Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа
Административно-командная система хозяйствования имела деформированный рынок факторов производства. Все вопросы ценообразования решались централизованно и являлись прерогативой планирующих органов. Земля не продавалась и не покупалась. Производственные фонды (средства производства) выделялись в размерах, порой превышающих потребности заводов, с запасом, который потом гнил и ржавел на складах, а то и просто под открытым небом.
Практически задача выбора наилучшего сочетания факторов производства решается путём сравнения:
рыночной цены факторов производства;
предельного,
дополнительного продукта, который
производиться с помощью
Предельный продукт фактора производства - это прирост физического объёма продукта при том, что затраченный на его производства дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).
Почему для сравнения берётся не весь произведённый продукт, а только его прирост (предельный продукт)? Это связано с тем, что для определения стратегии и тактики поведения фирмы на рынке факторов производства важно знать изменяющуюся часть (прирост) продукта, а также за счёт чего этот прирост можно обеспечивать, на, чём можно сэкономить деньги.
Тем самым сравнение величины предельных продуктов, полученных для использования дополнительных единиц различных факторов производства, позволяет предпринимателям добиваться оптимальной организации производства. Если один фактор дороже, его заменяют другим, происходит как бы конкуренция между дополнительными факторами производства за предельный продукт.
В результате такой конкуренции образуется равновесие факторов производства, т.е. их более или менее устойчивое сочетание.
Процесс замещения одного фактора другим прекращается по достижении состояния равновесия, когда на 1 рубль любого фактора производства получается равный предельный продукт и равный доход после его продажи.
Спрос на факторы производства (землю, труд, капитал) в основном зависит:
- от объёма производства;
- от соотношения цен на факторы производства.
При приобретении объёма производства фирма исходит из:
- спроса на товар;
- необходимости достижения равенства предельного дохода предельным издержкам. При этом у предприятия появляются устойчивые доходы при определённых издержках производства. Эта величина определяет совокупный спрос на все факторы производства. Кроме того, спрос на факторы производства - производный, для которого исходным всегда является спрос на конечную продукцию фирмы.
Иначе говоря, чем выше спрос на тот товар, который выпускает фирма, тем выше спрос предприятия на определённую комбинацию факторов производства по ценам, которые могут свести к минимуму издержки.
Купив
факторы производства, предприниматель
обеспечивает себе возможность получения
доходов, поскольку купленный фактор производства
становить капиталом предприятия.
5.
Концепция ценообразования
в Республике Беларусь
Концепция
не предполагает коренного изменения
действующей системы
Изложенные
концептуальные подходы не противоречат
и одновременно углубляют, конкретизируют
положения основных комплексных
прогнозных и программных документов
социально-экономического развития Республики
Беларусь.
5.1.
Особенности регулирования
цен на продукцию
отдельных отраслей
5.1.1. Промышленность
За
последнее время в республике
существенно расширилась сфера
применения цен на промышленную продукцию,
самостоятельно определяемых субъектами
хозяйствования с учетом конъюнктуры
рынка. Однако целесообразным является
дальнейшее сокращение административных
ограничений в процессе ценообразования
на промышленную продукцию, перенос
большинства решений по формированию
цен на уровень организаций. Это
становится возможным благодаря
стабилизации ценовой ситуации в
республике, существенному улучшению
материального положения
Органы
управления в дальнейшем должны переходить
преимущественно к косвенным
методам воздействия на формирование
себестоимости и цен
Основными критериями в области ценообразования на промышленную продукцию являются:
-переход к формированию цен с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка,
-усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных программными документами социально-экономического развития республики;
-увязка изменения цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения с прогнозируемыми индексами изменения цен на потребительские товары и услуги, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков;
-недопущение
опережающих темпов роста цен на промышленную
продукцию по сравнению с темпами роста
цен на потребительские товары.
5.1.2. Топливно-энергетический комплекс
Необходимость государственного регулирования цен и тарифов на энергоресурсы обусловлена монопольным положением энергетической отрасли и ее ролью в функционировании экономики.
Учет указанных факторов регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы осуществляется в целях:
-стабильного функционирования и развития энергетической отрасли исходя из рациональных потребностей народного хозяйства и населения республики и их бесперебойного энергообеспечения;
-защиты экономических интересов потребителей энергоресурсов от монопольного повышения цен (тарифов);
-создания механизма сбалансированности интересов производителей и потребителей энергоресурсов;
-создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.
Для
поддержания на достигнутом уровне
финансового положения
-введен и действует механизм индексации цен (тарифов) на энергоресурсы, отпускаемые населению и юридическим лицам;
-определен перечень льготных групп и категорий потребителей энергоресурсов и предельный уровень их льготирования;
-разработан и реализован перечень мер по сокращению затрат на производство, передачу и распределение энергии.
Одним из недостатков существующей системы ценообразования на газ и энергию является сохранение практики перекрестного субсидирования, которое негативно отражается на финансовом состоянии других организаций реального сектора экономики.
Основными
направлениями
-поэтапная оптимизация уровня цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы в целях надежного функционирования отрасли, создания стимулов для экономии энергоресурсов у потребителей и расширения использования возобновляемых источников энергии;
-установление тарифов на энергию, дифференцированных в зависимости от точек подключения потребителя к сети, с последующим формированием их по уровням напряжения;
-поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на энергоресурсы;
-переход к оплате за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам;
-максимальное сокращение перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за потребленные энергоресурсы.
Добываемая в республике нефть лишь частично обеспечивает нужды народного хозяйства в нефтепродуктах. Уровень отпускных цен на указанную продукцию, реализуемую на внутреннем рынке республики, напрямую зависит от стоимости покупки нефти за свободно-конвертируемую валюту, действующего обменного курса белорусского рубля к доллару США, стоимости переработки, налоговых и неналоговых платежей, прибыли и конъюнктуры рынка.
Совершенствование ценообразования на нефть и нефтепродукты предполагает:
-сохранение государственного регулирования цен на нефть сырую собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее;
-установление единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые из нефти, добываемой в республике, и импортируемой;
-создание
механизма регулирования цен, при котором
будут исключены «лишние» торговые посредники.
5.1.3. Агропромышленный комплекс
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 1995 г. № 51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 4, ст. 85) на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные закупочные цены, уровень которых определяется сельскохозяйственными организациями по договоренности с перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями исходя из плановых затрат на производство, установленных налогов и неналоговых платежей, планируемой прибыли и конъюнктуры рынка.
Государственное регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 40, 1/371) осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.
Совершенствование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию будет производиться по следующим направлениям:
-поэтапное выравнивание закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения простого воспроизводства (не ниже себестоимости продукции), а к 2010 году – расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 20 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;
-стимулирование производства продукции животноводства путем установления надбавок к закупочным ценам на продукцию, реализуемую для государственных нужд;
-формирование закупочных цен на продукцию растениеводства, включая возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение к 2010 году прибыли, достаточной с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 40 процентов к нормативно-обоснованным затратам на производство;
-соотношение изменения закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с фактическими индексами роста цен на используемые в сельскохозяйственном производстве продукцию и услуги производственно-технического назначения, прогнозируемыми индексами изменения цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.
На
продукцию перерабатывающих отраслей
агропромышленного комплекса
Совершенствование
ценообразования в
-на обеспечение приемлемого для граждан республики уровня розничных цен на основные продукты питания;
-на поэтапное упорядочение цен в целях повышения рентабельности производства с учетом выполнения установленных заданий по снижению себестоимости;
на устранение
ценовых перекосов между
-на проведение
анализов динамики цен на продовольственные
товары в целях принятия оперативных мер
по сдерживанию необоснованного их роста,
изменению порядка формирования цен и
торговых надбавок.
Информация о работе Факторы производства. Виды доходов и собственность на факторы производства