Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении теоретических основ денежно-кредитной политики, выявлении проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
изучить основные типы и инструменты денежно-кредитной политики;
проанализировать передаточный механизм осуществления денежно-кредитной политики;
показать эффективность ДКП;
оценить состояние денежно-кредитной политики на современном этапе и определение перспектив ее дальнейшего развития в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Основные типы 6
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7
2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12
2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14
2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22
3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
В рамках процентной политики будет стимулироваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбережений в национальной валюте и снижения долларизации экономики.
В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9-12%. На 15 сентября она уже составляет 10,5%. Это связано с тем, что запланированный экономический рост не может иметь место при высоких процентных ставках, которые представляют угрозу для стабильной работы банковской системы, способствуют росту проблемных кредитов, снижают экономическую активность предприятий, населения. малого и среднего бизнеса.
Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок. У есть возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение и выйти к концу II квартала на уровень ставки рефинансирования 12%, ставки по кредитам — 16%, ставки по депозитам — 11 —13% годовых. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт.
Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд, долл. США. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма наших резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь.
В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам. Для них созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке. Курс национальной валюты в течение всего года будет стабильным, риски минимальны, поэтому иностранным банкам следует существенно расширить привлечение в республику ресурсов из-за рубежа.
Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136 - 140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций, но если они продолжат политику выжидания, то рискуют потерять наш рынок.
Второе главное направление нашей работы - это стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 186%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 рвов).
Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6— 7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1-6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора — на 8,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%.
Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан параметр — не более 10%, но определен пороговый параметр — не выше 6%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.
В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135— 142%, широкой денежной массы — 134 142%, рублевой денежной базы 136- 113%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г.
Не менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, — создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, поэтому необходимо 2010 г. сделать годом начала рывка в экономике. В первую очередь не по количественным показателям, а по качественным. [17, с. 8]
Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким образом, мы должны сделать все возможное для успешного социально-экономического развития страны.
Также хочется отметить, что 19 ноября 2010 года были предоставлены Президенту РБ на утверждение Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. В проекте были отмечены основные показатели, характеризующие финансовую систему Беларуси в 2011 году. Приоритетной целью денежно-кредитной политики, как и в предыдущие годы, является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики. Изменения курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в 2011 году возможны в пределах +/- 8%.
Инфляция в Беларуси в 2011 году прогнозируется на уровне 7-8%, ставка рефинансирования Национального банка на конец 2011 года должна составить 8-10%, ставки по новым кредитам нефинансовому сектору — 10-13%.
Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35%, прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%. ВВП страны, как ожидается, вырастет в меньшей степени — на 9-10%. Нормативный капитал банков должен вырасти на 15-21%.
В 2011 году, как и в 2010, денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития населения. [14]
В заключение проделанной работы необходимо отметить, что цель, определенная в начале исследования достигнута. В работе были рассмотрены основные типы, инструменты и направления современной денежно-кредитной политики. Подведем итоги:
Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее конечные цели следующие: устойчивые темпы экономического роста, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса. Особенность денежно-кредитной политики состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, а делает это посредством промежуточных целей. А перед тем, как приступить к достижению промежуточных, центральный банк устанавливает тактические цели.
Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В зависимости от состояния экономики страны. центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики - политику «дорогих» или «дешевых» денег. В условиях инфляции проводиться политика «дорогих» денег, направленную на сокращение денежной массы. А в периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых» денег, которая приводит к ее увеличению.
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитной политики. Центральный банк в процессе реализации денежно-кредитной политики использует одновременно совокупность инструментов, основными из которых являются регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); регулирование норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. Суть последнего заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует на объем кредитования и ликвидность банков.
Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге - на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Согласно монетарной концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа звеньев. Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Денежно-кредитная политика, как в общем каждая политика государства, имеет свои недостатки и преимущества. К преимуществам, прежде всего, относят сравнительно короткий временной лаг, гибкость, независимость от политического давления, ну а к недостаткам – относительно продолжительный внешний лаг, наличие многоэтапного передаточного механизма, изменение скорости обращения денег и т.д.
В
заключение отмечу, что осуществляя
оптимальную денежно-кредитную
Таким
образом, денежно-кредитная политика
Республики Беларусь осуществляется в
общем контексте социально-
Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность