

    1. Снижение темпов роста физических объемов добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП – не более 2% в год. По оценкам Минэкономразвития России, доля нефтегазового сектора в ВВП сократится с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Эта тенденция сохранится и в последующие годы.

    2. Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя  более медленными темпами, чем в предыдущие годы).

    3. Прогнозируемое снижение мировых цен на нефть: в 2006 году – 61; в 2007 году – 55; в 2010 году – 50 долл. США.

       В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета: если в 2007 году они оцениваются на уровне 8,2% ВВП, то в 2010 году – 5,3%ВВП.

       Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет под влиянием перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40 – 50 долл. В ценах 2006 года) могут сократиться до 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличение базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом ожидаемые доходы федерального бюджета при действующем налоговом законодательстве снизятся к 2020 году примерно на 4,5% ВВП. Это потребует принятия комплекса мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга.

       Использование концепции нефтегазового баланса бюджета позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Сальдо  бюджета без учета нефтегазовых доходов (нефтегазовый дефицит бюджета) в 2008 году планируется в размере 6,6% ВВП, в 2009 году – 5,9% ВВП и в 2010 – 5,3% ВВП. Этот дефицит будет покрываться за счет нефтегазового трансферта и прочих источников в размере 0,5 – 0,8% ВВП.

По расчетам, максимальный ежегодный размер трансферта необходим на уровне 3,7% ВВП: это позволит, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный (даже при низком уровне цен на нефть) уровень расходов бюджета, а с другой – обеспечить стабильность бюджетной политики, что соответствует цели создания Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Именно поэтому на долгосрочную перспективу объем нефтегазового трансферта закреплен в размере 3,7% ВВП. А на переходный период (2008 – 2010 гг.) он планируется с понижением: с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году [8].

     Резервный фонд предназначен для компенсации  выпадающих доходов федерального бюджета  в течение 3 лет от снижения мировых  цен на энергоресурсы. Период компенсации  определяется 3-летним периодом бюджетного планирования, а так же необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

       Нормативная величина Резервного фонда рассчитана исходя из прогнозируемого снижения цены нефти марки «Юралс» (с 51,7 – средняя цена в 3-летнем бюджете на 2008 – 2010 гг. до 29,4 долл. за баррель – среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет с 1997 – 2007 гг.) и сокращение нефтегазовых доходов федерального бюджета из-за снижения цены на нефть 0,15% ВВП (в условиях 2008 года)

       Таким образом, необходимый размер Резервного фонда определен в размере 10% ВВП, или 3500 млрд. руб.

В целях  решения поставленных в Послании Президента РФ стратегических задач  будет сформирована законодательная  база для эффективного использования  части нефтегазовых доходов федерального бюджета, аккумулируемых в Фонде национального благосостояния. 

                                                                                                         

     Таблица 1.

Средства Основные макроэкономические показатели на 2007 год и на период до 2010 года

Показатель 2007 2008 2009 2010
ВВП, млрд. руб. 30 690 35 000 39 690 44 800
Цены  на нефть марки «Юралс», долл./барр. 55,0 53,0 52,0 50,0
Цены  на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс.куб.м 241,5 225,9 220,0 214,0
Курс доллара. Руб. за дол 26.0 25,90 26,20 26,80
Объем экспорта, млрд. долл.- всего 303,8 303,6 300,7 298,0
В том  числе:        
Дальнее зарубежье 258,6 257,5 254,6 251,1
Страны  СНГ 45,2 46,1 46,1 46,9
Объем импорта по кругу товаров, учитываемых  ФТС России, млрд. долл. - всего 169,1 200,8 229,6 257,2
В том  числе:        
Дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт) 141,1 169,2 195,0 219,7
Страны  СНГ 28,0 31,6 34,6 37,5
Экспорт нефти, млн. т - всего 254,0 260,0 265,0 269,0
В том  числе:        
Дальнее зарубежье 216,0 222,0 227,0 231,0
Страны  СНГ 38,0 38,0 38,0 38,0
Экспорт нефтепродуктов, млн. т - всего 109,0 110,7 110,8 112,0
В том  числе:        
Дальнее зарубежье 103,3 105,0 105,1 106,3
Страны  СНГ 5,7 5,7 5,7 5,7
Экспорт природного газа, млрд. куб.м - всего 198,0 210,0 219,0 223,0
В том  числе:        
Дальнее зарубежье  164,5 175,9 185,3 190,3
Страны  СНГ 33,5 34,1 33,7 32,7
Прибыль прибыльных организаций для целей  бухгалтерского учета млрд. руб. 7450 8240 9140 10115
Объем добычи нефти млн. т 471,5 481,5 488,0 494,0

     Согласно  прогнозным расчетам, Фонд национального  благосостояния будет сформирован  к 01.02.2008 в объеме 470,73 млрд. руб. При  этом имеется в виду, что в 2007 году часть нефтегазовых доходов, зачисляемая  в соответствии с действующим  бюджетным законодательством в Стабилизационный фонд в объеме до 300 млрд. руб., будет направлена в

уставные  капиталы Банка развития (250 млрд. руб.) и Российской венчурной компании (15 млрд. руб.), а также в качестве дополнительных к предусмотренным  по другим направлениям вложениям в государственную корпорацию в сфере развития нанотехнологий (35 млрд. руб.). Для этого необходимые изменения будут внесены в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год».

  Средства сформированного по состоянию на 01.02.2008 Фонда национального благосостояния в части доходов от их размещения будут использоваться для софинансирования добровольных пенсионных накоплений в объеме, определенном после принятия соответствующего закона.

     Кроме того, в дальнейшем по мере пополнения указанного Фонда его свободные средства могут служить источником покрытия дефицита пенсионной системы. 

  2.3.Основные доходные источники бюджета

     1.Налог на прибыль организаций. В 2008 году общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7432,4 млрд. руб. или 21,24% ВВП (снижение на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 года)

Указанная цифра подлежит уменьшению на 552,4 млрд. руб. за счет доходов в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам, облагаемым по ставке 15% (64,7 млрд. руб.); прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком (279,3 млрд. руб.); полученных убытков, учтенных в уменьшении налоговой базы (208,4 млрд. руб.).

     2. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Расчетная сумма НДС составила 1241,1 млрд. руб. (начисленные суммы налога в размере 16101,7 млрд. руб. (46,0% ВВП) минус суммы налоговых вычетов в размере 14860,6 млрд. руб. (42,5% ВВП).

Прогнозируемое  в 2008 году возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции снизит его поступление на 6,7 млрд. руб., а введение поквартальной оплаты налога – на 228,7 млрд. руб.

     3. НДС на товары, ввозимые на  территорию Российской Федерации. На 2009-2010 гг. поступления налога на товары, ввозимые на территорию РФ, прогнозируются в сумме 1006,4 (2,54% ВВП) и 1149,4 (2,57% ВВП) млрд. руб. соответственно.

     4. Налог на добычу полезных ископаемых. Поступления в федеральный бюджет НДПИ прогнозируются на 2009 – 2010 гг. в сумме 851,9 (2,15% ВВП) и 849,9 (1,90% ВВП) млрд. руб. соответственно.

           5. Таможенные пошлины. В прогнозе доходов федерального бюджета на 2008 год доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1557,1 млрд. руб.

     Вывозные  пошлины на остальные товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются в сумме 100,0 млн. долл., или 2,6 млрд. руб.

Доходы  федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин прогнозируется: в 2009 году – 2086,7 млрд. руб. (5,26% ВВП), из них ввозные  таможенные пошлины – 544,6 млрд. руб., вывозные – 1542,1 млрд. руб.; в 2010 году - 2130 млрд. руб. (4,75% ВВП), из них ввозные таможенные пошлины – 588,1 млрд. руб., вывозные – 1541,9 млрд. руб. [4].  
 

     2.4. Расходы федерального бюджета

     Расходы федерального бюджета на 2008 год составят 6,5 трлн. руб. или 18,6 % ВВП, в 2009 г доходы составят 7 трлн. 421 млрд. руб. или 18,8%  ВВП, расходы – 7 трлн. 361 млрд. руб. или 18,6 % ВВП, в 2010 г доходы составят 8 трлн. 35 млрд. руб. или 18,1 % ВВП, расходы - 7 трлн. 995 млрд. руб. или 18 % ВВП. (см. в таблицу 2. Приложение 1).

     Анализ  расходов на социальную сферу свидетельствует  об их приросте в проекте бюджета  на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на

социальные  отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году -14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.

     В представленном проекте федерального бюджета переход к среднесрочному программно-целевому планированию с  позиции заявленных целей - по обеспечению  достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются (см. таблицу 2).

     Например, доля расходов социальных статей в  общих расходах федерального бюджета  в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы  устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).

Информация о работе Фискальная политика государства