Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Установлена более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, учитывающая формы вины налогоплательщиков, смягчающие и отягчающие обстоятельства, виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налога, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.

Оглавление

1.Налоговая система современной России. 3-4стр.
2.Налог на добавленную стоимость. 4-7стр.
3.Основы организации налогового планирования в Российской
Федерации. 7-9стр.

4.Перспективы развития налоговой системы. 9-16стр.
5.Сущность и функции налогов и их роль в экономике 16-21стр.
6.Литература 22стр.

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 56.18 Кб (Скачать)

  Важной составляющей налогового планирования является анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов. Однако следует иметь в виду, что при государственном налоговом планировании сложно учесть все особенности формирования налогооблагаемой базы. Это приводи к погрешностям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйствующих субъектов. Например, реальность поступления в бюджет налога на прибыль зависит не только от объема производства, ценовой политики, уровня инфляции, определяющих величину прибыли от реализации произведенной продукции, но и влияния на конечный финансовый результаты операционных внереализационных доходов и расходов, в частности, курсовых разниц, налогов, относимых на финансовые результаты и др., способных привести к потере или значимому сокращению объекта налогообложения бюджетных доходов. Очевидно, решение этих задач невозможно без широкого использования прогрессивных компьютерных технологий при обработке информации, которой располагают налоговые органы и другие государственные органы. Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра налогоплательщиков и общей информационной системы налоговых, финансовых и иных органов, отвечающих за исполнение доходной базы бюджета.

Второй этап налогового планирования — разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется менее важным, поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов.

Конкретное  наполнение региональных бюджетов зависит только от установленных пропорций распределения федеральных налогов, но и от реальных поступлений контингентов этих налогов на соответствующей территории. Прогнозирование контингентов налоговых доходов на территории субъектов РФ осуществляется территориальными финансовыми управлениями совместно с налоговыми органами на основании данных, характеризующих экономический потенциал региона, включая показатели, определяющие объем платежей по соответствующим налогам. В то же время оценка реальности поступлений налогов на любом уровне планирования невозможна без учета специфики налогового планирования хозяйствующих субъектов, которое, преследуя прямо противоположные цели, может внести существенные коррективы в федеральные и региональные прогнозы. Тем самым, несмотря на разнонаправленные задачи, обеспечивается единство подсистем налогового планирования. 

4. Перспективы развития налоговой системы

На протяжении последних десятилетий Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством. Например, 1980-е годы ознаменованы проведением широкомасштабного экономического эксперимента, частичного «разгосударствления» экономики путем кооперирования и развития аренды. По сути, это положило начало становлению рыночных отношений, как в России, так и в других государствах бывшего СССР. В тот момент действия государства в отношении хозяйствующих субъектов еще носили отпечаток жесткого администрирования, однако уже тогда появились первые ростки налоговых отношений в виде твердо фиксированного процента (норматива) отчислений в доход государства от прибыли предприятий.

В начале 1990-х  годов процесс формирования налоговых отношений в России завершился принятием Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», одновременно породив ряд новых проблем во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками. Отсутствие опыта налогового администрирования в условиях рыночных отношений привело к появлению неточностей в налоговом законодательстве, которыми не преминули воспользоваться налогоплательщики в ущерб государственным интересам. Так, Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» не предусматривал налогообложения товарообменных операций, что привело к массовому уклонению от налогов путем осуществления преимущественно бартерных сделок. Частичные поправки к налоговым законам приводили к изменениям в законодательно-нормативных актах, нередко имевших, к тому же, обратную силу, что снижало эффективность налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что наряду с нестабильностью налогового законодательства вызывает резкое недовольство налогоплательщиков и чрезмерный налоговый прессинг, ограничивающий их инвестиционную активность и снижающий реальные доходы, что закономерно приводит к развитию теневой экономики, к массовому уклонению от налогов. Поэтому не только интересам налогоплательщиков, но и всего государства в целом отвечает создание устойчивой, налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот. В последние годы приоритетным направлением налоговой политики является перенос тяжести налогов с юридических, физических лиц, что, по мнению законодателей, будет способствовать росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и ограничению необоснованного роста доходов отдельных физических лиц. В этой плоскости лежит разработка и принятие закона о контроле за наиболее крупными доходами граждан, а также повышении ставок налога на имущество физических лиц.

Однако налоговое  давление на физических лиц усиливает не повышение ставок прямых налогов, сколько расширение сферы действия косвенных налогов, провоцирующих неограниченный рост на потребительские товары и услуги. Например, введение регионального налога с продаж при сохранении федеральных НДС и включаемых в его налогооблагаемую базу, преследует исключительно фискальные задачи. Поэтому введение налога с продаж следует рассматривать, как временную фискальную меру, а не элемент целенаправленной налоговой политики на длительную перспективу.

Основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

• обеспечение стабильности налоговой системы;

• ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

• оптимальное  сочетание прямых и косвенных налогов, при этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

• усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

• приведение в соответствие с налоговым законодательством

иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов (в том числе, норм бухгалтерского учета);

• максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

• совершенствование  подоходного налогообложения физических лиц, разработка гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

• развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Надежды на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым кодексом РФ. Вступление в силу с 01.01.99 г. его первой части немало способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути

создания  системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое — задача второй (специальной) части Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс предусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов, как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть ныне действующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикцию местных органов власти налога на наследование и дарение, ныне относящегося к компетенции федеральных органов. Из числа федеральных налогов исключаются недостаточно эффективные с изложенных выше позиций: сбор за использование наименования «Россия», налог на операции с ценными бумагами, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). В то же время состав федеральных налогов пополняется рядом новых налогов, связанных с использованием природных объектов (налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбором за пользование объектами животного мира и биологическими ресурсами) и экологическим налогом. Налоговый кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея ввиду постепенную замену традиционных имущественных налогов. В проекте его второй части сделана попытка устранить недостатки и упорядочить взимание НДС, налога, на прибыль и ряда других налогов. В частности, совершенствование порядка исчисления и уплаты НДС предусматривает следующие правления:

• расширение круга налогоплательщиков за счет индивидуальных предпринимателей;

• упорядочение системы исчисления и уплаты налога;

• введение единого порядка возмещения входного НДС для сфер деятельности, включая розничную торговлю и общественное питание;

• закрепление  в законодательном порядке методики исчисления налога на добавленную стоимость на основе счетов-фактур;

• сокращение налоговых льгот.

Однако в  целом, несмотря на видимые улучшения, НДС терпевает сколько-нибудь существенных изменений. Объект обложения тот же — реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на ее таможенную территорию. В целях налогообложения должна быть сформирована налогооблагаемая база.

При формировании налоговой базы выручка от реализации товара (работ, услуг) должна определяться исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и натуральной мере, включая оплату ценными бумагами. По-новому будет определяться только дата фактической реализации товаров (работ, услуг) как наиболее ранняя из следующих дат:

• день предъявления покупателю счета-фактуры;

• день оплаты товаров (работ, услуг);

• день отгрузки (передачи права собственности) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При безвозмездной  передаче товаров, выполнении работ, при обмене товарами (работами, услугами) или при натуральной оплате товарами собственного производства датой реализации признается день передачи, выполнения, оказания, обмена или оплаты.

Следует отметить, что в 1998 году была предпринята попытка принятия всего Налогового кодекса РФ ввести указанный порядок определения даты реализации в практику налогообложения. Однако вырванный из общего контекста элемент кодекса плохо вписывался в действующую систему налогообложения и вскоре был отменен.

В проекте  части второй Налогового кодекса РФ сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля применяемых цен или тарифов. При этом сумма налога, определяемая по итогам каждого налогового периода, уменьшается на предусмотренные кодексом налоговые вычеты.

В целом  Налоговый кодекс устанавливает более справедливый порядок зачета входного НДС за счет расширения перечня подлежащих вычету сумм. Прежде всего, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Вычет производится, если соответствующие товары (работы, услуги) приобретаются или ввозятся налогоплательщиком для его производственных целей или осуществления им иной экономической деятельности, а соответствующие затраты по приобретению этих товаров (работ, услуг) относятся налогоплательщиком на затраты по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Кроме того, вычетам подлежат суммы налога, удержанные из доходов иностранных налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплаченные за этих иностранных налогоплательщиков покупателями — налоговыми агентами; суммы налога, уплаченные продавцами налогоплательщику, являющемуся инвестором соглашения о разделе продукции, при приобретении либо уплаченные им при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг), предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции (если затраты на приобретение этих товаров (работ, услуг) подлежат включению в издержки производства и обращения); суммы налога, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров, в случае их возврата продавцу или отказа от них; суммы налога, уплаченные налогоплательщиком подрядчикам при проведении капитального строительства, при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ для собственного потребления, а также при приобретении объектов завершенного капитального строительства (указанные суммы налога подлежат вычету при введении в действие соответствующих объектов завершенного капитального строительства).

Информация о работе Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики