Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 63.28 Кб (Скачать)
tify">- жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;

- осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе.

- полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке;

- резкое сокращение возможностей Национального банка по поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

     Данный  вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще  и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного  регулирования, а также существенно  повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

     Вместе  с тем, переход к политике «валютного управления» (ПВУ) может иметь в  краткосрочном плане (1-2 месяца) негативные последствия, которые будут носить «шоковый» характер и выразятся  в резком росте рублевых процентных ставок, снижении ликвидности банковской системы. При этом Национальный банк сможет поддерживать ликвидность конкретных банков только путем покупки у  них иностранной валюты.

     Негативные  долгосрочные последствия могут  проявиться, прежде всего, в ухудшении  внешнеторгового баланса, которое  может быть смягчено в том случае, если будут созданы необходимые  условия для притока иностранных инвестиций. При этом обеспечение на практике единого валютного курса создаст благоприятные условия для деятельности всех предприятий, в том числе экспортоориентированных.

     В результате проделанного анализа разработчики пришли к выводу о том, что применявшиеся  в зарубежной практике системы валютного  регулирования в «чистом виде»  не могут быть реализованы в конкретных социально-экономических условиях Беларуси, так как будут иметь  довольно существенные негативные последствия. Поэтому разработчики Концепции  предложили оригинальную систему «скользящей  фиксации» валютного курса, которая  сочетает положительные стороны  политики «валютного управления» и  обеспечивает минимизацию ее негативных аспектов, а также наметили комплекс мероприятий общеэкономического характера  с целью достижения системности  предлагаемой программы, включающих меры в области приватизации, социальной, ценовой, налогово-бюджетной и структурной  политики. ПСФ по своей «идеологии»  во многом аналогична политике «валютного управления». Обе системы предполагают создание гарантий беспрепятственной  конвертации национальной валюты в  СКВ за счет доведения размеров золотовалютных резервов до уровня, полностью покрывающего сумму денежной базы. Это позволяет  добиться стабильности и высокой  степени конвертируемости национальной денежной единицы. К сравнительным  преимуществам ПСФ, по сравнению  с ПВУ, относится то, что, во-первых, Национальный банк может осуществлять некоторую кредитную эмиссию, что  должно обеспечить определенную «защиту» экономики от шоковых потрясений, неизбежных при переходе к очень  жесткой, полностью безэмиссионной денежной политике. Во-вторых, обменный курс национальной валюты - не «застывший», а плавно понижается. Это позволяет  стимулировать конкурентоспособность  экспортеров, что в условиях Беларуси является важнейшим фактором поддержания  положительных темпов роста ВВП. В третьих, темп девальвации при переходе к ПСФ задается на уровне постоянной величины. График девальвации может быть даже объявлен заранее. То есть в том, что касается предсказуемости валютного курса (а это важнейшее преимущество ПВУ), ПСФ практически не уступает. Наконец, в-четвертых, возможность продолжения Национальным банком самостоятельной процентной политики, активных операций на финансовом рынке также является преимуществом как в плане оперативного и гибкого регулирования банковской системы, предупреждения сбоев в работе платежной системы, так и с  макроэкономической точки зрения, поскольку, как подчеркивалось выше, уровень процентных ставок в условиях «малой открытой экономики» - важнейший регулятор общеэкономической стабильности.

     Основными целевыми ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики Беларуси на 2001 — 2010 гг. и деятельности Национального  банка Республики Беларусь являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы;

- осуществление эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     Обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами денежно-кредитной  политики предполагает недопущение  роста цен за счет монетарных факторов свыше намечаемых параметров. В целях  формирования в Беларуси макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств, являющихся основными торговыми  партнерами республики, индекс потребительских  цен должен составлять к 2005 г. не более 15 - 17% и к 2010 г. - не более 5%.

     Достигнутое, фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям  платежного баланса создает необходимую  основу для инициирования процедуры  присоединения к статье VIII Статей соглашения МВФ, что предусматривает  недопущение каких-либо ограничений  конвертируемости национальной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения  по этим операциям влечет за собой  снижение репутации страны.

     Среди основных каналов наращивания денежного  предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной  валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей  ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной  валютой. Валютные резервы правительства  Беларуси будут формироваться также  на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов  правительства в центральном  банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности.

     В заключение можно отметить, что приступив  к реализации намеченного комплекса  мероприятий денежно-кредитной и  валютной политики, Национальному банку  удалось добиться определенного  прогресса. Динамика денежно-кредитных  агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия  по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует  нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности  проводимой политики, тем более что  проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и  большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог, можно сказать, что проблема денег продолжает занимать лучшие умы  человечества. Интерес к ней особенно усилился в связи с уходом золота из сферы денежного обращения, поскольку  с прекращением функционирования золотых  монет исчезли многие догмы и  существующие постулаты. К тому же экономическая  наука не была готова к объяснению возникших денежных феноменов. Поэтому, несмотря на то, что в этой области  много сделано и делается, основная работа еще впереди.

     В полной мере это относится и к  монетарной политике. Наличие целого ряда проблем функционирования денежно-кредитных  систем свидетельствует о проведении огромной работы по наведению в ней  порядка и приданию динамичности в ее развитие. Соответственно только после укрепления и реформирования банковских систем можно приступить к решению задач  по стабилизации денежно- кредитной сферы, включающих снижение темпов инфляции при одновременном  росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег. При этом мировой опыт свидетельствует, что  целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с  бюджетно-финансовой и ценовой политикой  государства.

     В настоящее время Национальным Банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

     Также в Республике Беларусь проводятся мероприятия  по оптимизации выбора между стимулированием  экономического роста, используется кредитная  экспансия: дешевый и доступный  кредит, низкие процентные ставки, а  для сдерживания инфляции - кредитная  рестрикция, общее ограничение денежной массы.

     Таким образом, эффективность денежно- кредитной  политики в Республике Беларусь будет  зависеть от того насколько гибко  денежно- кредитное регулирование  будет составляться с бюджетной  и налоговой политикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки М., 1995.

2. Атапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.,2001.

3. Алымов Ю.М. "Итоги денежно-кредитной политики за 1 квартал"//Банковский вестник: 2004.

4. Белоглазова Т.Н. Деньги Кредит Банки: М., ЮРАЙТ, 2004.

5. Зеленевич М.Л. "Денежно-кредитная политика  как элемент макроэкономической стабилизации" // Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета: 2003.№3.

6. Концепция программы развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг.

7. Лусс А. Макроэкономика: Учебное пособие. С.Пб.,1999.

8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Мн.: ФУАинформ, 2004.

9. Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА, 2004.

10. Мацкулик И.Д. Государственные и муниципальные финансы : М., изд. РАГС, 2004.

11. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.

12. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие. М: Новое знание, 2002.

13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки  Мн.,1997.

14. Тарасов В. «Деньги и денежно-кредитная политика: прошлое и современность» // Белорусский экономический журнал: Мн, 2000. №3.

15. Тихонов А.О. «Современная денежно-кредитная политика: зарубежный опыт» // Вестник Ассоциации белорусских банков: 2001.№10.

16. Тихонов А.О. «Денежно-кредитная политика республики Беларусь: проблемы и перспективы» // Белорусский экономический журнал :2000.№3.

17. Чзкоу Сяочуань «Денежно-кредитная политика, реформа финансовой системы и устойчивый экономический рост в Китае» // Деньги и кредит: 2003.

18. Эдвин Дж Долан. Деньги, банки и денежно-кредитная политика С.Петербург 1994.

19. Ясинский Ю.М. Основы Банковского Дела: Учеб. пособие.  Мн.,1999.

20. Ярошенко А., Вардевенский П."Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси"//Банковский вестник: 2004.№1.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь