Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

   Что касается Китая, то денежно- кредитная  политика сыграла решающую роль в  обеспечении макроэкономической стабильности, содействии экономической реформе  и развитию, поддержке реформ в  конкретных областях в определенные периоды времени в целях достижения улучшения по Парето и поддержке  структурных изменений в экономике.

   На  раннем этапе реформ Народный банк Китая реформировал в 1980 г. систему  валютного курса. Позднее, в 1985 и 1988 гг. в ответ на перегрев экономики  и высокую инфляцию, вызванную  чрезмерными инвестициями и потреблением, Народный банк Китая своевременно сузил  денежную массу с помощью денежно-кредитной  политики и восстановил ценовую  стабильность. В этот период денежно-кредитная  политика была направлена на агрегированный контроль и структурную корректировку  посредством сочетания прямого  контроля и косвенной корректировки  с использованием таких мер, как  резервные требования, процентные ставки по депозитам и кредитам, введение специальных депозитов и т. п. В течение 1991 - 1992 гг. Народный банк Китая  расширял денежную массу для противодействия  падению темпов экономического роста. Экономика быстро встала на ноги. С  ускорением перехода от централизованно  планируемой экономики к рыночной Народный банк Китая гибко применял денежно-кредитную политику в целях экономического развития, стремясь обеспечить ценовую и макроэкономическую стабильность и поддержать развитие и реформы в направлении открытия экономики Китая остальному миру. В 1994 г. Китай успешно реформировал свою валютную систему, введя механизм продажи и покупки валюты через уполномоченные банки и создав общенациональный единый межбанковский валютный рынок.

   В 1993 - 1996 гг. быстрый рост экономики  на местах, поспешность в создании свободных экономических зон, чрезмерные инвестиции в недвижимость и спекуляции на рынке капитала обернулись первыми  признаками экономического «мыльного  пузыря». Народный банк Китая ужесточил  денежно-кредитную политику и принял ряд административных и правовых мер для восстановления финансового  порядка, контроля за денежной базой  и кредитованием. В результате денежные и кредитные агрегаты были взяты  под эффективный контроль, и стоимость  юаня сохранила устойчивость. Через  три года исправлений, корректировок  и абсорбции была успешно достигнута стабилизация экономики.

   Когда в 1997 г. разразился азиатский финансовый кризис, валюты соседних с Китаем стран  резко обесценились, а финансовые рынки региона вступили в полосу потрясений. В этих обстоятельствах  Китай решил поддержать стабильность юаня как в собственных интересах, так и в интересах всего  международного сообщества. Стабильность юаня стала якорем в стабилизации региональных финансовых рынков и заслужила  аплодисменты всего мира.

   Обусловленные ростом производственных мощностей  чрезмерное предложение сельскохозяйственной продукции и снижение цен на нее  стали тормозить прирост доходов  крестьян. В результате в 2001- 2002 гг. в  Китае появились некоторые признаки дефляции. В 2002 г. индекс потребительских  цен (ИПЦ) составил -0,4%. Взяв на вооружение проактивную фискальную политику и эффективную денежно-кредитную политику в сочетании с курсом на развитие западных регионов страны, Китай смог не только преодолеть последствия азиатского финансового кризиса, увеличив в сравнительно короткий период внутренний спрос, но и снизить дефляционное давление. В течение второй половины 2001 г. уровень цен в Китае возрастал. В 2003 г. ИПЦ достиг положительных значений.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  меры денежно-кредитной политики содействовали  экономическому развитию и позволили  достичь значительного улучшения  по Парето. В то же время реформа  финансовой системы и денежно-кредитная  политика способствовали процессу реформ и открытию экономики Китая остальному миру. С 2002 г. денежно-кредитная политика в сочетании с фискальной политикой  играет большую роль в содействии стратегии государства по развитию западных регионов Китая; в смягчении  трудностей, которые испытывают государственные  предприятия, и в содействии реструктуризации оборонных предприятий; в реформировании системы распределения зерна  и  жилищной системы. [17, c. 23-24]

   Анализируя  опыт Китая, так и США можно  с достоверностью утверждать, что  благодаря денежно- кредитной политике и правильному применению ее главных  инструментов можно выйти на уровень  развитой как в социальном, так  и экономическом плане страны.

   2.2 Денежно-кредитная  политика в стабилизации  экономики стран  с трансформационной  экономикой

   Сегодня практически все экономисты рассматривают  денежно-кредитную политику как  основной элемент стабилизации экономики. Как уже было сказано выше, современные  государства с рыночной экономикой используя различные методы ДКП  могут влиять на большинство социально-экономических процессов. В то же время анализ механизма функционирования большинства банковских систем государств бывшего Советского Союза показывает, что данные системы не выполняют в данной мере присущие им функции. Бесспорно это обусловлено проблемами перехода экономик от командно- административных методов управления к рыночным.

   При разработке и реализации денежно-кредитной  политики центральные банки стран  СНГ сталкиваются с рядом проблем, обусловленных спецификой переходного  периода.

   Проведение  эффективной денежно-кредитной политики требует создания рыночной банковской системы. Банковская система СССР состояла из Центрального банка и ряда государственных  специализированных банков. С началом  рыночных реформ последние были превращены в коммерческие банки, появились  новые частные банки. Чтобы они  могли действенно функционировать  в условиях рынка, необходимо было заново создать практически всю организационно-правовую и операционную структуру.

   Слабость  банковской системы осложняет проведение денежно-кредитной политики. Банки, которые не в состоянии контролировать свои балансы, менее чувствительны  к изменению норм обязательных резервов или уровня процентных ставок. При  наличии неплатежеспособных банков введение рыночных механизмов может  приводить к злоупотреблениям, к  тому, что эти банки с целью  избежания неликвидности могут  пойти на заимствования по весьма высокой цене.

   В переходной экономике одна из основных проблем — создание рыночных (косвенных) инструментов денежно-кредитного регулирования. Их введение тормозится неразвитостью  финансовых рынков, слабостью банковской системы, обшей макроэкономической нестабильностью. Так, недостаточное  развитие фондового рынка не позволяет  в полной мере использовать такой оперативный инструмент денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке.

   Осуществление косвенного контроля над денежно-кредитной  сферой достигается постепенно, причем темпы этого процесса в разных странах различны (следует учитывать, что немедленный переход к  инструментам рыночного воздействия  не всегда является лучшим решением для  стран с переходной экономикой). Наибольших успехов в развитии финансовых рынков и введении косвенных инструментов достигла Россия. В некоторых странах  СНГ контроль над денежно-кредитной  сферой до сих пор. в значительной мере осуществляется за счет резервных  требований и механизмов рефинансирования.

   В связи с инфляцией страны в  переходный период, как правило, проводят жесткую денежно-кредитную политику. Она ведет к разорению неэффективно работающих предприятий, неблагополучных  банков. В этих условиях в некоторых  странах возможны временные отступления  от такого курса, принятие популистских мер по поддержке государственных  предприятий, проблемных банков путем  выдачи льготных кредитов, субсидий, т.е. инфляционным путем. Центральные банки  должны добиваться последовательного  проведения жесткой денежно-кредитной  политики, так как в долгосрочном периоде выгоды от низкой инфляции перевешивают издержки, связанные с  ее достижением.

   В последние годы темпы инфляции в  странах СНГ резко снизились. Однако последствия высокой инфляции ощущаются до сих пор. Это проявляется  в том числе и в высокой  скорости обращения денег. Увеличение темпов инфляции сопровождается быстрым  и неравномерным ростом скорости обращения денег. В такие периоды  реальный спрос на деньги сокращается, как правило, до минимума, необходимого для проведения операций. При снижении темпов инфляции он какое-то время остается пониженным. Высокая скорость обращения денег затрудняет контроль над денежной массой.

   Проведение  денежно-кредитной политики осложняет  проблема значительной просроченной задолженности  предприятий, характерная для стран  СНГ. Просроченная задолженность влияет на сроки платежей, получение выручки, что искажает реальный спрос на деньги и затрудняет контроль над денежно-кредитной  сферой.

   Во  многих странах для активов банков характерен большой объем ссуд с  длительными сроками погашения, низкими фиксированными процентными  ставками (ссуды сельскому хозяйству, на жилищное строительство), безнадежных  ссуд, что усложняет процесс либерализации  процентных ставок, подрывает роль последних в регулировании денежного  рынка.

   Большой объем в активах банков вышеперечисленных  ссуд, а также высокие административные издержки, являющиеся следствием неэффективности  банковской системы в период ее формирования, приводят к тому, что банки несут  высокие издержки, обусловленные  спецификой переходного периода. Банки  стремятся переложить их на клиентов, что приводит к значительному  разрыву между ставками депозитов  и кредитов. Существует и множество  других проблем, связанных с долларизацией  экономики, особенно на первом этапе  переходного периода; притоком капитала в страны СНГ и т.д., в решении  которых денежно-кредитная политика играет огромную роль.

   Многие  небольшие страны, экономика которых  характеризуется высокой степенью открытости (в отношение экспорта и импорта к ВВП, при прочих равных условиях, объективно выше для  малых экономик, например данное отношение  для экономики Беларуси в несколько  раз выше, чем для экономики  США), осуществляют ДКП, направленную на обеспечение стабильности национальной валюты. Актуальность данной проблемы возрастает, в частности, по мере увеличения обязательных предприятий в иностранной валюте. В этих условиях резкая девальвация национальной валюты крайне не желательна, так как ее положительное влияние на уровень конкурентоспособности внутренних производителей может не компенсировать ухудшение финансового положения, связанного с резким ростом номинальной величины пассивов в иностранной валюте, выраженной в национальной, и снижения чистых денежных потоков предприятий. В связи с этим многие малые страны проводят политику "валютного управления", предполагающую жесткую фиксацию валютного курса и отказ Центрального банка от самостоятельной денежно-кредитной политики. К таким странам можно отнести страны Балтии, где ПВУ используется с 1993-1994 гг. Переход к ПВУ обеспечил в течении более чем пяти лет стабильный валютный курс во всех этих государствах и позволил нормализовать инфляционную ситуацию. Вместе с тем следует отметить, что при практически фиксированном валютном курсе инфляция там оставалась выше по сравнению со странами, к валютам которых были жестко привязаны обменные курсы национальных денежных единиц. В Эстонии годовой темп роста потребительских цен снизился с 30% в 1993 г. до 10,7% в 1998 г., в Латвии, соответственно, с 20 до 4,5%, в Литве - с 72 до 5%6. Однако в Германии и США (страны, к валютам которых фиксированы обменные курсы денежных единиц рассматриваемых государств) этот показатель составлял 2 - 4% в год. В результате произошел значительный рост реального курса валют Прибалтийских государств и снизилась конкурентоспособность экономики. Сальдо баланса текущих операций во всех этих странах значительно ухудшилось: в Эстонии -от плюс 21,6 млн. долл. в 1993 г. до минус 477,9 млн. долл. в 1998 г., в Латвии, соответственно, от плюс 417 млн. долл. до минус 713 млн. долл., в Литве - от минус 85,7 млн. долл. до минус 1298,2 млн. долл. Причем ухудшение данного показателя в рассматриваемых государствах происходило практически ежегодно.

   Иностранные инвестиции в экономику стран  Балтии были довольно значительными, но в большой степени представлены краткосрочным капиталом, направляемым в финансовый, а не реальный сектор. Это представляет собой довольно опасную ситуацию, так как доверие  иностранных инвесторов намного  легче потерять, чем завоевать  и поддерживать на протяжении длительного  времени.

   Несмотря  на достижение положительных темпов роста ВВП, в странах Балтии сохраняется  высокая безработица, особенно в  скрытой форме. Процентные ставки в  настоящее время находятся на положительном уровне в реальном выражении, но в номинальном в 1,5-2 раза превосходят существующие в США и Германии. [16, с. 90]

   Некоторые государства идущие по направлению  обеспечения стабильности национальной валюты идут на более радикальные  меры, как отказ от собственной  валюты (например, Эквадор переходит  на доллар США). Однако во всех этих случаях  исчезает возможность проведения самостоятельной  денежно-кредитной политики.

   Таким образом, на основе анализа современного зарубежного опыта денежно-кредитного регулирования, моно сделать вывод, что наиболее приемлемым  вариантом  для Республики Беларусь следует  признать ДКП, направленную на поддержание  стабильного, предсказуемого, но не фиксированного обменного курса. 
 
 
 
 
 

    1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   3.1 Характеристика денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

   Выработка и проведение денежно-кредитной  политики Республики Беларусь является основной задачей Национального  Банка Республики Беларусь (Центральный  Банк). Ежегодно в соответствии с  существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет  Республики Беларусь основные направления  денежно-кредитной политики на очередной  год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим положение Беларуси за 2011-2012 года.

   Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь — комплекс явлений в  экономике страны, вызванный многолетним  отрицательным сальдо торгового  баланса и издержками элементов  административно-командной системы  в экономике, и обострившийся  из-за ажиотажного спроса на иностранную  валюту и повышения заработной платы  перед президентскими выборами 2010 года.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь