Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно-кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

   Основными причинами кризиса чаще всего  называют следующие факторы:

   - Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса

   - Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат

   - Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей

   - Определенная экономическая модель

   - Повышение цен на энергоресурсы

   В результате кризиса установленный  Нацбанком курс доллара за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне около 8500 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года [П1. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту.

   Инфляция  за 2011 год составила 108,7 %, базовая  инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь  — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. [П2] К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Впервые за долгое время в стране начались забастовки рабочих различных отраслей экономики и переход рабочих из государственных профсоюзов в независимые .

   Состояние экономики в начале 2011 года. По состоянию на 1 января 2011 года государственный долг Беларуси составил более 12,7 млрд долларов (в национальном эквиваленте — более 38,3 трлн рублей). В I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос на 10,9 % в годовом исчислении. Объём наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) в январе-марте 2011 г. увеличился на 1,8 % до 4,575 трлн рублей. Председатель Белстата заявил, что 600 000 рабочих реального сектора экономики приостановили производственную деятельность. Дефицит торгового баланса в I квартале 2011 года составил 2,35 млрд долларов.

   По  причине оттока депозитов из банковской системы, падения доверия населения  к национальной валюте количество наличных рублей в обращении (денежный агрегат M0) выросло примерно на 1 триллион за апрель или на 21,3 % за месяц. 18 мая  ставка рефинансирования повышена до 14 % .

   Прирост экономики в первом квартале 2011 г. обеспечен в условиях роста производительности труда на 10,6 %. Индекс потребительских  цен за 4 месяца 2011 г. сложился на уровне 110,9 % к декабрю 2010 г. Рост индекса  обусловлен преимущественно ростом цен на продовольственные товары (111,3 % к декабрю 2010 года).

   В I квартале 2011 г. ухудшилась ситуация во внешней торговле товарами и услугами. Опережающие темпы роста импорта (161,8 %) по сравнению с экспортом  товаров и услуг (141,9 %) привели  к дальнейшему увеличению дефицита внешней торговли(17,6 % к ВВП). По сравнению  с I кварталом 2010 года внешнеторговое сальдо ухудшилось на 1,822 млрд долларов США, за счет роста на 894 млн долларов отрицательного сальдо торговли нефтью, на 334 млн долларов США — газа, на 541 млн. — прочих промежуточных товаров и 308 млн долларов США — легковых автомобилей. Положительное сальдо в торговле нефтепродуктами в I квартале 2011 г. увеличилось на 530 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

   На 1 апреля 2011 г. внешняя кредиторская задолженность превысила внешнюю  дебиторскую задолженность на 1414,12 млрд рублей. Таким образом, на указанную сумму в экономику были привлечены дополнительные источники финансирования. По сравнению с январём-мартом 2010 года внешняя просроченная дебиторская задолженность возросла на 31,5 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в январе-марте 2011 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 40,8 % и составила 1463,7 тыс. рублей, в бюджетном секторе экономики — на 59,1 % и составила 1290,6 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе-марте 2011 г. к соответствующему периоду 2010 г. увеличилась на 25,2 %.

   Продолжается  тенденция превышения темпов роста  реальной заработной платы над темпами  роста производительности труда. За январь-март 2011 г. темп роста производительности труда сложился ниже роста реальной заработной платы.

   3.2 Проблемы и перспективы  денежно-кредитной  политики в Республики  Беларусь

   Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

   В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени  отработаны, а банковская система  не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.

   Стратегической  целью белорусского государства  является обеспечение социально-экономической  стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение  уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться  таким образом, чтобы не допускать  или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных  «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в рамках индустриального  комплекса СССР и стран СЭВ, которая  сопряжена с остановкой крупнейших предприятий не должны повториться  в Беларуси.

   Несмотря  на то, что основу производственного  комплекса экономики республики составляют наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в  целом технологическая структура  сложилась в условиях «дешевизны»  сырьевых, энергетических, трудовых, а  также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры требует времени  и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые  соотношения, резкое изменение которых  неизбежно приведет к шоковым  потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической  структуры сопряжено с системой перекрестного субсидирования, поддержания  низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства  и рядом других отраслей. И с  этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая это, денежно-кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

   Экономика Беларуси в целом отвечает критериям  «малой открытой экономики» (МОЭ). МОЭ  тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать  ощутимого влияния на конъюнктуру  мирового финансового рынка. Она  характеризуется определенными  закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной  и валютной политики.

   Что касается политики Национального банка, то денежно-кредитная политика должна обеспечивать формирование необходимых  условий для достижения финансово-экономической  стабильности (т.е. приемлемых темпов роста  цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень  денежного предложения, который  определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень  «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа  инфляции.

   Следует обеспечить надежность функционирования и достаточный уровень ликвидности  банковской системы в целом и  каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными  средствами предприятий и граждан  и должны обеспечивать их эффективное  и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки. Кроме того, для Беларуси, как и для большинства других европейских стран с переходной экономикой, характерен определенный разрыв между уровнем индустриализации и концентрации производственного комплекса и размером финансового потенциала банковской системы. Некоторые страны «решают» эту проблему путем «деиндустриализации» экономики. Еще одним «простым» способом ее решения является эмиссионная «накачка» банковской системы деньгами.

   Такие варианты сегодня не приемлемы для  Беларуси, поэтому необходимо посредством  применения системы регулирующих нормативов и требований сформировать структуру  баланса и распределения различных  операций банка, обеспечивающих платежеспособность, ликвидность и ограничение рисков, что является важнейшим условием для наращивания банками своего финансового потенциала. В обратном случае банк может стать неплатежеспособным, даже несмотря не возможные показатели высокой рентабельности, а быстрый  рост финансового потенциала - вызвать  «перенапряжение баланса». Все это  чревато утратой активов сотен  и тысяч клиентов.

   Следует обеспечить нормальный ход платежного процесса. Ежедневные обороты платежей, проходящих через банковскую систему, сопоставимы с объемом ВВП  за месяц. И кратковременный сбой в платежной системе может  привести к тому, что сработает  «принцип домино» и совокупные убытки банковской системы, предприятий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие нарушения нормального  платежного процесса будут огромными.

   Все эти проблемы одинаково важны, и учитываются при разработке денежно-кредитной политики.

   В связи с этим в середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты  заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и  денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Разработчики Концепции проанализировали разные варианты валютной политики, включая  самые «крайние»: от ужесточения  административного регулирования  валютного рынка до перехода к  «свободному» курсообразованию на основе спроса и предложения. По мнению экспертов, вариант ужесточения административных методов регулирования, предусматривающий 100%-ю обязательную продажу валютной выручки субъектами хозяйствования по официальному курсу, государственную  монополию на распределение валютных ресурсов, предельное усиление административного  регулирования рынка наличной иностранной  валюты и другие ограничительные  меры административного характера, приведет к обострению существующих в валютной сфере негативных тенденций  и дисбалансов и не обеспечит  реального достижения единого курса  белорусского рубля, стабилизации инфляционно-девальвационной  ситуации, решения других задач социально-экономического развития республики.

   Неприемлем  также и вариант «полностью свободного»  курсообразования под влиянием только рыночных сил. Такой режим в чистом виде если и применялся в каких-либо странах, то в течение очень непродолжительного времени, так как после перехода к нему выяснялось, что валютный курс не стабилен и слабо предсказуем, а его «свободные» колебания  отнюдь не всегда способствуют созданию благоприятных условий для достижения благоприятного состояния экономики.

   Особое  внимание уделялось варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь