Денежно-кредитная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является:
Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности;
Приобретение навыков самостоятельной работы;
Овладение методикой анализа, обобщение, оценки экономических явлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....…3
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ..............................................................................................................6
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………......………………….……..6
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………...10
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ……………...…………………….....11
ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА)…….…12
ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………....14
ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ…………………………...…………….15
МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИК………………………………………………………………………17
КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ………………………………..…………..17
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД………………………………………………...19
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

  Ключевой  проблемой является рост инфляционных и девальвационных ожиданий населения. Поэтому, несмотря на положительное значение в реальном выражении ставки по новым срочным рублевым депозитам физических лиц, сложившегося реального уровня данной процентной ставки недостаточно для сохранения привлекательности рублевых вкладов.

  Доля  рублевых депозитов в общем объеме депозитов физических лиц с 1 октября 2010 г. по 1 апреля 2011 г. снизилась с 48,3 до 40,6% (Приложение 4).

   При общем росте за январь — февраль 2011 г. всех депозитов населения в банках на 0,92 трлн. бел. руб. за март они уменьшились на 1,19 трлн. бел. руб. При этом за первые два месяца 2011 г. депозиты в национальной валюте выросли на 11%, а за март 2011 г. произошло их снижение на 10,9%.

  Объем депозитов физических лиц в иностранной  валюте в долларовом эквиваленте  за март 2011 г. снизился на 0,9%, при том, что среднемесячный рост данной величины с 1 октября 2010 г. по 1 марта 2011 г. равнялся 4%.

  Уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности в течение I квартала 2011 г. был увеличен на 2 процентных пункта (с 16 до 18% годовых). Наряду с этим были увеличены процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке с 11 до 16,5% годовых и по двусторонним сделкам СВОП — с 11 до 17% годовых.

  В результате средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском  рынке возросла на 2,7 процентного пункта — до 13,2% годовых в марте 2011 г.

  Принятие  перечисленных мер в январе —  марте 2011 г. было призвано стимулировать  банки к восполнению дефицита ликвидности за счет неэмиссионных источников (активизации работы по привлечению срочных рублевых депозитов населения, продажи иностранной валюты и др.). Это должно было поспособствовать снижению давления на валютный рынок.

  В марте 2011 г. в целях ужесточения  монетарных условий были повышены нормативы  обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9%. При этом привлеченные средства физических лиц в национальной валюте по- прежнему освобождены от обязательного резервирования. Одновременно дополнительно освобождены от обязательного резервирования средства, размещенные Правительством Республики Беларусь в банках на депозитных счетах, а также средства, привлеченные банками от продажи своих облигаций Национальному банку. Это позволит банкам полнее использовать высвобождаемые ресурсы для кредитования государственных программ и мероприятий.

  Продолжалось  развитие национальной платежной системы  по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования.

  В системе BISS в течение I квартала проведено 14,7 млн. платежей на сумму 305,15 трлн. бел. руб. Количество осуществленных платежей за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилось на 10,1%, сумма платежей — на 17,4%.

  Коэффициент доступности, отражающий готовность Автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР) Национального банка осуществлять прием электронных документов, в январе — марте текущего года составил 100%.

  Второй  блок мероприятий непосредственно связан с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. Этот блок включает следующие направления.

  1. Привлечение инвестиций, в том числе на основе приватизации банков. Успешная реализация данной меры будет способствовать росту конкуренции в банковском секторе, повышению эффективности систем управления рисками в банках.
  2. Реформирование системы организации финансирования (включая льготное) приоритетных государственных программ на основе скорейшего создания соответствующего агентства вне рамок банковского сектора страны, конкурсного размещения заявок на кредитование проектов в рамках государственных программ.

  Для сохранения финансовой устойчивости банковской системы Национальный банк считает важным создание РУП "Банк развития Республики Беларусь". Основной целью деятельности данного банка будет являться финансирование государственных программ и мероприятий, осуществление связанных с этим структурных преобразований в бюджетной и денежно-кредитной сферах.

  В настоящее время проект Указа  Президента Республики Беларусь "О республиканском унитарном предприятии "Банк развития Республики Беларусь" проходит окончательное согласование в государственных органах. В случае подписания Главой государства данного Указа необходимо в первоочередном порядке совместно с заинтересованными структурами разработать и утвердить порядок перевода в РУП "Банк развития Республики Беларусь" активов банков, связанных с финансированием государственных программ, а также перечень соответствующих активов.

  Реализация  указанных мер будет способствовать укреплению банковского сектора, увеличению объемов, количества и качества банковских операций.

  Третий  блок непосредственно связан с проблемными вопросами развития банковского сектора.

  В 2010 г. и I квартале 2011 г. обеспечено устойчивое функционирование банковского сектора. Вместе с тем необходимо перечислить следующие факторы, оказывающие негативное влияние на устойчивость банковского сектора и повышающие риски банков.

  Во-первых, снижение международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Moody's в марте 2011 г. суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь.

  Следствием  такого снижения стал пересмотр международными рейтинговыми агентствами в сторону снижения рейтингов белорусских банков. В частности, агентство Fitch Ratings 14 марта 2011 г. изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента семи белорусских банков (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БПС-Банк" и ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)) со "Стабильного" на "Негативный". Агентство Standard & Poor's 16 марта 2011 г. понизило долгосрочные кредитные рейтинги ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "БПС-Банк" с В+ до В. Агентство Moody's 4 апреля 2011 г. понизило с В2 до В3 долгосрочные кредитные рейтинги в иностранной валюте шести белорусских банков (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропром- банк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "БПС-Банк", ОАО "Банк Москва — Минск" и ЗАО "МТБанк"). Кроме того, с В1 до В2 снижены кредитные рейтинги в национальной валюте государственных банков (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Бел- инвестбанк"), а также с Ва3 до В1 понижен кредитный рейтинг в национальной валюте ОАО "Банк Москва — Минск".

  Причинами снижения рейтингов, по сообщениям рейтинговых  агентств, являются проблемы с внешним финансированием дефицита текущего счета платежного баланса и недостаточный уровень международных валютных резервов Республики Беларусь.

  Рейтинговыми  агентствами и Международным  валютным фондом (МВФ) отмечается, что банки в 2010 г. активно участвовали в финансировании дефицита внешнеторгового сальдо, привлекая кредиты иностранных банков.

  Снижение  международных рейтингов белорусских  банков осложнило им доступ к международным  финансовым рынкам, поспособствовало увеличению стоимости заимствований, сокращению доступных объемов заимствований.

  Во-вторых, недостаточная эффективность действующей системы организации финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ.

    На 1 апреля 2011 г. требования банков к экономике составили 102,71 трлн. бел. руб. и возросли за январь — март 2011 г. на 9,83 трлн. руб., или на 10,6% (Приложение 5). Такая динамика прироста требований банков к экономике в первую очередь обусловлена высокими темпами экономического роста (за I квартал 2011 г. реальный рост ВВП составил 110,9% годовых) и, следовательно, растущим спросом экономики на кредитные ресурсы.

  Фактическая кредитная задолженность по государственным программам и мероприятиям на 1 марта 2011 г. составила 43,2 трлн. руб. и возросла по сравнению с началом года на 1,7 трлн. руб., или на 4,1%. На реализацию государственных программ в январе — феврале текущего года банки предоставили кредиты на 2,7 трлн. руб., или 13,5% от общего объема кредитования экономики.

  Вместе  с тем проводимая Правительством и Национальным банком Республики Беларусь работа по инвентаризации государственных программ привела к снижению в I квартале 2011 г. доли кредитов, направляемых на эти цели.

  На 1 марта 2011 г. удельный вес задолженности  по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банковской системы к экономике сложился на уровне 42% и снизился по сравнению с данными на начало года на 1,2 процентного пункта. Удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банков к экономике составил 44,2%, уменьшившись по сравнению с началом года на 0,5 процентного пункта.

  В-третьих, высокая кредитная активность банков в условиях нехватки адекватных по срокам ресурсов вызывает постоянную необходимость в поддержании ликвидности банковского сектора.

     На 1 марта 2011 г. разрыв между долгосрочными активами и пассивами составил 8,9 трлн. бел. руб. (на 1 января 2011 г. — 7,3 трлн. руб.). Доля ресурсов Национального банка в структуре обязательств банковского сектора возрастала. Ресурсы Национального банка стали основным источником пополнения пассивов банковского сектора в 2010 г., увеличившись за год на 19,47 трлн. бел. руб. За январь — март 2011 г. объем средств Национального банка в ресурсной базе банков возрос на 3,75 трлн. бел. руб. Доля средств Национального банка в пассивах банков на 1 апреля 2011 г. составила 22,5% (на 1 января 2011 г. — 21,9%; на 1 января 2010 г. — 10,2%).

      В-четвертых, нарастающие кредитные риски по операциям с населением, и в первую очередь по кредитам, предоставленным в иностранной валюте.

  Объем кредитной задолженности физических лиц на 1 апреля 2011 г. составил 17,47 трлн. бел. руб. и за I квартал 2011 г. увеличился на 2,19 трлн. руб., или на 9,6%. Рост кредитной  задолженности населения в наибольшей степени происходил за счет финансирования недвижимости и составил 1,5 трлн. бел. руб.

  Общий объем кредитной задолженности  населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валюте) в начале 2011 г. возрос на 0,68 трлн. руб., или на 10,2%, и на 1 апреля 2011 г. составил 7,4 трлн. руб. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на указанную дату равнялся 29,8% против 29,6% на 1 января 2011 г.

  В-пятых, высокие риски кредитования, обусловленные неустойчивым финансовым положением кредитополучателей в рамках их финансирования в соответствии с решениями, принимаемыми государственными органами управления, и их накопление в банковском секторе. Это приводит к невысокой рентабельности деятельности банков, участвующих в финансировании государственных программ.

  В-шестых, увеличивающееся количество обращений граждан в государственные органы по вопросам договорных отношений с банками, что повышает ре-путационные риски банков. Национальный банк обращает внимание банков на необходимость повышения социальной роли и ответственности банков. Недостатки в работе специалистов отдельных банков очевидны. Характерной особенностью является то, что большинство банков не ведут на необходимом высоком уровне работу по обращениям граждан, а также разъяснительную работу по исполнению гражданами своих договорных обязательств. Подобное, по оценкам Национального банка, связано с отсутствием в большинстве белорусских банков достаточного количества специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы. Руководство банков должно уделять особое внимание обучению сотрудников, в том числе и морально-этическому аспекту работы.

  С учетом изложенного представляется необходимым осуществление мероприятий для решения перечисленных выше проблемных аспектов деятельности банковского сектора путем принятия неотлагательных мер по созданию благоприятных условий для поддержания доверия клиентов и контрагентов к банковскому сектору. Этого можно достичь в том числе за счет обеспечения предсказуемости ситуации на валютном рынке, поддержания положительных реальных процентных ставок по депозитам в белорусских рублях, сохранения возможностей вкладчиков беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами в валюте вклада.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ