Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 17:51, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Введение ………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели….6
2 Инструменты денежно-кредитной полтика и ее виды……………11
2.1 Инструменты административного регулирования денежно-кредитной политики …………………………………………………..12
2.2Рыночные (косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………….13
2.3Виды монетарной политики………………………………………19
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республики Беларусь………………………………………………………………...26Заключение……………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
По дисциплине: Макроэкономика
на тему: Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность
Студент
Руководитель
Содержание
Введение ………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели….6
2 Инструменты денежно-кредитной полтика и ее виды……………11
2.1
Инструменты административного
регулирования денежно-
2.2Рыночные (косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………….13
2.3Виды монетарной политики………………………………………19
3.
Особенности денежно-кредитной
Список использованных источников…………………………………36
Введение
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. В нашей стране таковым является Национальный банк Республики Беларусь. Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности. Деятельность Центрального банка страны направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной сферы современной экономики, а также рассмотрение её особенностей в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, видов, выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностей кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.
Основной источник информации, использованный мной в написании курсовой, - это “Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков”, автор Мишкин Ф. и еще несколько учебных пособий, для исследования денежно-кредитной политики Республики Беларусь я изучила ряд статей из источников периодического издания (Журналы “Банковские услуги”, “ Банкаўскі веснік ”, “Банковское обозрение ”)
1. Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономикой. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают Центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.
У денежно-кредитной политики, как и у другой любой политики, должны быть четко сформулированы цели и задачи, с помощью которых можно добиться высокого уровня стабильности экономики. Выделяют три категории целей денежно-кредитной политики: тактические, промежуточные и конечные.
Конечные, в свою очередь, включают в себя:
1) Высокий уровень занятости
2) Устойчивые темпы
3) Стабильный уровень цен
4) Равновесие платежного баланса
Высокий уровень занятости – это достойная цель по двум причинам: во-первых, при высоком уровне безработицы в обществе возникает нищета, люди испытывают финансовые трудности, теряют веру и самоуважение, повышается доля преступности (критическая точка), а во-вторых, при высокой безработице увеличивается не только число незанятых, но и количество незадействованных ресурсов (закрытых заводов и неиспользуемого оборудования), что в результате ведет к недопроизводству (снижению ВВП). Возникает вполне логичный вопрос, какой уровень безработицы считается приемлемым и безопасным или когда можно утверждать, что в экономике наблюдается полная занятость? Предположим, что уровень безработицы равен нулю, т.е. заняты все трудовые ресурсы. Кажется, что это самый лучший вариант для общества и производства, но мы забываем о таком понятии как фрикционная безработица – временная не занятость, связанная с переходом на новое место работы, и на время поиска люди становятся безработными. Очень часто человек сам добровольно увольняется, чтобы заняться семьей, воспитанием детей, попутешествовать, улучшить свое образование, и эти моменты, несомненно, выгодны для экономики. Вот почему, ставя целью, достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство спроса на труд и его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы. [1.c.500]
Устойчивые темпы экономического роста тесно связаны с уровнем безработицы: чем меньше уровень безработицы, тем охотнее фирмы вкладывают инвестиции в оборудование, увеличивая тем самым производительность труда и обеспечивая экономический рост, и наоборот, при большом количестве закрытых предприятий производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Государство может влиять на темпы экономического роста, например, по средствам льготных налогов, которые призваны стимулировать инвестирование в здания и оборудование, а для налогоплательщиков – причина сберегать.
Стабильный уровень цен – цель, которую обязательно нужно достичь, по той простой причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике (потребителям, производителям, правительству трудно оценивать товары или услуги в условиях постоянно меняющихся цен), а также затрудняет планирование на будущее (сколько нужно отложить денег, например, на покупку квартиры). Данная цель является в некотором роде противостоящей цели поддержания высокой занятости, так как с социальной точки зрения, повышающиеся цены вынуждает рабочих требовать увеличения заработной платы, чтобы компенсировать рост уровня цен, что в результате может привести к безработице. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.
Равновесие платежного баланса - желательная экономическая ситуация, когда страна тратит и инвестирует за границей ровно столько ресурсов, сколько тратят зарубежные страны в ней самой.
Но особенность денежно-кредитной политики заключается в том, что Центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, поэтому вводятся промежуточные цели, которые уже непосредственно регулируют конечные показатели (цели). Выделяют три критерия выбора промежуточных целей:
- Измеримость. Нужно выбрать переменную, которую можно быстро и точно рассчитать, т.к. промежуточная цель будет эффективной только в том случае, если она позволяет понять, верна ли избранная политика, до того, как конечная цель будет достигнута. Приведу пример, почему надо выбирать промежуточные параметры для достижения более высоких (конечных) целей. Данные о таком целевом показателе как ВВП собираются в течение квартала, в то время как информацию о процентной ставке можно получить почти немедленно, плюс ко всему данные о ВВП менее точны, чем данные о процентной ставке. И это несомненно дает основания утверждать, что выбор ставки процента в качестве целевого показателя вместо ВВП позволяет получать более четкие рекомендации о направлениях проведения денежно-кредитной политики.
- Управляемость. Центральный банк должен осуществлять эффективное управление показателем, избранным в качестве промежуточной цели. В случае, если Центральный банк не может управлять им, то нет смысла знать об отклонении значения от намеченного уровня, если Центральный банк не в состоянии исправить положение. Центральный банк непосредственно устанавливает величину процентной ставки, однако она не может строго контролировать предложение денег.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики - это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Особенностью промежуточных целей является их действие на протяжении продолжительного периода, в течение которого может быть доказана их эффективность.
И так непосредственно сами промежуточные цели:
1) Объем денежной массы (предложение
денег). Регулирующая деятельность
Центрального банка направлена
на осуществление контроля за
состоянием совокупной
2) Уровень процентной ставки. Процентную ставку по кредитам (ставку рефинансирования) определяет Центральный банк в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции и межбанковского рынка кредитов.
3) Центральный банк с целью влияния на курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам осуществляет валютные интервенции путем купли/продажи валютных ценностей и таким образом обеспечивает управление золотовалютными резервами.
Фактически, основными промежуточными показателями является процентная ставка и денежная масса. Но тут возникает проблема выбора Центральным банком одной из них, так как согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому Центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение денег или процентную ставку.
На рисунке 1.1 представлены кривые спроса и предложения на денежном рынке. Центральный банк ожидает, что кривая спроса на деньги зафиксируется на уровне Мd*, но на самом деле она будет колебаться между Мd¢ и Мd² из-за неожиданных изменений объема выпуска, уровня цен или из-за предпочтений населения в выборе между облигациями и деньгами. Установление фиксированного предложения денег на уровне М* приведет к колебаниям процентной ставки в диапазоне от i¢ до i², в силу колебаний кривой спроса на деньги между положениями Мd¢ и Мd²
Примечание – Источник: [1,c.505]
На рисунке 1.2 представлены кривые спроса и предложения при выборе целевого значения ставки процента на уровне i*. Центральный банк снова ожидает, что кривая спроса на деньги займет положение Мd*, но она колеблется между Мd¢ и Мd² вследствие неожиданных изменений объема выпуска, уровня цен или предпочтений населения. Если кривая спроса на деньги сдвинется до положения Мd¢ , то ставка процента окажется на уровне i¢ и стоимость облигаций повысится. Центральный банк в данном случае будет пытаться предотвратить падение ставки процента, которая выбрана в качестве целевого показателя, путем продажи облигаций на рынке, чтобы снизить их цены и вернуть ставку процента на уровень i*, предложение денег при этом будет Мs¢. И наоборот, если кривая спроса окажется на уровне Мd², то ставка процента повысится и Центральный банк, чтобы вернуть ставку процента на прежний уровень, будет покупать облигации на открытом рынке, тем самым, уменьшая их цены. Покупка облигаций будет проводиться до того момента, пока предложение денег не возрастет до Мs², а равновесная ставка будет i*. Установление целевого значения ставки процента на уровне i* приведет к колебаниям предложения денег в диапазоне от Мs¢ до Мs², в силу того, что кривая спроса на деньги будет колебаться между положениями Мd¢ и Мd².
Примечание – Источник: [1,c.506]
Контролируя один из промежуточных показателей, в силу невозможности регулирования обоих и сразу (это видно из предоставленных выше графиков: фиксируем процентную ставку – изменяется предложение денег, устанавливаем объем денежной массы – меняется процентная ставка), Центральный банк должен выбрать более «узкие» экономические показатели, чтобы реализовать цели, предшествующие конечным результатам (целям) денежно-кредитной политики. Такие экономические переменные как денежная база, денежные агрегаты призваны управлять промежуточными показателями (денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом) по средствам банковской системы, и называются они тактические или операционные цели. Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями Центрального банка и многоплановость. Требования к операционным целям могут быть определены как максимальное воздействие на них центрального банка; способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия Центрального банка; стабильное влияние на промежуточную цель.
Информация о работе Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность