Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление проблем реализации фискальной политики и разработка мероприятий по их решению.
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
5.Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
6.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
7.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
24
июля 2007 года Президентом РФ был
подписан Федеральный закон №
198 – Ф3 « О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов» Во исполнение поручения
Президента РФ. Данного в бюджетном послании
«О бюджетной политике в 2007 году», разработка
параметров федерального бюджета впервые
осуществлялась на среднесрочный трехлетний
период – 2008 – 2010 гг.
2.2. Особенности трехлетнего бюджета
Проектировки федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года разработаны на базе перспективного финансового плана Российской федерации на 2007 – 2009 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2006 №1860 – р. За основу был взят умеренно оптимистичный вариант прогноза социально – экономического развития страны и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года. (см. таблицу)
Одной из отличительных особенностей федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. является изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета. Это вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски.
В 2005 году поступления от нефтегазового сектора обеспечили около 38% доходов консолидированного бюджета и 50% доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолжности). Благодаря сложившейся конъюнктуре на мировом рынке нефти, продолжается накопление средств в Стабилизационном фонде: на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП.
Однако в долгосрочной перспективе ожидается снижение бюджетных поступлений от нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1. Снижение темпов роста физических объемов добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП – не более 2% в год. По оценкам Минэкономразвития России, доля нефтегазового сектора в ВВП сократится с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Эта тенденция сохранится и в последующие годы.
2. Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя более медленными темпами, чем в предыдущие годы).
3. Прогнозируемое снижение мировых цен на нефть: в 2006 году – 61; в 2007 году – 55; в 2010 году – 50 долл. США.
В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета: если в 2007 году они оцениваются на уровне 8,2% ВВП, то в 2010 году – 5,3%ВВП.
Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет под влиянием перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40 – 50 долл. В ценах 2006 года) могут сократиться до 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличение базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом ожидаемые доходы федерального бюджета при действующем налоговом законодательстве снизятся к 2020 году примерно на 4,5% ВВП. Это потребует принятия комплекса мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга.
Использование концепции нефтегазового баланса бюджета позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Сальдо бюджета без учета нефтегазовых доходов (нефтегазовый дефицит бюджета) в 2008 году планируется в размере 6,6% ВВП, в 2009 году – 5,9% ВВП и в 2010 – 5,3% ВВП. Этот дефицит будет покрываться за счет нефтегазового трансферта и прочих источников в размере 0,5 – 0,8% ВВП.
По расчетам, максимальный ежегодный размер трансферта необходим на уровне 3,7% ВВП: это позволит, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный (даже при низком уровне цен на нефть) уровень расходов бюджета, а с другой – обеспечить стабильность бюджетной политики, что соответствует цели создания Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Именно поэтому на долгосрочную перспективу объем нефтегазового трансферта закреплен в размере 3,7% ВВП. А на переходный период (2008 – 2010 гг.) он планируется с понижением: с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году [8].
Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет от снижения мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется 3-летним периодом бюджетного планирования, а так же необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Нормативная величина Резервного фонда рассчитана исходя из прогнозируемого снижения цены нефти марки «Юралс» (с 51,7 – средняя цена в 3-летнем бюджете на 2008 – 2010 гг. до 29,4 долл. за баррель – среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет с 1997 – 2007 гг.) и сокращение нефтегазовых доходов федерального бюджета из-за снижения цены на нефть 0,15% ВВП (в условиях 2008 года)
Таким образом, необходимый размер Резервного фонда определен в размере 10% ВВП, или 3500 млрд. руб.
В целях
решения поставленных в Послании
Президента РФ стратегических задач
будет сформирована законодательная
база для эффективного использования
части нефтегазовых доходов федерального
бюджета, аккумулируемых в Фонде национального
благосостояния.
Таблица 1.
Средства Основные макроэкономические показатели на 2007 год и на период до 2010 года
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
ВВП, млрд. руб. | 30 690 | 35 000 | 39 690 | 44 800 |
Цены на нефть марки «Юралс», долл./барр. | 55,0 | 53,0 | 52,0 | 50,0 |
Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс.куб.м | 241,5 | 225,9 | 220,0 | 214,0 |
Курс доллара. Руб. за дол | 26.0 | 25,90 | 26,20 | 26,80 |
Объем экспорта, млрд. долл.- всего | 303,8 | 303,6 | 300,7 | 298,0 |
В том числе: | ||||
Дальнее зарубежье | 258,6 | 257,5 | 254,6 | 251,1 |
Страны СНГ | 45,2 | 46,1 | 46,1 | 46,9 |
Объем импорта по кругу товаров, учитываемых ФТС России, млрд. долл. - всего | 169,1 | 200,8 | 229,6 | 257,2 |
В том числе: | ||||
Дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт) | 141,1 | 169,2 | 195,0 | 219,7 |
Страны СНГ | 28,0 | 31,6 | 34,6 | 37,5 |
Экспорт нефти, млн. т - всего | 254,0 | 260,0 | 265,0 | 269,0 |
В том числе: | ||||
Дальнее зарубежье | 216,0 | 222,0 | 227,0 | 231,0 |
Страны СНГ | 38,0 | 38,0 | 38,0 | 38,0 |
Экспорт нефтепродуктов, млн. т - всего | 109,0 | 110,7 | 110,8 | 112,0 |
В том числе: | ||||
Дальнее зарубежье | 103,3 | 105,0 | 105,1 | 106,3 |
Страны СНГ | 5,7 | 5,7 | 5,7 | 5,7 |
Экспорт природного газа, млрд. куб.м - всего | 198,0 | 210,0 | 219,0 | 223,0 |
В том числе: | ||||
Дальнее зарубежье | 164,5 | 175,9 | 185,3 | 190,3 |
Страны СНГ | 33,5 | 34,1 | 33,7 | 32,7 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета млрд. руб. | 7450 | 8240 | 9140 | 10115 |
Объем добычи нефти млн. т | 471,5 | 481,5 | 488,0 | 494,0 |
Согласно прогнозным расчетам, Фонд национального благосостояния будет сформирован к 01.02.2008 в объеме 470,73 млрд. руб. При этом имеется в виду, что в 2007 году часть нефтегазовых доходов, зачисляемая в соответствии с действующим бюджетным законодательством в Стабилизационный фонд в объеме до 300 млрд. руб., будет направлена в
уставные капиталы Банка развития (250 млрд. руб.) и Российской венчурной компании (15 млрд. руб.), а также в качестве дополнительных к предусмотренным по другим направлениям вложениям в государственную корпорацию в сфере развития нанотехнологий (35 млрд. руб.). Для этого необходимые изменения будут внесены в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год».
Средства сформированного по состоянию на 01.02.2008 Фонда национального благосостояния в части доходов от их размещения будут использоваться для софинансирования добровольных пенсионных накоплений в объеме, определенном после принятия соответствующего закона.
Кроме
того, в дальнейшем по мере пополнения
указанного Фонда его свободные средства
могут служить источником покрытия дефицита
пенсионной системы.
2.3.Основные доходные источники бюджета
1.Налог на прибыль организаций. В 2008 году общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7432,4 млрд. руб. или 21,24% ВВП (снижение на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 года)
Указанная
цифра подлежит уменьшению на 552,4 млрд.
руб. за счет доходов в виде процентов
по государственным и
2. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Расчетная сумма НДС составила 1241,1 млрд. руб. (начисленные суммы налога в размере 16101,7 млрд. руб. (46,0% ВВП) минус суммы налоговых вычетов в размере 14860,6 млрд. руб. (42,5% ВВП).
Прогнозируемое в 2008 году возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции снизит его поступление на 6,7 млрд. руб., а введение поквартальной оплаты налога – на 228,7 млрд. руб.
3. НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. На 2009-2010 гг. поступления налога на товары, ввозимые на территорию РФ, прогнозируются в сумме 1006,4 (2,54% ВВП) и 1149,4 (2,57% ВВП) млрд. руб. соответственно.
4.
Налог на добычу полезных
5. Таможенные пошлины. В прогнозе доходов федерального бюджета на 2008 год доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1557,1 млрд. руб.
Вывозные пошлины на остальные товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются в сумме 100,0 млн. долл., или 2,6 млрд. руб.
Доходы
федерального бюджета от уплаты таможенных
пошлин прогнозируется: в 2009 году – 2086,7
млрд. руб. (5,26% ВВП), из них ввозные
таможенные пошлины – 544,6 млрд. руб.,
вывозные – 1542,1 млрд. руб.; в 2010 году - 2130
млрд. руб. (4,75% ВВП), из них ввозные таможенные
пошлины – 588,1 млрд. руб., вывозные – 1541,9
млрд. руб. [4].
2.4. Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета на 2008 год составят 6,5 трлн. руб. или 18,6 % ВВП, в 2009 г доходы составят 7 трлн. 421 млрд. руб. или 18,8% ВВП, расходы – 7 трлн. 361 млрд. руб. или 18,6 % ВВП, в 2010 г доходы составят 8 трлн. 35 млрд. руб. или 18,1 % ВВП, расходы - 7 трлн. 995 млрд. руб. или 18 % ВВП. (см. в таблицу 2. Приложение 1).
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на
социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году -14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.
В
представленном проекте федерального
бюджета переход к
Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).