Финансово-хозяйственный анализ деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данного исследования является более глубокое изу-чение теоретических основ экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как инструментов принятия управленческих решений и выработки на этой основе практических реко-мендаций и выводов.
Предметом исследования является сама методика анализа финансо-вой деятельности и практика применения её в управленческой деятельно-сти.
Предмет исследования – оценка финансово-хозяйственного состояния предприятия.

Оглавление

Введение.
1. Теоретико-методологические основы финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
1.1 Общая характеристика финансового анализа.
1.2 Состав отчетности: МСФО и российская практика.
1.3 Агрегированный баланс.
1.4 Методы финансового анализа.
2. Финансовые показатели деятельности фирмы.
2.1 Анализ имущественного потенциала фирмы, основных и оборотных средств.
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности.
2.3 Анализ финансовой устойчивости.
2.4 Анализ рентабельности.
2.5 Показатели банкротства фирмы.
2.6 Инвестиционный анализ фирмы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсова работа.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Для понимания логики построения этих индикаторов уместно сделать два замечания. Во-первых, прибыль является производственной характеристикой  деятельности субъекта, точнее ее результатом, а поэтому вполне естественно ожидать, что чем крупнее генерирующие мощности, тем больше значение прибыли. Во-вторых, прибыль генерируется хозяйствующим субъектом в целом, а не каким- то  отдельным его элементом. Поэтому она должна  сопоставляться с некоторыми   обобщающими характеристиками, относящимися к этому субъекту в целом. Следовательно, база, с которой относится прибыль, должна быть логически с ней согласованной.

Из сделанных замечаний следует, что для расчета коэффициентов рентабельности необходимо выбрать некоторые показатели прибыли, а также некоторую базу для сопоставления, характеризующую величину фирмы. В качестве такой базы принято использовать либо ресурсы фирмы (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.) либо ее совокупный доход  в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей предопределяют и две группы коэффициентов рентабельности, характеризующие соответственно:

a)     Рентабельность инвестиций (капитала);

b)    Рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Рентабельность инвестиций с позиции всех заинтересованных лиц.  С помощью показателя прибыли до вычетов процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого коэффициентом генерирования доходов (ВЕР):

,

где - прибыль до вычета процентов и налогов;

А- стоимостная оценка совокупных активов фирмы (итог баланса-нетто по активу)

Коэффициент ВЕР характеризует возможности генерирования доходов данной комбинацией активов и показывает, сколько рублей операционной прибыли приходится на один рубль, вложенный в активы данной компании.

Рентабельность инвестиций с позиции инвесторов. При проведении аналитических расчетов с позиции инвесторов используются такие коэффициенты как рентабельность активов (РОА) и рентабельность инвестированного капитала (РОI).

;                        ,

Где - чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);

- совокупный капитал (итог баланса – нетто) о пассиву;

- проценты к уплате;

CL – краткосрочные пассивы.

Рентабельность инвестиций с позиции собственников предприятия. Возможны два подхода к исчислению коэффициентов в зависимости от того, выделяются держатели обыкновенных  акций  из общей совокупности собственников предприятия или нет. Если такого обособления не делается, то рассчитывается показатель рентабельности ( доходности) собственного капитала (ROE); если желательно обособление владельцев обыкновенных акций, то в дополнение к ROE рассчитывается               показатель рентабельности собственного обыкновенного капитала  (ROCE):

;                      ,             

где.  Е - собственный капитал (в отечественном балансе это итог раздела  "Капитал и резервы");

PD- дивиденды по привилегированным акциям;

PS - привилегированные акции.             

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основании данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках.
              При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.

Валовая рентабельность реализованной продукции:

Операционная рентабельность реализованной продукции:

Чистая рентабельность реализованной продукции:

             

              В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

2.5 Показатели банкротства фирмы.

26 октября 2002 г. в России вступил в действие Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В законе дано определение понятия несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Важное место в прогнозировании финансовой устойчивости предприятия занимает оценка вероятности его банкротства. Механизм банкротства предприятий является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и создания конкурентной среды.

В соответствии с п. 2 ст. 3 настоящего закона выделены признаки банкротства: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется различные многофакторные модели. Одна из таких моделей была впервые разработана американским экономистом Э.Альтманом. Она получила название “Z – счет” Э.Альтмана.

“Z- счет” = 1.2 х (Чистые оборотные активы/Все активы) + 1.4 х (Нераспределенная прибыль/Все активы) + 3.3 х (Балансовая прибыль/Все активы) + 0.6 х (Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций/Обязательства) + 0.999 х (Выручка от реализации/Все активы)

  Если после произведенных расчетов значение “Z счета” равно или меньше 1.8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высокая. При величине “Z счета” от 1.8 до 2.7 – вероятность банкротства высокая, от 2.8 до 2.9 – банкротство возможно, от 3.0 и выше – вероятность банкротства очень низкая.

     В Российской Федерации для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков банкротства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) предприятий определяются следующие три коэффициента и устанавливаются их нормативы:

1.                  Коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение не менее 2.0);

2.                  Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное значение не менее 0.1);

3.                  Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К в.п.)

К в.п. = [К т.л.t2 - У:Т (К т.л.t2 – К т.л.t1)]/2

Кт.л.t2 – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода

Кт.л.t1 – коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода

У – период восстановления (утраты) платежеспособности

Т – продолжительность отчетного периода

Значение коэффициента на уровне или больше единицы означает, что возможность восстановления платежеспособности может быть признана реальной.

2.6 Инвестиционный анализ фирмы.

Под инвестициями или капиталовложениями в самом общем смысле понимается временный отказ экономического субъекта от потребления имеющихся у него в распоряжении ресурсов (капитала) и использование этих ресурсов для увеличения в будущем своего благосостояния.
При инвестиционном анализе необходимо оценить экономическую целесообразность расходов, составляющих стоимость предполагаемых инвестиций и денежные поступления от них.

В процессе принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений и ключевой проблемой здесь является их сопоставимость, так как они относятся к различным моментам времени.

Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках.

Все проблемы, возникающие в процессе инвестиционного анализа, можно свести к шести основным задачам, решаемым с помощью не сложных математических функций, каждая из которых строится на знании следующих исходных данных:

-   процентной ставки – относительной величины дохода за фиксированный отрезок времени, т.е. отношения дохода (процентных денег) к сумме долга за единицу времени;

-   периода начисления – временного интервала, к которому приурочена процентная ставка. В аналитических расчетах за период начисления, как правило, применяется год;

-   дохода от инвестиций (определяется в процессе прогнозных аналитических расчетов.

Рассмотрим основные методы анализа инвестиционной деятельности:

Метод расчета чистого приведенного эффекта основан на сопоставлении величины инвестиций (IC) и общей суммы дисконтированных чистых денежных поступлений (PV). Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью процентной ставки (ч), которая устанавливается инвестором самостоятельно, исходя из процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно будет равен:

   и   

где – размер годового дохода
В данном случае, если:

NPV >0, то проект следует принять;

NPV <0, то проект следует отвергнуть;

NPV=0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Метод расчета индекса рентабельности инвестиции вытекает из предыдущего метода, но в отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем:

PI >1, то проект следует принять;

PI<1, то проект следует отвергнуть;

PI=0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Метод расчета нормы рентабельности инвестиции.  Норма рентабельности (IRR) – значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю, т.е. IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, соотнесенный с данными проекта. Дисконтированная величина доходов точно равна дисконтированной величине капитальных затрат.

Экономический смысл этого показателя состоит в том, что предприятие может принимать те инвестиционные проекты, уровень рентабельности которых не ниже относительной цены авансированного капитала (СС) (плата за пользование авансированными финансовыми ресурсами: проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п.). Если:

IRR > CC , то проект следует принять; IRR < CC , то проект следует отвергнуть; IRR = CC , то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Метод определения срока окупаемости инвестиций.

Этот метод один из самых простых и наиболее распространенных в аналитической практике. Этот метод, основанный на учетных оценках, не учитывает изменение стоимости во времени и основан на сопоставлении среднегодового притока денежных средств и прибыли с инвестициями.

Срок окупаемости (РР), если доход распределен по годам равномерно, рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода:

 

Метод   расчета   коэффициента   эффективности   инвестиции.

Этот метод, также как и предыдущий, не предполагает дисконтирования и характеризуется при этом показателем чистой прибыли  PN (балансовая за минусом налогов). Он прост в применении и широко используется в практике. Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиций (коэффициент считается в процентах):

Средняя величина инвестиций находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если по истечении срока реализации проекта капитальные вложения будут списаны. При оценке учитывается остаточная или ликвидационная стоимость (RV).

Данный показатель сравнивается с показателем рентабельности авансированного капитала, который рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия на общую сумму всего авансированного капитала.

Информация о работе Финансово-хозяйственный анализ деятельности фирмы