Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа
Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда в Росии. В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации.
2. Выявить причины возникновения и последствия .
Введение………………………………………………………………...…..3
1.Рыной труда…………………………………………………………...….4
1.1 Рынок труда и его субъекты………………………………………..…4
1.2 Основные характеристики.Спрос и предложение на рынке труда….7
2.Дискриминация на рынке труда………………………………………..11
2.1 Виды дискриминации на рынке труда………………………………11
3.Дискриминация на рынке Российском рынке труда………………….24
3.1 Дискриминация в Р.Ф………………………………………………...24
3.2 Пути решения на рынке труда в Р.Ф………………………………...29
Заключение………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы
Итак, в связи с тем, что домашний труд женщин по воспроизводству человека и обслуживанию семьи не оплачивается, он не попадает в национальные счета и не учитывается при расчетах ВНП. Это рождает серьезную экономическую проблему, связанную с недоучетом трудового вклада женщин в общественно-экономическое развитие страны. Недоучет роли женщин в трудовой сфере, которая все еще понимается как сфера оплачиваемого труда, рождает социально-экономическую проблему, связанную с восприятием женщин как неполноценных и второстепенных работников на рынке труда. И хотя сегодняшняя риторика в отношении незанятых женщин иная, чем раньше, их всячески восхваляют за то, что они наконец-то обрели свое "истинное предназначение" и стали "настоящими женщинами", но на деле это выливается в пренебрежительное отношение к домохозяйкам, а нередко связано и с домашним насилием. Но и на этом проблемы женщин (которые, если судить по рекламе, должны быть счастливыми домохозяйками, не имеющими других забот кроме борьбы с ржавчиной и отбеливания мужниных рубашек), не заканчиваются, поскольку их реальные нужды и запросы не учитываются и не попадают в программы социальной и трудовой направленности. В связи с проблемами женщин, вынужденно остающимися дома, возникает политическая проблема: ограниченные государственные ресурсы направляются на решение социально-трудовых проблем неполного круга нуждающихся женщин (лишь занятых и безработных), а остальные средства перераспределяются в пользу других социальных групп населения. Как видим, пока 2,5 млн. российских женщин вынуждено "сидят" дома - экономические, политические и социальные проблемы вокруг них растут и множатся как снежный ком. И это новый пласт социально-экономических проблем, с которыми наше общество ранее практически не сталкивалось, и решать которые предстоит в ХХI веке.
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
У нас в стране еще в советский период Кодекс законов о труде от 09.12.1971, утвержденный ВС РСФСР, в статье 16, где речь идет о гарантиях при приеме на работу, запретил «необоснованный отказ в приеме на работу». Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме не работу в зависимости от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и прочего не допускалось.
Основы законодательства Союза ССР Республик о занятости населения принятые ВС СССР, (в пункте «г», статьи 5) государство гарантировало гражданам СССР «защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда».
Таким образом, в советский период законы предусматривали запрет дискриминации в сфере трудовых отношений. Кроме того, Советский Союз был многонациональным государством, в котором равенство и дружба народов были основными идеологическим лозунгами. О том, что существует дискриминация на рынке труда по признаку принадлежности к тому или иному этносу вообще не могло быть и речи.
Наблюдается преемственность законодательства постсоветского периода, так конституция Российской Федерации, пункт 3, статья 37 гласит, о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требовании безопасности и гигиены на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Трудовой кодекс, принятый в 2002 году, выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью 3. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений - недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство возможностей в сфере труда. Любой мотив, не указанный в статье 3 является нарушением равенства возможности в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника. Нарушение правила о запрещении дискриминации в сфере труда является основанием для обращения в органы системы федеральной инспекции труда и в суд с заявлением об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. Статья 3 гарантирует компенсацию морального труда причиненного нарушением той или иной статьи о запрещении дискриминации. При определении его размера учитывается степень физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, а так же иные обстоятельства.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2009 № 2 «О применении судами РФ трудового кодекса РФ», в статье 10 поясняется, что следует понимать под деловыми качествами работника.
Итак, под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-
Таким образом, принципы государственной политики в области предоставления защиты и гарантий от дискриминаций в сфере труда и занятий были закреплены в законодательстве в советский период, а ныне - в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проблема дискриминации является острой, для многих категорий населения, о чем свидетельствует существование специальных законов, предусматривающих обеспечение их занятости путем проведения различных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности в сфере труда.
Проблемы, связанные с дискриминацией по национальному признаку приводят к социально-политической нестабильности. В некоторых регионах России, вставших на путь конструктивного решения национального вопроса, достигнуты немалые успехи. Накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями национальных меньшинств.
Подобный опыт должен учитываться не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и организациями национальных меньшинств, для того чтобы нарабатывать процедуры и механизмы согласования интересов большинства и меньшинства. К сожалению, довольно часто проводимая и декларируемая политика в области устранения дискриминации на рынке труда различаются, недостаточно внимания уделяется действенности правовых и судебных процедур, продуманных механизмов обеспечения прав лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам.
Приведем некоторую статистику того, что в России ежегодно возбуждается несколько десятков дел по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды») и только единицы из них доходят до судебного разбирательства. Например, в 2000 году из 37 дел, возбужденных по статье 282 до суда дошло 6, ни одного приговора вынесено не было, а в 2003 году из 60-ти возбужденных дел 20 было направлено в суд, вынесено 17 приговоров.
Многочисленные нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере труда не находят отражения в судебной практике, что является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, которое должно пресекать попытки дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания, но и тем, что дискриминация осуществляется, формально не нарушая закона, в связи со слабостью судебной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, документы, закрепленные международным законодательством и РФ, запрещающие проявление дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимыми, но недостаточными условиями. Дискриминация в области труда не исчезнет, даже если она запрещена законом. Необходимо также эффективное действие правоприменительных механизмов, позитивные действия, беспристрастная система образования, услуги по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы,цель,поставленная в начале была достигнута, а задачи выполнены.
Дискриминация на рынке труда проявляется в тех случаях, когда группа работников, при равных способностях, выполняющие одинаковую трудовую функцию, имеют неравные возможности в трудовой сфере (различия в заработной плате, ущемление при продвижении по карьерной лестнице, при приеме на работу и т.д.). Анализ существующих теорий рыночной дискриминации показал, что совершенной модели нет. Каждая из них проявляется на рынке труда в определенных условиях. Все существующие модели взаимосвязаны и в ряде случаев приносят ущерб не только работнику, но и работодателю.
Таким образом, устранение дискриминации в области труда - это стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более демократические рынки труда, сделать таковым все общество в целом, а так же снизить опасность конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. – Минск: Предприниматель, 2010. – 64 с.
2. Зотов В. В. О роли концепции «экономического человека» в постановке проблемы мотивации // Мотивация экономической деятельности: [Сб. ст.]. М.: ВНИИСИ, 2009. Вып. 7. С. 72–79.
3. Калачева Л.Л. Условия труда. – Новосибирск: Наука, 2009. – 386 с.
4. Калачева Л.Л. Условия труда: Методологические вопросы комплексного исследования. Новосибирск: Наука., 2008. - 286 с.
5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Нормативно-производств. издание // Госкомтруда СССР, ВЦСПС. – М.: Экономика, 2010