Денежный рынок и его равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Реализация поставленных задач подразумевает анализ как официальных документов регламентирующих состояние финансового рынка, так и учебной и общеэкономической литературы.

Оглавление

Введение
Глава I Денежный рынок и его анализ
1.1. Денежный рынок: понятие, структура
1.2. Факторы и показатели денежного рынка
1.3. Графическая модель денежного рынка
1.4. Модели денежного рынка: классическая и кейнсианская
1.4.1. Классическая модель
1.4.2. Кейнсианская модель
Глава II Равновесие денежного рынка. Значение и факторы
2.1. Понятие и значение равновесия
2.2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие на денежном рынке
2.3. Инструменты достижения макроравновесия на денежном рынке
2.3.1. Операции на открытом рынке
2.3.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика)
2.3.3. Изменение норм обязательных резервов
2.3.4. Ограничение кредитования
2.4. Кривая «Предпочтение ликвидности - деньги». Кривая LM
Глава III Состояние, особенности и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Денежный рынок и его равновесие.docx

— 427.07 Кб (Скачать)

    Требования  банков к экономике на 1 октября 2009 г. составили 60,92 трлн. руб., в том числе в рублях — 41,58 трлн. руб., в иностранной валюте в рублевом эквиваленте — 19,34 трлн. руб. (7 млрд. долл. США). Соотношение требований банков к экономике и ВВП на 1 октября 2009 г. составило 45,1%, что на 8,5 процентного пункта больше, чем на начало текущего года (36,6%). Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. На 1 октября 2009 г. на программы, мониторинг по которым осуществляет Национальный банк, выдано кредитов на сумму 8,51 трлн. руб., что в 1,3 раза больше, чем на сопоставимую дату 2008 г. Расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно осуществляет выдачу кредитов на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. Вместе с тем банки несколько сократили объемы кредитования населения на потребительские цели. Причина — снижение платежеспособности населения и рост просроченной задолженности по данным кредитам. На 1 октября 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,59 трлн. руб., что на 2,9% меньше, чем на начало года. Процентная политика в сложившихся условиях была направлена на поддержание реальных ставок депозитно-кредитного рынка на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и в целом экономической ситуации в стране (приложение 5). [21]

    Для снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов в банки с 8 января 2009 г. Национальный банк повысил ставку рефинансирования на 2 процентных пункта — до 14% годовых. В настоящее время ставка рефинансирования остается на указанном уровне. В целях поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. были увеличены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности Национального банка на 2 процентных пункта (по кредиту “овернайт” и сделкам СВОП “овернайт” — до 22% годовых, по депозитам — до 10% годовых). Замедление темпов инфляции дало возможность в апреле снизить коридорные процентные ставки по операциям Национального банка на 2 процентных пункта. Однако рост спроса населения на иностранную валюту и снижение срочных рублевых вкладов физических лиц потребовали вновь повысить указанные ставки до прежнего уровня. В последующем уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности не менялся. Реагируя на конъюнктуру национального и мирового финансового рынка, белорусские банки в рассматриваемый период заметно увеличили ставки по депозитам и кредитам (приложение 6).

      Например, средняя процентная ставка  по вновь привлеченным срочным  депозитам в национальной валюте  в сентябре 2009 г. сложилась на  уровне 17,7% годовых, что на 2,5 процентного  пункта выше по сравнению с  декабрем 2008 г. (15,2% годовых).

    В реальном выражении в январе —  сентябре текущего года процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам составила положительную величину — 7,6% годовых. Ощутимо высокий положительный реальный уровень ставки по депозитам в национальной валюте формирует стимул для юридических и физических лиц размещать свободные денежные средства на рублевых депозитных счетах в банках. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в сентябре 2009 г. составила 21,3% годовых, что на 3,8 процентного пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5% годовых). Уровень ставки в реальном годовом выражении за январь — сентябрь 2009 г. имеет положительное значение 10,8% годовых против положительного уровня в январе — сентябре 2008 г. — 1,3% годовых. Процентная ставка по новым срочным депозитам в свободно конвертируемой валюте в сентябре по сравнению с январем 2009 г. снизилась на 3,2 процентного пункта и составила 7,5% годовых. Ситуация на денежном рынке в анализируемом периоде характеризовалась дефицитом ликвидности, обусловленным главным образом продажей иностранной валюты Национальным банком в целях поддержания курса белорусского рубля и обеспечения потребностей предприятий реального сектора в валютных средствах.

    Для обеспечения непрерывного платежного процесса, сглаживания колебаний  процентных ставок на рынке межбанковских  кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку  белорусским банкам. В течение  указанного периода Национальным банком проводилась работа по снижению нормативов обязательного резервирования, совершенствованию  методологии обязательного резервирования. Для повышения устойчивости банков, обеспечения высокого уровня ответственности по взятым обязательствам перед вкладчиками с 1 января 2009 г. увеличены требования к минимальному размеру нормативного капитала для банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц во вклады (депозиты), до 25 млн. евро в эквиваленте. Особое значение в складывающихся макроэкономических условиях имеют привлеченные банками средства нерезидентов. На 1 октября 2009 г. в ресурсной базе банков их доля составляла 11,2% (8,61 трлн. руб.). В текущем году значительную роль в обеспечении стабильного функционирования банков, прежде всего несущих основную нагрузку кредитования ключевых программ развития, сыграла ресурсная поддержка, оказанная Национальным банком. Его доля в ресурсной базе банковского сектора на 1 октября 2009 г. составила 10,3% (7,9 трлн. руб.). Прибыль, полученная банками за январь — сентябрь 2009 г., составила 764,4 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за сопоставимый период 2008 г. Совокупная проблемная задолженность (то есть проблемная задолженность на балансе, за балансом и просроченные проценты) на 1 октября 2009 г. равнялась 1,59 трлн. руб. За девять месяцев она увеличилась в 2,4 раза.

    Рублевая  денежная масса в результате снижения производственной деятельности организаций, замедления роста денежных доходов, расходов и сбережений населения, увеличения отрицательного сальдо внешней торговли и складских запасов готовой  продукции за девять месяцев 2009 г. сократилась  на 2,76 трлн. руб., или на 13,4%, широкая  денежная масса увеличилась на 3,29 трлн. руб., или на 10,6%.

    Предпринимаются меры по дедолларизации экономики, совершенствованию валютного контроля и валютного регулирования.     [21, c. 28].

    Президент Беларуси Александр Лукашенко Указом № 591 от 7 декабря 2009 года утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год. Национальному  банку Беларуси совместно с Советом  Министров поручено обеспечить их выполнение. [18, с.3]

    В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней  и внутренней сбалансированности экономики  Беларуси как важнейшего условия  ее стабильного развития.

    Курсовая  политика сохранит роль важнейшего инструмента  достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных  валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой  гибкости реагирования обменного курса  на изменение ситуации на внешних  рынках будет использоваться коридор  колебаний стоимости корзины  иностранных валют плюс/минус 10% от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2010 года.

    Ставка  рефинансирования к концу 2010 года при  прогнозируемом уровне инфляции составит 9–12% годовых. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12–15% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10–13% годовых.

    Депозиты  физических лиц возрастут на Br 5,6–7,2 трлн, депозиты юридических лиц – на Br 5,1–6,2 трлн.

    Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2010 год увеличатся на $0,5–1,83 млрд.

    В 2010 году приоритетными направлениями  развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  и обеспечение устойчивости функционирования банков.

    Так, за 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24–25%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10%. Прирост активов банков сложится на уровне 31–36%, что составит 63% к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36–40% и достигнут 51% к ВВП. При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2–3% пункта.

    В целях расширения финансового рынка  и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и  механизмов, широко используемых в  мировой финансовой практике.

    Указ  вступает в силу с 1 января 2010 года.

    Кроме того, А. Лукашенко 7 декабря подписал Указ № 595 "Об утверждении важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год".

    Предполагается, что в 2010 году по сравнению с предыдущим годом темпы роста валового внутреннего  продукта будут в пределах 111-113%, продукции промышленности – 110-112%, продукции  сельского хозяйства – 110-111%, инвестиций в основной капитал – 123-125% . [23]

    Прогнозируется, что в 2010 году на экспорт будет  направлено 52% прироста производства промышленной продукции.

    С учетом этого объем внешней торговли товарами и услугами увеличится на 24-25%, в том числе экспорта –  на 27-28%, импорта – на 20-21%.

    Темп  роста реальной заработной платы  в 2010 году составит 113-114% при индексе  потребительских цен 109-110%. Номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата по народному хозяйству  к концу 2010 года достигнет $500 в эквиваленте.

    В целом задания по прогнозным параметрам на 2010 год установлены с учетом безусловного выполнения решений третьего Всебелорусского народного собрания и достижения основных показателей  Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы. [23] 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся денежного рынка и  его равновесия, его моделей, видов  и инструментов.

    Главными элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос и предложение денег, поэтому в первой главе курсовой работы я подробно остановилась на факторах денежного рынка, а так же описала возможные модели денежного рынка.

    Совокупный спрос состоит из двух частей: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства. В первом случае деньги выступают в качестве средства обращения товаров. Во втором случае деньги рассматриваются как абсолютно ликвидный актив (т.е. как резерв платёжеспособности) и выполняют функцию средства сохранения покупательной силы денег в качестве всеобщего платёжного средства. Спрос на деньги должен покрываться их предложением.

    Предложением  денег называется имеющееся на данный момент в экономике их количество. Для определения предложения денег денежную массу по степени ликвидности входящих компонентов разбивают на несколько групп, называемых денежными агрегатами М1, М2, М3 и т.д.

    Во  второй главе курсовой работы я рассмотрела инструменты, а так же условия достижения равновесия на денежном рынке.

    Важным  для денежного рынка представляется равновесие между спросом на деньги и их предложением. Но равновесное положение на денежном рынке не является устойчивым. Нарушение равновесия может происходить в результате изменения либо денежного предложения, либо спроса на деньги. Оно приводит к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег. Методы восстановления равновесия тесно связаны с проводимой в стране денежно-кредитной политикой, политикой обменного курса.

    В третьей главе курсовой работы мною приведены данные о состоянии, особенностях и проблемах денежного рынка в Республике Беларусь, а так же обозначены дальнейшие направления её развития.

    Главным звеном денежной политики государства  является  центральный банк. Именно он своими действиями проводит денежную политику: определяет стратегические цели и основные задачи денежно-кредитной  политики на планируемый период, разрабатывает меры регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежных показателей, конкретизирует направления совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, проводит политику валютного регулирования, определяет направления международного сотрудничества.

    Денежно-кредитная  политика  Республики  Беларусь  проводится в соответствии  с  Банковским кодексом Республики Беларусь в редакции 2006 года. Он в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно-кредитной политики. Центральный банк ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, в которых устанавливаются цели и задачи проведения денежно-кредитной политики на соответствующий год.

Информация о работе Денежный рынок и его равновесие