Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Установлена более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, учитывающая формы вины налогоплательщиков, смягчающие и отягчающие обстоятельства, виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налога, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики.

Оглавление

1.Налоговая система современной России. 3-4стр.
2.Налог на добавленную стоимость. 4-7стр.
3.Основы организации налогового планирования в Российской
Федерации. 7-9стр.

4.Перспективы развития налоговой системы. 9-16стр.
5.Сущность и функции налогов и их роль в экономике 16-21стр.
6.Литература 22стр.

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 56.18 Кб (Скачать)

Нижегородский авиационный технический колледж 
 
 

Реферат

по  экономике

на  тему:

« Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики». 

  
 
 

Выполнила: студентка 

группы ПМ-33

Срокова Екатерина

    Проверила:  Корнева О. Ю. 
 
 

Г. Нижний Новгород

2009-2010 уч. год. 

Содержание.

  1. Налоговая система современной России.                                                   3-4стр.
  2. Налог на добавленную стоимость.                                                                4-7стр.
  3. Основы организации налогового планирования в Российской            

Федерации.                                                                                                           7-9стр.

  1. Перспективы развития налоговой системы.                                                9-16стр.
  2. Сущность и функции налогов и их роль в экономике                               16-21стр.
  3. Литература                                                                                                            22стр.
  4.  

1. Налоговая система современной России

Документом, регламентирующим концептуальные положения  структуры и функционирования налоговой  системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. Принятый Государственной  Думой Налоговый кодекс РФ (часть I) введен в действие 1 января 1999 года и призван решать следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечивать доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатств государства и его граждан;
  • снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков нарушение налогового законодательства.

  Особо важными для налогоплательщиков являются положение Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии НДС точных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщику и требование об опубликовании актов законодательства о налоговых сборах не менее, чем за один месяц до вступления их в силу. В основу Налогового кодекса — принцип справедливости, означающий, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и, основанные на признании всеобщности и равенства. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками, допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  Актуальным вопросом является распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных, местных налогов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать сохранению единого Российского государства.

  Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Установлена более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, учитывающая формы вины налогоплательщиков, смягчающие и отягчающие обстоятельства, виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

  Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налога, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики. 

2. Налог на добавленную стоимость 

 Наиболее  существенным из косвенных налогов  является налог добавленную стоимость  (НДС).

  НДС — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

  Основная функция НДС — фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах — 24%. Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения, величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога.

  В Законе РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции от 31.03.99 г.) этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

  Круг  плательщиков НДС очень широк.  Ими выступают все организации  (государственные и муниципальные  предприятия, хозяйственные товарищества  и общества, учреждения) независимо  от форм собственности и ведомственной  принадлежности, имеющие статус  юридического лица, согласно законодательству  Российской Федерации, и осуществляющие  производственную и иную коммерческую  деятельность, филиалы.

 При условии  осуществления производственной  и иной коммерческой деятельности  плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные  предприятия; международные объединения  и иностранные юридические лица. НДС включается поставщиком (продавцом)  в цену продукции, реализуемой  потребителем (покупателем). Для упрощения  расчетов объектом налогообложения  у предприятий, производящих продукцию,  является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

  В налогооблагаемый  оборот включается стоимость  учитываемой цене готовой продукции  или оплачиваемой сверх этой  цены покупательской тары одноразового  использования (коробки, полиэтиленовые  пакеты и др.), или транспортной  тары (деревянной, картонной за исключением  многооборотной тары, имеющей залоговую  цену, которой налог уплачивается  лишь при ее реализации предприятие  изготовителем.

В облагаемый оборот не включаются:

• внутризаводские  обороты, т.е. реализация продукции, работ, луг для промышленно-производственных нужд между струйными подразделениями  одного и того же предприятия;

• средства, зачисляемые в уставные фонды  предприятий их учредителями;

• средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной  форме при ликвидации или переорганизации  предприятий, не превышающем их уставной фонд, а также пай (доля) юридического лица при выходе из организации;

• средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организациями в виде гранта на осуществление  целевых программ с последующим  отчетом об их исполнении;

• средства, перечисляемые в благотворительных  целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий  граждан, являющихся получателями таких  средств;

• денежные (спонсорские) средства, направляемые на цели финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельности.

  Являясь  косвенным налогом, НДС нейтрален  по отношению к результатам  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях — получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодательством установлены льготы по НДС. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства — участники СНГ. В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг). 
 

3. Основы организации налогового планирования

в Российской Федерации

  Система  налогового планирования рассматривается,  как единстве двух подсистем:  государственного налогового планирования, имеющего целью формирование  доходной базы федерального и  территориальных бюджетов и налогового  планирования на уровне хозяйственных  субъектов как элемента финансового  менеджмента. Очевидно, что эти  подсистемы имеют разнонаправленные  цели: в первом случаи налоговое  планирование ориентировано на  максимальный уровень изъятия  налогов в бюджет, а во втором  — на минимизацию налога с  целью сокращения реальных издержек  предприятий.

  Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Так, Федеральным законом от 22.02.9г. № 36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 1999 год». Процесс государственного налогового планирования включает два основных направления: прогнозирование мобилизации сумм контингентов налоговых платежей на основе макроэкономических показателей и распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджет территорий.

  Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспектив. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях налоговом законодательстве.

Информация о работе Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики