Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении теоретических основ денежно-кредитной политики, выявлении проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
изучить основные типы и инструменты денежно-кредитной политики;
проанализировать передаточный механизм осуществления денежно-кредитной политики;
показать эффективность ДКП;
оценить состояние денежно-кредитной политики на современном этапе и определение перспектив ее дальнейшего развития в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5

1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5

1.2. Основные типы 6

1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7

2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12

2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12

2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14

2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16

3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20

3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20

3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22

3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая - ДКП - макро.docx

— 312.54 Кб (Скачать)

    В рамках процентной политики будет стимулироваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбережений в национальной валюте и снижения долларизации экономики.

    В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9-12%. На 15 сентября она уже составляет 10,5%. Это связано с тем, что запланированный экономический рост не может иметь место при высоких процентных ставках, которые представляют угрозу для стабильной работы банковской системы, способствуют росту проблемных кредитов, снижают экономическую активность предприятий, населения. малого и среднего бизнеса.

    Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок.  У есть возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение и выйти к концу II квартала на уровень ставки рефинансирования 12%, ставки по кредитам — 16%, ставки по депозитам — 11 —13% годовых. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт.

    Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд, долл. США. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма наших резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь.

    В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам. Для них созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке. Курс национальной валюты в течение всего года будет стабильным, риски минимальны, поэтому иностранным банкам следует существенно расширить привлечение в республику ресурсов из-за рубежа.

    Показатели  роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136 - 140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций, но если они продолжат политику выжидания, то рискуют потерять наш рынок.

    Второе  главное направление нашей работы - это стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 186%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 рвов).

    Банкам  следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6— 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1-6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора — на 8,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%.

    Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан параметр — не более 10%, но определен пороговый параметр — не выше 6%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

    В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы  составит 135— 142%, широкой денежной массы  — 134   142%, рублевой денежной базы    136- 113%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г.

    Не  менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, — создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, поэтому необходимо 2010 г. сделать годом начала рывка в экономике. В первую очередь не по количественным показателям, а по качественным. [17, с. 8]

    Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким образом, мы должны сделать все возможное для успешного социально-экономического развития страны.

    Также хочется отметить, что 19 ноября 2010 года  были предоставлены Президенту РБ на утверждение Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. В проекте были отмечены основные показатели, характеризующие финансовую систему Беларуси в 2011 году.  Приоритетной целью денежно-кредитной политики, как и в предыдущие годы,  является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики. Изменения курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в 2011 году возможны в пределах +/- 8%.

    Инфляция  в Беларуси в 2011 году прогнозируется на уровне 7-8%, ставка рефинансирования Национального банка на конец 2011 года должна составить 8-10%, ставки по новым кредитам нефинансовому сектору — 10-13%.

    Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35%, прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%. ВВП страны, как ожидается, вырастет в меньшей степени — на 9-10%. Нормативный капитал банков должен вырасти на 15-21%.

    В 2011 году, как и в 2010, денежно-кредитная  политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного  экономического развития населения. [14]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение проделанной работы необходимо отметить, что цель, определенная в  начале исследования достигнута. В  работе были рассмотрены основные типы, инструменты и направления современной денежно-кредитной политики. Подведем итоги:

    Совокупность  мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее конечные цели следующие: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных целей. А  перед тем, как приступить к достижению промежуточных, центральный банк устанавливает тактические цели.

    Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение  денег. В зависимости от состояния экономики страны. центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики  - политику «дорогих» или «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег, направленную на сокращение денежной массы. А в периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых» денег, которая приводит к ее увеличению.

    Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной политики. Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование  учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Суть последнего заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует на объем кредитования и ликвидность банков.

    Процесс поэтапного влияния изменений в  денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

    Денежно-кредитная  политика, как в общем каждая политика государства, имеет свои недостатки и преимущества. К преимуществам, прежде всего, относят сравнительно короткий временной лаг, гибкость, независимость от политического давления, ну а к недостаткам – относительно продолжительный внешний лаг, наличие многоэтапного передаточного механизма, изменение скорости обращения денег и т.д.

    В заключение отмечу, что осуществляя  оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось  добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов  выдерживается в пределах запланированных  параметров, рыночные котировки рубля  относительно стабильны, проводятся необходимые  мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует  нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности  проводимой политики, тем более что  проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и  большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что  сложность той ситуации, в которой  находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной  и в целом социально-экономической  политикой, требуют комплексности  и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

  Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в  общем контексте социально-экономической  политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых  явлений.

 

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    
  1. Алымов Ю.М. Республика Беларусь: эволюция денежно-кредитной политики и перспективы развития банковского сектора/ Ю.М. Алымов // Деньги и кредит – 2007- №8 - с 3-8.
  2. Алымов Ю.М. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста/ Ю. Алымов // Банкаускi веснiк – 2010 - №16 - с.5-9.
  3. Банковское дело: учебник/под ред. д-ра экон. Наук, проф. Г.Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 590 с.
  4. Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь/ А. Бриштелев // Банкаўскі веснік - 2005г. - №15 - с. 26 – 31.
  5. Виногродов, Д. В. Финансово-денежная экономика: учеб. пособие / М.Е. Дорошенко; гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.:Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009. – 828 с.
  6. Денежное обращение и кредит: учебное пособие / А.И. Короткевич, И.И. Очкольда. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 352 с
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
  8. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. – МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.
  9. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.:ЮНИТИ, 2002. – 623с.
  10. Зеленкевич М.Л. Особенности денежно-кредитная политика в переходных экономиках.
  11. Каллаур П. Денежно-кредитная политика и финансовая стабильность/ П. Каллаур // Вестник ассоциаций белорусских банков – 2006 – № 2-3 – с. 23-27
  12. Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА,  2004. – с.  972
  13. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие/под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844с.
  14. Национальный банк Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp
  15. Проблемы теории и практики формирования белорусской экономической модели. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 30 мая 2008г., г. Минск./ Институт экономики НАН Беларуси.- Минск: Право и экономика, 2008. – 644 с.
  16. Прокопович П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году/П.П. Прокопович //Банкаускi  веснiк – 2010 - №4 - с 5-10.
  17. Рахимова Х.У. Денежно-кредитная политика в трансформирующейся экономике/ В.А. Тен, Х.У. Рахимова // Финансы 2008 - №3 – с. 68-69.
  18. Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 2000. – XXIV, 856 с.
  19. Рудый К. Передаточный механизм монетарной политики/ К. Рудый // Банкаускi  веснiк - 2003 - №6 - с.30-34.
  20. Румянцева О.И. Роль денежно-кредитного регулирования в достижении макроэкономической стабилизации/ О.И. Румянцева, Г.С. Кузьменко//  с. 78-82
  21. Указ Президента Республики Беларусь от 07.12.2009г. № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год». Режим доступа:  Дата доступа: 28.11.2010
  22. Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010г. № 597 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год». Режим доступа:  Дата доступа: 28.11.2010

Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность