Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Целями курсовой работы является:
Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по специальности;
Приобретение навыков самостоятельной работы;
Овладение методикой анализа, обобщение, оценки экономических явлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....…3
ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ..............................................................................................................6
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………......………………….……..6
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………...10
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ……………...…………………….....11
ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА)…….…12
ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ……………………....14
ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ…………………………...…………….15
МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИК………………………………………………………………………17
КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ………………………………..…………..17
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД………………………………………………...19
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44
Ключевой проблемой является рост инфляционных и девальвационных ожиданий населения. Поэтому, несмотря на положительное значение в реальном выражении ставки по новым срочным рублевым депозитам физических лиц, сложившегося реального уровня данной процентной ставки недостаточно для сохранения привлекательности рублевых вкладов.
Доля рублевых депозитов в общем объеме депозитов физических лиц с 1 октября 2010 г. по 1 апреля 2011 г. снизилась с 48,3 до 40,6% (Приложение 4).
При общем росте за январь — февраль 2011 г. всех депозитов населения в банках на 0,92 трлн. бел. руб. за март они уменьшились на 1,19 трлн. бел. руб. При этом за первые два месяца 2011 г. депозиты в национальной валюте выросли на 11%, а за март 2011 г. произошло их снижение на 10,9%.
Объем депозитов физических лиц в иностранной валюте в долларовом эквиваленте за март 2011 г. снизился на 0,9%, при том, что среднемесячный рост данной величины с 1 октября 2010 г. по 1 марта 2011 г. равнялся 4%.
Уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности в течение I квартала 2011 г. был увеличен на 2 процентных пункта (с 16 до 18% годовых). Наряду с этим были увеличены процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке с 11 до 16,5% годовых и по двусторонним сделкам СВОП — с 11 до 17% годовых.
В результате средневзвешенная процентная ставка на однодневном межбанковском рынке возросла на 2,7 процентного пункта — до 13,2% годовых в марте 2011 г.
Принятие перечисленных мер в январе — марте 2011 г. было призвано стимулировать банки к восполнению дефицита ликвидности за счет неэмиссионных источников (активизации работы по привлечению срочных рублевых депозитов населения, продажи иностранной валюты и др.). Это должно было поспособствовать снижению давления на валютный рынок.
В марте 2011 г. в целях ужесточения монетарных условий были повышены нормативы обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9%. При этом привлеченные средства физических лиц в национальной валюте по- прежнему освобождены от обязательного резервирования. Одновременно дополнительно освобождены от обязательного резервирования средства, размещенные Правительством Республики Беларусь в банках на депозитных счетах, а также средства, привлеченные банками от продажи своих облигаций Национальному банку. Это позволит банкам полнее использовать высвобождаемые ресурсы для кредитования государственных программ и мероприятий.
Продолжалось развитие национальной платежной системы по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования.
В системе BISS в течение I квартала проведено 14,7 млн. платежей на сумму 305,15 трлн. бел. руб. Количество осуществленных платежей за I квартал 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличилось на 10,1%, сумма платежей — на 17,4%.
Коэффициент доступности, отражающий готовность Автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР) Национального банка осуществлять прием электронных документов, в январе — марте текущего года составил 100%.
Второй блок мероприятий непосредственно связан с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. Этот блок включает следующие направления.
Для сохранения финансовой устойчивости банковской системы Национальный банк считает важным создание РУП "Банк развития Республики Беларусь". Основной целью деятельности данного банка будет являться финансирование государственных программ и мероприятий, осуществление связанных с этим структурных преобразований в бюджетной и денежно-кредитной сферах.
В настоящее время проект Указа Президента Республики Беларусь "О республиканском унитарном предприятии "Банк развития Республики Беларусь" проходит окончательное согласование в государственных органах. В случае подписания Главой государства данного Указа необходимо в первоочередном порядке совместно с заинтересованными структурами разработать и утвердить порядок перевода в РУП "Банк развития Республики Беларусь" активов банков, связанных с финансированием государственных программ, а также перечень соответствующих активов.
Реализация
указанных мер будет
Третий блок непосредственно связан с проблемными вопросами развития банковского сектора.
В 2010 г. и I квартале 2011 г. обеспечено устойчивое функционирование банковского сектора. Вместе с тем необходимо перечислить следующие факторы, оказывающие негативное влияние на устойчивость банковского сектора и повышающие риски банков.
Во-первых, снижение международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Moody's в марте 2011 г. суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь.
Следствием такого снижения стал пересмотр международными рейтинговыми агентствами в сторону снижения рейтингов белорусских банков. В частности, агентство Fitch Ratings 14 марта 2011 г. изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента семи белорусских банков (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БПС-Банк" и ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)) со "Стабильного" на "Негативный". Агентство Standard & Poor's 16 марта 2011 г. понизило долгосрочные кредитные рейтинги ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "БПС-Банк" с В+ до В. Агентство Moody's 4 апреля 2011 г. понизило с В2 до В3 долгосрочные кредитные рейтинги в иностранной валюте шести белорусских банков (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропром- банк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "БПС-Банк", ОАО "Банк Москва — Минск" и ЗАО "МТБанк"). Кроме того, с В1 до В2 снижены кредитные рейтинги в национальной валюте государственных банков (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Бел- инвестбанк"), а также с Ва3 до В1 понижен кредитный рейтинг в национальной валюте ОАО "Банк Москва — Минск".
Причинами снижения рейтингов, по сообщениям рейтинговых агентств, являются проблемы с внешним финансированием дефицита текущего счета платежного баланса и недостаточный уровень международных валютных резервов Республики Беларусь.
Рейтинговыми агентствами и Международным валютным фондом (МВФ) отмечается, что банки в 2010 г. активно участвовали в финансировании дефицита внешнеторгового сальдо, привлекая кредиты иностранных банков.
Снижение
международных рейтингов
Во-вторых, недостаточная эффективность действующей системы организации финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ.
На 1 апреля 2011 г. требования банков к экономике составили 102,71 трлн. бел. руб. и возросли за январь — март 2011 г. на 9,83 трлн. руб., или на 10,6% (Приложение 5). Такая динамика прироста требований банков к экономике в первую очередь обусловлена высокими темпами экономического роста (за I квартал 2011 г. реальный рост ВВП составил 110,9% годовых) и, следовательно, растущим спросом экономики на кредитные ресурсы.
Фактическая кредитная задолженность по государственным программам и мероприятиям на 1 марта 2011 г. составила 43,2 трлн. руб. и возросла по сравнению с началом года на 1,7 трлн. руб., или на 4,1%. На реализацию государственных программ в январе — феврале текущего года банки предоставили кредиты на 2,7 трлн. руб., или 13,5% от общего объема кредитования экономики.
Вместе с тем проводимая Правительством и Национальным банком Республики Беларусь работа по инвентаризации государственных программ привела к снижению в I квартале 2011 г. доли кредитов, направляемых на эти цели.
На 1 марта 2011 г. удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банковской системы к экономике сложился на уровне 42% и снизился по сравнению с данными на начало года на 1,2 процентного пункта. Удельный вес задолженности по кредитам в рамках государственных программ в требованиях банков к экономике составил 44,2%, уменьшившись по сравнению с началом года на 0,5 процентного пункта.
В-третьих, высокая кредитная активность банков в условиях нехватки адекватных по срокам ресурсов вызывает постоянную необходимость в поддержании ликвидности банковского сектора.
На 1 марта 2011 г. разрыв между долгосрочными активами и пассивами составил 8,9 трлн. бел. руб. (на 1 января 2011 г. — 7,3 трлн. руб.). Доля ресурсов Национального банка в структуре обязательств банковского сектора возрастала. Ресурсы Национального банка стали основным источником пополнения пассивов банковского сектора в 2010 г., увеличившись за год на 19,47 трлн. бел. руб. За январь — март 2011 г. объем средств Национального банка в ресурсной базе банков возрос на 3,75 трлн. бел. руб. Доля средств Национального банка в пассивах банков на 1 апреля 2011 г. составила 22,5% (на 1 января 2011 г. — 21,9%; на 1 января 2010 г. — 10,2%).
В-четвертых, нарастающие кредитные риски по операциям с населением, и в первую очередь по кредитам, предоставленным в иностранной валюте.
Объем
кредитной задолженности
Общий объем кредитной задолженности населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валюте) в начале 2011 г. возрос на 0,68 трлн. руб., или на 10,2%, и на 1 апреля 2011 г. составил 7,4 трлн. руб. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на указанную дату равнялся 29,8% против 29,6% на 1 января 2011 г.
В-пятых, высокие риски кредитования, обусловленные неустойчивым финансовым положением кредитополучателей в рамках их финансирования в соответствии с решениями, принимаемыми государственными органами управления, и их накопление в банковском секторе. Это приводит к невысокой рентабельности деятельности банков, участвующих в финансировании государственных программ.
В-шестых, увеличивающееся количество обращений граждан в государственные органы по вопросам договорных отношений с банками, что повышает ре-путационные риски банков. Национальный банк обращает внимание банков на необходимость повышения социальной роли и ответственности банков. Недостатки в работе специалистов отдельных банков очевидны. Характерной особенностью является то, что большинство банков не ведут на необходимом высоком уровне работу по обращениям граждан, а также разъяснительную работу по исполнению гражданами своих договорных обязательств. Подобное, по оценкам Национального банка, связано с отсутствием в большинстве белорусских банков достаточного количества специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы. Руководство банков должно уделять особое внимание обучению сотрудников, в том числе и морально-этическому аспекту работы.
С учетом изложенного представляется необходимым осуществление мероприятий для решения перечисленных выше проблемных аспектов деятельности банковского сектора путем принятия неотлагательных мер по созданию благоприятных условий для поддержания доверия клиентов и контрагентов к банковскому сектору. Этого можно достичь в том числе за счет обеспечения предсказуемости ситуации на валютном рынке, поддержания положительных реальных процентных ставок по депозитам в белорусских рублях, сохранения возможностей вкладчиков беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами в валюте вклада.