Доходы населения, их виды, источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются доходы населения, их виды, источники формирования.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.
2. Определить источники формирования доходов населения.
3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.
4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
5. Изучить особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов.
6. Провести анализ состояния доходов населения за последние годы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 95.80 Кб (Скачать)

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении  доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов  всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем  всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению  доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и  эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих  «ошибок» содержит ошибки в распределении  доходов. Распределение доходов, как  мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское  обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Государственное перераспределение  доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными  программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и  натуральных трансфертов, а также  услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

 

3.2 Государственное регулирование  заработной платы

Политика государства  в области заработной платы заключается  в рациональном использовании экономических  рычагов и стимулов.

Государственное регулирование  заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого  распределения доходов. Регулируя  заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень  жизни населения, что в свою очередь  приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров  и услуг.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании  денежных доходов, заключается в  обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума.

В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения.

Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы.

Директивное воздействие  государства включает:

1. Установление минимального  размера оплаты труда (МРОТ);

2. Установление максимального  и минимального размера надбавки  к заработной плате;

3. Установление порядка  индексации заработной плате;

4. Определение порядка  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, работников  государственных учреждений субъектов  РФ и муниципальных образований. 

Индикативное воздействие  государства включает:

1. Контроль инфляции, эмиссии  денежных средств и валютного  курса;

2. Установление ставок  налогообложения для физических  и юридических лиц;

3. Разработка тарифно-квалификационных  справочников для конкретных  видов деятельности.

Государство имеет право  прямо регулировать заработную плату  только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу.

Индексация заработной платы  — это повышение номинальной  заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские  товары и услуги в течение определенного  периода времени, направленное на поддержание  и восстановление покупательной  способности занятого населения.

Важным условием эффективной  политики доходов и заработной платы  является определение оптимальных  границ государственного и рыночного  регулирования. В рыночной экономике  граждане свободно выбирают источники  доходов - от трудовой и предпринимательской  деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения  формируют платежеспособный спрос  и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования  устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских  способностей. Государственное регулирование  доходов и заработной платы создает  условия для установления взаимосвязи  доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан  в увеличении личных доходов.

Политика доходов и  заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она  играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося  снижения жизненного уровня доверие  населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия - непременное условие выхода из кризиса - будет зависеть от роста  доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.

Усиление государственного регулирования оплаты труда может  осуществиться только путём вмешательства  государства в преобразование сложившейся  в советское время системы  в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях. Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки. В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о  связи заработной платы с конечными  результатами труда, устанавливая системы  оплаты так, чтобы они позволяли  каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления  усиления государственного воздействия  на организацию оплаты труда в  современных российских условиях.

Первое – это активное блокирующее вмешательство государства  в процесс снижения покупательной  способности заработной платы.

Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление состоит  в усилении государственного регулирования  макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

 

3.3 Государственное регулирование  доходов в условиях кризиса

Антикризисная политика доходов  должна обеспечить решение задач  физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения  - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства  ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным.

Очерёдность решения проблем  основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы  и пенсий.  Необходим государственный  механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.

Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной  сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния  государственного бюджета и Пенсионного  фонда, от темпов инфляции.

Наиболее радикальная  мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов  на предпринимателя, таможенный протекционизм  стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная  поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные  и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного  подхода. Те немногие вложения, которые  сможет мобилизовать государство, налоговые  скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в  структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.

Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с  адресной социальной помощью в настоящий  момент выглядит неоднозначно. Государство  не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в  условиях кризисной экономики.

Первоочередные антикризисные  меры в сфере потребления должны быть направлены на поддержку наименее защищенных, малообеспеченных слоев  населения. Их целью должно быть предотвращение дальнейшего ухудшения в условиях кризиса структуры питания малообеспеченных семей, отказа их от необходимых лекарств. Возможный способ достижения этой цели - предоставление малообеспеченным семьям потребительских талонов: своего рода аналога продуктовьгх карточек, выдаваемых малообеспеченным в США. Зачисляемые на эти талоны денежные суммы могут быть израсходованы лишь на покупку определенных продовольственных товаров и лекарств. Учитывая отсутствие в России системы определения мало обеспеченности, целесообразно принятие нормативного акта в отношении тех категорий малообеспеченных, которым потребительские талоны предоставляются в безусловном порядке. В первую очередь к ним должны относиться, по-видимому, зарегистрированные безработные и их иждивенцы, семьи с двумя и более детьми, младший из которых не достиг определенного возраста (т. е. семьи, в которых один из родителей не работает), работающие граждане и неработающие пенсионеры, получающие соответственно заработную плату и пенсию в размере ниже прожиточного минимума.

Информация о работе Доходы населения, их виды, источники формирования