Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении теоретических основ денежно-кредитной политики, выявлении проблем и особенностей ее реализации в современной экономике Республики Беларусь. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть сущность денежно-кредитной политики, выявить ее цели и задачи;
изучить основные типы и инструменты денежно-кредитной политики;
проанализировать передаточный механизм осуществления денежно-кредитной политики;
показать эффективность ДКП;
оценить состояние денежно-кредитной политики на современном этапе и определение перспектив ее дальнейшего развития в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи 5
1.2. Основные типы 6
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 7
2. Проблемы практической реализации денежно-кредитной политики 12
2.1. Передаточной механизм денежно-кредитной политики 12
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики 14
2.3. Особенности реализации денежно-кредитной политики в странах с трансформационной экономикой 16
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Денежно-кредитная политика РБ на этапе перехода к рыночной экономике 20
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 22
3.3. Совершенствование денежно-кредитной политики РБ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2002 г. содействует развитию всех секторов национальной экономики и достижению целевых и параметров экономического и социального развития страны. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, осуществляются посредством поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля на основе его гибкой привязки к российскому рублю. Эта задача является приоритетной по отношению к другим задачам денежно-кредитной политики. Фактически за январь — сентябрь 2002 г. официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизился на 12,7 процента (или на 1,3 процента в среднем за месяц), к доллару США — на 18 процентов (или на 1,9 процента в среднем за месяц), что соответствует прогнозной динамике. [13,с. 649]
В обеспечении стабилизации белорусского рубля и решении ряда задач по макроэкономической и финансовой стабилизации в 2002 и в последующих годах значительную роль играет процентная политика. Устойчивое замедление темпов инфляции создало условия для поэтапного плавного снижения ставки рефинансирования. Процентная политика направлена на поддержание положительных величин процентных ставок в экономике, способствующих росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитных ресурсов для субъектов хозяйствования.
Начиная
с 2004 контрольным показателем
Конечной
целью денежно-кредитной
В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение положительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.
В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось. Вместе с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Европы и Центральной Азии — на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным.
Самый
главный положительный
Банковская система Республики Беларусь сыграла большую роль в достижении указанных социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса.
Что касается курсовой политики, то время показало, что решение о разовой девальвации национальной валюты было правильным и единственно возможным. Без него мы не смогли бы решить вопросы финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, обеспечить стабильность нашей финансовой системы и экономики в целом. Со 2 января 2009 г. по 1 января 2010 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в обозначенном и согласованном в установленном порядке коридоре. За указанный период стоимость корзины валют увеличилась на 7,94% и на 31 декабря 2009 г. составила около 1036 руб. [Приложение Г].
Очень важно, что была не только обеспечена относительная стабильность национальной валюты, но параллельно проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в международном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г. [Приложение Д].
Важно отметить, что в 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%).
Большая работа в 2009 г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике1 на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру. [Приложение Е].
Хотелось бы обратить внимание, что в истекшем году динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела положительный характер. Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2010 г. достигла 44,8 трлн. руб. Прирост данного показателя за 2009 г. составил 13,2 трлн. руб., или 40,5% (т.е. рост в 1,4 раза). Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной задолженности банков на 1января 2010 г. составила 72% [Приложение Ж].
В прошедшем году значительное внимание уделялось кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 г. задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009 г. данный показатель вырос в 1,53 раза, а за 2008-2009 гт. - в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны.
В течение прошлого года работа по потребительскому кредитованию проводилась банками неудовлетворительно. Главная причина - высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2010 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009 г. Здесь имеется еще много неиспользованных резервов.
Следующее по актуальности направление работы - процентная политика имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте.
В целях снижения инфляционного и девалъвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (до 14% годовых). С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Практически ставка рефинансирования весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году.
В целом процентная политика проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребности максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков.
Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя всего месяц назад равнялась 22,0%. Курс на постепенное снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году.
В 2009 г. платежная система работала стабильно, сумма платежей, прошедших через систему, относительно предыдущего года возросла на 55,3%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,67 трлн. руб., по количеству — 221,1 тыс. платежей.
Характеризуя
итоги работы банковской системы
по решению задач социально-
Активно ведется работа над вопросами укрепления, развития, повышения потенциала самого банковского сектора. В целом банковская система в истекшем году в полном объеме обеспечивала установленные нормативы безопасного и ликвидного функционирования.
За 2009 г. совокупный уставный фонд банков увеличился на 877,0 млрд. руб., или на 10,1%, и на начало 2010 г. составил 9,56 трлн. руб., или порядка 3,34 млрд. долл. США.
Важнейший параметр потенциала банковской системы — ресурсная база. На начало 2010 г. банк привлечено ресурсов в объеме 82,9 трлн. руб. За 2009 г. сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 19,6 трлн. руб., или на 30,9% ,что несколько ниже прогнозного параметра, предусмотренного Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009 год [Приложение З].
Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться основным привлеченным ресурсом белорусских банков. За отчетный год прирост привлеченных средств физических лиц составил 4,9 трлн. руб., или 36,8%. Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн. руб., или в 2,6 раза). Это естественно в условиях кризиса, когда Национальный банк взял на себя ведущую роль в поддержке банковской системы страны в требуемых объемах.
Обобщающий показатель работы банковской системы — это прибыль. Полученная банками за отчетный год прибыль составила 1 084,2 млрд. руб. (в 1,5 раза больше, чем за 2008 г.), что говорит об эффективной работе банков.
Подведя
итог, можно сказать, что в целом
было обеспечено выполнение Основных
направлений денежно-кредитной
В наступившем 2010г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи. Они определены указами Главы государства о важнейших параметрах социально-экономического развития страны и об основных направлениях денежно-кредитной политики. Запланированы высокие темпы экономического роста. Следует принимать во внимание, что ситуация в наступившем году значительно лучше, чем в предыдущем, и возможности для экономического роста есть.
Самая главная задача текущего года для банковской системы, Правительства и для всех органов государственного управления — обеспечение запланированного роста жизненного уровня населения. Показатели увеличения реальных денежных доходов населения, розничного товарооборота, занятости населения должны быть выполнены.
Повышение жизненного уровня в первую очередь зависит от экономического развития, поэтому необходимо сделать все, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей экономического роста. Для этого мы будем пользоваться следующими инструментами: проводить в предусмотренных параметрах курсовую, кредитную, процентную политику, поддерживать работу платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики.
Курсовая политика в текущем году по-прежнему сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней стабильности белорусского рубля. Национальный банк продолжит политику привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины валют ±10% от стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.
Необходимо отметить, что в текущем году резких колебаний курса белорусского рубля не предвидится, для этого нет никаких оснований. При этом в целом по году может иметь место незначительное укрепление рубля. Вместе с тем внутри корзины могут осуществляться колебания составляющих ее валют (доллар, евро, российский рубль), которые от нас не зависят. Основная задача — в течение всего года поддерживать курс национальной валюты в границах колебаний, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и тем самым обеспечить стабильность экономики и доверие к национальной валюте у населения.
Информация о работе Денежно-кредитная политики: цели, инструменты, эффективность