Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:
- Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса
- Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат
- Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей
- Определенная экономическая модель
- Повышение цен на энергоресурсы
В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне около 8500 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года [П1. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту.
Инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. [П2] К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Впервые за долгое время в стране начались забастовки рабочих различных отраслей экономики и переход рабочих из государственных профсоюзов в независимые .
Состояние экономики в начале 2011 года. По состоянию на 1 января 2011 года государственный долг Беларуси составил более 12,7 млрд долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн рублей). В I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос на 10,9 % в годовом исчислении. Объём наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе-марте 2011 г. увеличился на 1,8 % до 4,575 трлн рублей. Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Дефицит торгового баланса в I квартале 2011 года составил 2,35 млрд долларов.
По причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения к национальной валюте количество наличных рублей в обращении (денежный агрегат M0) выросло примерно на 1 триллион за апрель или на 21,3 % за месяц. 18 мая ставка рефинансирования повышена до 14 % .
Прирост экономики в первом квартале 2011 г. обеспечен в условиях роста производительности труда на 10,6 %. Индекс потребительских цен за 4 месяца 2011 г. сложился на уровне 110,9 % к декабрю 2010 г. Рост индекса обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (111,3 % к декабрю 2010 года).
В
I квартале 2011 г. ухудшилась ситуация во
внешней торговле товарами и услугами.
Опережающие темпы роста
На
1 апреля 2011 г. внешняя кредиторская
задолженность превысила
Продолжается тенденция превышения темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда. За январь-март 2011 г. темп роста производительности труда сложился ниже роста реальной заработной платы.
3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Республики Беларусь
Денежно-кредитная
политика, являясь неотъемлемой частью
общегосударственной социально-
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.
Стратегической
целью белорусского государства
является обеспечение социально-
Несмотря
на то, что основу производственного
комплекса экономики республики
составляют наукоемкие отрасли обрабатывающей
промышленности (машиностроение, металлообработка,
химия и нефтехимия и др.), в
целом технологическая
Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ). МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики.
Что касается политики Национального банка, то денежно-кредитная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности (т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.
Следует
обеспечить надежность функционирования
и достаточный уровень
Такие
варианты сегодня не приемлемы для
Беларуси, поэтому необходимо посредством
применения системы регулирующих нормативов
и требований сформировать структуру
баланса и распределения
Следует
обеспечить нормальный ход платежного
процесса. Ежедневные обороты платежей,
проходящих через банковскую систему,
сопоставимы с объемом ВВП
за месяц. И кратковременный сбой
в платежной системе может
привести к тому, что сработает
«принцип домино» и совокупные убытки
банковской системы, предприятий-клиентов
и граждан-получателей или
Все эти проблемы одинаково важны, и учитываются при разработке денежно-кредитной политики.
В
связи с этим в середине 1999 г. Национальным
банком была создана рабочая группа,
в состав которой вошли специалисты
заинтересованных министерств, ученые
по разработке Концепции валютной и
денежно-кредитной политики на 1999-2000
гг. Разработчики Концепции проанализировали
разные варианты валютной политики, включая
самые «крайние»: от ужесточения
административного
Неприемлем
также и вариант «полностью свободного»
курсообразования под влиянием только
рыночных сил. Такой режим в чистом
виде если и применялся в каких-либо
странах, то в течение очень
Особое внимание уделялось варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь