Денежно-кредитная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является:
Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности;
Приобретение навыков самостоятельной работы;
Овладение методикой анализа, обобщение, оценки экономических явлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....…3
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ..............................................................................................................6
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………......………………….……..6
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………...10
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ……………...…………………….....11
ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА)…….…12
ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………....14
ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ…………………………...…………….15
МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИК………………………………………………………………………17
КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ………………………………..…………..17
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД………………………………………………...19
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

  Основным  объектом анализа монетаристов выступают  деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что  существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

  Сдвиги  в денежной сфере также выступают  основной причиной нарушения естественного  хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

  В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит  от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

  Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

   3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8, с.87]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

  В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

  Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного  экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышения благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

  При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным  является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

     Последовательное проведение данной  политики позволило обеспечить  ряд положительных результатов  до 2011 года.

  1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.
  2. В этот период в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имело место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [9, с.5].
  3. Продолжалась дедолларизация экономики, что обусловливало стабильный обменный курс национальной валюты, устойчивое снижение инфляции и действующей курсовой политики. Так, за январь-июнь 2006 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, и на 1 июля 2006 года достигла 69,6%. За I полугодие средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты – на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты – на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

  Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

  Влияние мирового экономического кризиса (вторая волна) привело к ухудшению финансово-экономических показателей страны в 2011 году: ускоренный рост в январе – марте значения индекса потребительских цен, отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, обусловивший снижение международных резервных активов в национальном исчислении на 0,9 млрд. долл. США и в международном исчислении – на 1,27 млрд. долл. США.

    В январе — марте 2011 г. денежно- кредитная политика в составе мер единой экономической политики проводилась в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и негативных воздействий внешней среды.

  Конкретные  мероприятия денежно- кредитной  политики были направлены на решение задач сохранения финансовой стабильности, поддержания роста национальной экономики, снижения внешних дисбалансов. Обеспечивалась стабильная работа банковского сектора и платежной системы.

  Несмотря  на положительные тенденции в  экономике в I квартале (рост ВВП на 110,9%, снижение энергоемкости ВВП на 6,4%, рост производительности труда на 7,5%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 20,8%), произошло существенное ухудшение финансово-экономических показателей страны. В частности, в январе — марте увеличилось значение индекса потребительских цен на 6,1%, в марте в годовом исчислении выросла инфляция до 13,9%, рост совокупного чистого спроса на валютном рынке приблизился к 1,9 млрд. долл. США, возросло отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь — февраль до минус 1,5 млрд. долл. США, уменьшились международные резервные активы в национальном исчислении на 0,9 млрд. долл. США и в международном исчислении — на 1,27 млрд. долл. США.

  Для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций в денежно-кредитной сфере, в том числе давления на курс белорусского рубля, и сохранения государственных золотовалютных резервов Национальным банком были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, а также ряд оперативных мер временного характера.

  Вместе  с тем в банковской системе  и денежно-кредитной сфере сформировались проблемы, требующие безотлагательного решения для обеспечения выполнения высоких и напряженных параметров развития в среднесрочной перспективе.

  Анализ  существующих проблем позволил условно  разделить компетенцию их решений  на две составляющие.

  1. Принятие Национальным банком решений и реализация корректирующих мероприятий, которые должны осуществляться совместно с Правительством.
  2. Принятие Национальным банком решений, находящихся в его исключительной компетенции и позволяющих снизить нарастающие негативные последствия.

  В целом в рамках данных направлений  можно выделить несколько блоков мероприятий, реализуемых в настоящее время.

  Первый  блок мероприятий имеет ключевое значение. Они связаны с реализацией монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

  По  предварительным данным, за январь — февраль текущего года валютная выручка (приложение 1) составила 9 млрд. долл. США, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем импорт увеличивался более высокими темпами — в 1,6 раза, и отток средств в оплату импорта составил 6,3 млрд. долл. США.

  Негативные  тенденции в развитии внешней торговли не компенсировались в достаточной степени притоком капитала по финансовому счету платежного баланса.

  В январе 2011 г. чистое привлечение капитала органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования составило 471,5 млн. долл. США при размещении евробондов на сумму 800 млн. долл. США. Чистый отток капитала из частного сектора достиг 475,3 млн. долларов США.

  В целях сохранения золотовалютных резервов Национальным банком и Правительством были предприняты оперативные регулирующие шаги, направленные на изменение условий функционирования внутреннего валютного рынка и снижение спроса на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, а также на повышение конкурентоспособности белорусского экспорта. В частности, для оперативного реагирования на неблагоприятные тенденции во внешней торговле Национальный банк допустил повышение стоимости валютной корзины. На 1 апреля стоимость корзины иностранных валют составила 1 118,27 бел. руб., увеличившись с начала года на 6%1.

  Данная  мера позволила снизить индекс реального  эффективного курса белорусского рубля  в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. и на 2,42% — к декабрю 2010 г.

  Кроме того, в марте текущего года Национальным банком совместно с Правительством принят комплекс мер, направленных на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также на сохранение золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства.

  Вместе  с тем произошло уменьшение международных резервных активов (Приложение 2). На 1 апреля данный показатель в национальном определении составил 5,25 млрд. долл. США, в международном определении — 3,76 млрд. долл. США и снизился за анализируемый период на 0,9 и 1,27 млрд. долл. США соответственно.

  Следует констатировать, что принятые Национальным банком и Правительством меры в полной мере не позволили нивелировать совокупное воздействие отрицательных факторов на ситуацию на валютном рынке и уровень государственных золотовалютных резервов в I квартале 2011 г. Вместе с тем в конце марта Национальный банк предпринял достаточный комплекс мер, и введение дополнительных мер по ужесточению регулирования валютного рынка нецелесообразно. В связи с этим Национальным банком принято решение не применять дополнительных ограничительных мер в сфере валютного регулирования и валютного контроля (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2011 г. № 115 "Об условиях функционирования внутреннего валютного рынка").

  В целях оперативного реагирования на проблемы, возникшие в экономике  и финансовой сфере в I квартале 2011 г., Национальный банк осуществлял меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение ставки рефинансирования и ставок по инструментам. Одной из ключевых причин повышения процентных ставок стало существенное ускорение с начала 2011 г. инфляционных процессов, в результате чего реальные значения процентных ставок на денежном рынке либо приближаются, либо уже оказались в области отрицательных значений.

  За  январь-март 2011г. Потребительские цены возросли на 6,1% (Приложение 3). В годовом выражении (в процентах к соответствующему месяцу прошлого года) инфляция увеличилась с 10,6% (в январе 2011 г.) до 13% (в феврале 2011 г.) и 13,9% (в марте 2011 г.).

  Для сохранения положительных значений процентных ставок с 16 марта 2011 г. ставка рефинансирования была повышена на 1,5 процентного пункта — до 12% годовых, а с 20 апреля 2011 г. — до 13% годовых. В настоящее время она уже составляет 30% годовых. Вместе с тем снижения негативных явлений (валютозамещение, нестабильность депозитов в национальной валюте, отток валютных депозитов в марте 2011 г.), наблюдаемых с октября 2010 г., на рынке депозитов физических лиц не произошло.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ