Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

   Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

   Некоторые административные методы регулирования  денежно-кредитной сферы. Наряду с  экономическими методами, посредством  которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

   Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

   Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

   Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

    1. Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации

   В зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для  каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

   Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто­чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности.

   Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.

   Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может  иметь тотальный либо селективный  характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты  либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная  денежно-кредитная политика позволяет  Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование  следующих инструментов или их разнообразных  сочетаний: лимитирование отдельных  видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при  про­ведении различных финансово-кредитных  операций, регламентация условий  выдачи отдельных видов ссуд различным  категориям заемщиков, установление кредитных  потолков.

   1.3. Эффективность денежно-кредитной  политики

   Насколько успешна денежно-кредитная политика? В настоящее время эффективность  денежно-кредитной политики предмет  больших споров.

   Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную  политику в качестве неотъемлемой части  национальной политики государства. Действительно, в пользу денежно-кредитной политики можно привести несколько конкретных доводов.  Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  Банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Денежно- кредитная политика действует тоньше и потому  представляется более приемлемой в политическом отношении. В-третьих, следует отметить, что, хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и денежно-кредитную политику действенными инструментами стабилизации, существует группа уважаемых экономистов – называемых монетаристами, - которые полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

   Однако  необходимо отметить, что денежно-кредитная  политика страдает определенной ограниченностью  и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

   Политика  дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

   Другой  негативный фактор, заключается в  том, что скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

   Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. Известно, что общие  расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

   Однако, несмотря на все стороны как положительные  так и отрицательные, на мой взгляд, эффективность денежно-кредитной политики может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства. 
 

    1. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

   2.1 Денежно-кредитная  политика в стабилизации  экономики страны  с развитой рыночной  экономикой

   Денежно-кредитная  полтика фактически явилась одной  из первых форм регулирования экономики. Особый интерес к ней стал проявляться  во время экономических кризисов и поисков оптимальных путей  выходов из него. Так, подтверждением служит тот факт, что как проводник  денежно-кредитной политики "Федеральная  резервная система была учреждена  в период, когда финансовой проблемой  для страны была проблема нехватки кредита и денег и жесткого ограничения их экспансии". Каждое из государств, оказавшееся в такой  ситуации, применяло свои методы. Тем  не менее, при решении данной проблемы, начиная с первых десятилетий  двадцатого века, приходилось опираться  на использование денежно-кредитной  политики в трактовке кейнсиантской  либо монетаристской школ, дискуссия  между представителями которых  в настоящее время и является достаточно острой, поэтому совершенно не случайно такой специалист  в  области банковского дела и финансовых систем, как Ж.Матук, утверждает что  для одних монетарная политика является исключительно средством регулирования  цен, и, в частности борьбы с инфляцией. Для других монетарная политика должна сопровождать бюджетную политику в  регулировании роста бюджета". Соответственно, различается с позиции  названных выше двух теоретических  течений роль  денежно-кредитной  политики в реализации общей экономической  политики государства. [14, с. 35]

   На  мой взгляд, денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что  современные государства с рыночной экономикой, используя различные  денежно-кредитные инструменты могут  влиять на эффективность протекания большинства процессов  общественного воспроизводства. Ярким примером того, что денежно-кредитная политика несомненно играет стабилизирующую роль в экономике являются США и Китай.

   В США благодаря успешному применению монетарной политики большие успехи были достигнуты в 80-х и 90-х гг. Политики «дорогих денег» сбила темпы инфляции с 13,5 % до 3.2 %  за три года. А недавно, вначале 90-х годов федеральная система используя ДКП помогла вывести экономику из спада в 1990-1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны поскольку из-за огромного бюджетного дефицита, фискальная политика оказалась совершенно недейственной . Бюджетная деятельность Конгресса была направлена на сокращение этого дефицита, а не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов по общим меркам фискальной политики носили ограничительный характер. Но проводимая Федеральной резервной системой политика дешевых денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990г. до 6% в 1993г. Результат этого: рост инвестиционных и чувствительных к процентной ставке потребительских расходов в следствии чего, увеличение реального ВВП. Рост ВВП в 1992г. продолжался несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5 до 5% в 1997г. Чтобы обезопасить экономику от повторного витка инфляции ФРС сократила резервные требования к банкам с целью увеличения процентной ставки и замедления темпов роста заимствований и расходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под контролем.[9, с. 338]

   В современной практике ФРС в качестве основного инструмента ДКП выступает  ставка рефинансирования, значение которой  корректируется в соответствии с  «правилом Тейлора». Оно заключается  в том, что целевой уровень  процентной ставки составляет 2% годовых  в реальном выражении, а текущее значение корректируется в зависимости от отклонений фактических темпов инфляции от целевого параметра роста цен, и реального ВВП от его потенциального уровня. [15, с. 15]

   На  сегодняшний день Конгресс проявляет  пристальное внимание к поддержанию  сбалансированного федерального бюджета  США, а рассматриваемая ДКП позволяет  успешно стабилизировать инфляцию и способствовать экономическому росту, поэтому на сегодняшний день эта  ДКП служит основным инструментом стабилизации американской экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь