Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, контрольная работа
Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Установлена более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, учитывающая формы вины налогоплательщиков, смягчающие и отягчающие обстоятельства, виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налога, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.
1.Налоговая система современной России. 3-4стр.
2.Налог на добавленную стоимость. 4-7стр.
3.Основы организации налогового планирования в Российской
Федерации. 7-9стр.
4.Перспективы развития налоговой системы. 9-16стр.
5.Сущность и функции налогов и их роль в экономике 16-21стр.
6.Литература 22стр.
В последнем случае устраняется несправедливость в отношении застройщиков, не имевших, согласно Закону РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», права вычета входного НДС по законченным капитальным строительством объектам. Если сумма налоговых вычетов в данном налоговом периоде превысит общую сумму исчисленного налога, налогоплательщик в этом налоговом периоде НДС платить не будет.
Значительно большие изменения ожидают налог на прибыль, это связано, прежде всего, с введением нового порядка формирования затрат, учитываемых при налогообложении. Объектом налогообложения для российских организаций признается прибыль, полученная в налоговом периоде, как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами. При этом за счет уплаченного за границей налога будет производиться лишь в пределах налога, уплаченного с полученных за границей доходов по российскому законодательству.
Изменяется порядок определения налоговой базы: вместо расчета валовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, а также внереализационные расходов, определяется общая сумма подлежащих налогообложению доходов, уменьшенная на предусмотренные кодексом вычеты.
Доходы, не связанные с реализацией товаров работ, услуг (внереализационные доходы), включают, в частности:
• доходы от сдачи имущества в аренду, кроме передачи имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга);
• доходы от реализации ценных бумаг, если эта реализация носит несистемный характер, т.е. совершается не более одного раза в налоговый период, и (или) переоценки ценных бумаг;
• доходы в виде сумм признанных (причитающихся к получению) штрафов, пени или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также средств, получаемых в возмещение убытков;
• доходы от
использования или
• доходы в виде сумм резервов (затраты на формирование которых подлежали вычету из доходов налогоплательщика);
• доходы в виде безвозмездно полученного имущества, в виде распределяемой в пользу налогоплательщика прибыли от его участия в простом товариществе, паевом инвестиционном фонде, партнерстве либо других аналогичных образованиях;
• доходы в виде прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном периоде, в виде положительных курсовых разниц по валютным счетам, а также по операциям с иностранной валютой, и ряд других доходов.
Таким образом, перечень подлежащих налогообложению доходов более конкретизирован по сравнению с ныне действующим порядком. В то же время существенно расширен перечень затрат, учитываемых при налогообложении (налоговых вычетов), соответствующих нынешнему понятию себестоимости продукции.
Под затратами, принимаемыми к вычету, понимается выраженная в денежной форме оценка затрат, осуществленных налогоплательщиком исключительно для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг), сопровождения, гарантийного надзора и устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также затрат на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и других затрат, связанных с извлечением прибыли. При этом к вычету принимаются только необходимые; обоснованные и документально подтвержденные затраты; Указанные затраты принимаются к вычету в тех налоговых периодах, в которых признаются осуществленными налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой. Налоговые вычеты включают затраты на подготовку и освоение производства товаров (работ, услуг), затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), затраты по реализации основных средств и иного имущества и затраты, не связанные с реализацией, но имеющие отношение к получению внереализационные доходов.
По-новому решается вопрос о переносе убытков. Если сумма налоговых вычетов в налогооблагаемом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же период, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю, а разница между указанными суммами признается убытком налогоплательщика за такой период. Убытки, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, могут переноситься на будущее, т.е. уменьшать налогооблагаемую прибыль в последующие налоговые периоды.
В действующем налоговом законодательстве налогоплательщикам предоставлено право лишь на перенос убытков от реализации продукции (работ и услуг), а не по всему кругу осуществляемых им операций. Если б налоговая база отлична от нуля, налогоплательщик имеет право на налоговые скидки, по сути, идентичные нынешнему понятию налоговых льгот, но несколько иные по содержанию. При этом существенную роль играет снятие ограничений на развитие собственной производственной базы, в частности, полностью выводится из-под налогообложения прибыль, реинвестированная в производство.
Как уже отмечалось, Налоговый кодекс предусматривает поэтапную замену трех ныне существующих налогов — налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц. Однако введение данного налога сопряжено с преодолением определенных трудностей.
Анализ второй части проекта Налогового кодекса РФ не дает оснований для утверждения, что система подоходного налогообложения подвергнется существенному реформированию. К сожалению, подоходный налог ожидает лишь небольшой косметический ремонт, включая изменение (и не очень существенное) шкалы налоговых ставок, а также некоторое упорядочение налоговых льгот. В то же время данный налог в основе своей остается «позарплатным», а не подоходным, учитывающим лишь доход конкретного физического лица безотносительно к совокупному доходу семьи и фактических расходов на ее содержание. Исключение из дохода налогоплательщика МРОТ на содержание детей и иждивенцев нисколько не решает данную проблему ввиду недопустимо малого размера минимальной зарплаты. При реформировании подоходного налога следовало бы учесть позитивный опыт ряда зарубежных стран, более успешно решающих данную проблему.
Таким образом,
Налоговый кодекс, призванный стать
основным налоговым законом государства,
несмотря на свои положительные стороны,
нуждается в существенной доработке. Главным
недостатком кодекса является то, что
он основан на далеко не бесспорных посылках,
положенных в основу нынешней налоговой
политики России, в частности, переориентации
налоговой системы с преимущественно
прямых налогов на налоги на потребление,
а также усилении налогового пресса в
отношении физических лиц при недостаточной
проработке системы подоходного налогообложения.
5. Сущность и функции налогов и их роль в экономике.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги выполняют следующие основные функции:
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Термин «фискальная функция» широко распространен во всем мире, поэтому такое название этой функции налогов, по нашему мнению, можно сохранить и для России.
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физические лица действительно выше, чем на юридические, поскольку такое построение налоговой системы является более сильным стимулом для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако перенос налогового бремени с юридических лиц на физические возможен только при наличии достаточно многочисленного среднего слоя населения. В настоящее время в России население с невысокими доходами уплачивает налог по низким ставкам, а численность физических лиц с высокими доходами сравнительно невелика. Следовательно, оба этих слоя населения не могут служить надежной базой функционирования доходных поступлений в бюджет прежде всего от подоходного налога.
В этой связи значение фискальной функции налогов в период спада деловой активности снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует все функции управления экономикой государством: планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере
с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции: функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан; антиинфляционная функция - ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
Выполнение налогами данных функции реализуется при выполнении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной). Решающее значение будет иметь разработка взаимосвязанной системы налогообложения юридических и физических лиц, включающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходов и имущества, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
В экономической литературе рассматриваются различные принципы построения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали различную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов:
1) принцип справедливости: налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «... каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
2) принцип определенности: обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
3) принцип
удобства для
4) принцип экономичности взимания: издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
В наибольшей степени современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.
Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.
Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать тем выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.
Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.
Практически налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой содержат различные комбинации обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большинства населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.
Информация о работе Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики