Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Целями курсовой работы является:
Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности;
Приобретение навыков самостоятельной работы;
Овладение методикой анализа, обобщение, оценки экономических явлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....…3
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ..............................................................................................................6
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………......………………….……..6
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………...10
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ……………...…………………….....11
ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА)…….…12
ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………....14
ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ…………………………...…………….15
МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИК………………………………………………………………………17
КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ………………………………..…………..17
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД………………………………………………...19
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44
В апреле — декабре 2011 г. важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния негативных процессов в экономике и на финансово-кредитную систему нашей страны, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.
Важнейшей
задачей Правительства и
Курсовая политика в этих условиях должна быть направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в пределах установленного коридора. В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и создания условий для наращивания международных резервных активов будет продолжено проведение достаточно жесткой монетарной политики.
В рамках процентной политики Национальный банк, с учетом динамики инфляционных процессов, планирует реализацию мер, стимулирующих рост ресурсного потенциала банков, способствующих формированию сбережений в национальной валюте и улучшающих сбалансированность валютного рынка.
Повышение устойчивости функционирования банков — основа политики по развитию банковского сектора в апреле — декабре текущего года. Исходя из этого, работу банков необходимо сосредоточить на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также на активизации привлечения зарубежного капитала.
Основными ориентирами развития национальной платежной системы станут обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, поддержание параметра доступности банков к Автоматизированной системе межбанковских расчетов на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени. Кроме того, внимание будет уделено дальнейшему развитию национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.
Продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, других стран СНГ. Будет углублено взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками.
Результатом совместных усилий должно стать обеспечение устойчивого функционирования банковского сектора нашей страны, позволяющего противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних факторов и характеризующегося развитием количественных и качественных параметров деятельности во взаимодействии с интересами всей экономики. Хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.
Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси [8, с.86].
Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка – общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики:
r′ - внутренняя ставка процента
r – мировая ставка процента
d
– темп девальвации национальной валюты
Рис. 1.1. Множество возможных состояний малой открытой экономики: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия α – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′ > r, валютный курс растет; справа - r′ < r, валютный курс снижается).
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики [8, с.89].
В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального Банка РБ относительно проведения денежно-кредитной политики. Стратегической целью денежно-кредитной политики остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.
Предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции.
Роль
обменного курса в области
регулирования
Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.
Реализация указанных направлений будет обеспечиваться посредством:
совершенствования
политики государства в развитии
банковского сектора, повышения
эффективности
- совершенствования корпоративного управления;
- повышения конкуренции в банковском секторе;
- увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
- расширения состава и улучшения качества банковских услуг, развития информационных и новых банковских технологий.
Государственная политика по развитию банковской системы в основе своей будет направлена на обеспечение стабильного функционирования банковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовой база в области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства в уставных фондах банков, а также на невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Предусматривается сохранить за государством контрольный пакет акций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».
Продолжится
процесс взаимовыгодного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.
В
заключение отмечу, что осуществляя
оптимальную денежно-кредитную