Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:06, курсовая работа
Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3-4 ст.
1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики……….5-17 ст.
2 Этапы денежно-кредитного регулирования в
Республике Беларусь: содержание, особенности и обеспечение
макроэкономической стабильности…………………………………..18-24 ст.
3 Основные направления денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь на современном этапе……………25-28 ст.
Заключение……………………………………………………………….29-31 ст.
Список литературы…………………….……………………………………32 ст.
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов. При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволила в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США. Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях [19, ст. 5-7].
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики стали преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.
За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 24 – 25 процентов, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысил 10 процентов.
Прирост активов банков сложился на уровне 31 – 36 процентов, что
составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возросли на 36 – 40 процентов и достигли 51 процента к ВВП.
При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизилось по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта. В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжилась работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2010 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
В 2010 году продолжилась реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Денежно-кредитная политика в 2010 году содействует
сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения. Реализация в 2010 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечивает единство проводимой экономической политики.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, устойчивому экономическому росту. Стабильность на курсовом рынке сохранится. Изменения курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в 2011 году запланированы в пределах +/- 8% (в 2010 году +/-10%). Золотовалютные резервы в будущем году возрастут не менее чем на $1,2 млрд. С учетом запланированной инфляции на уровне 7-8% ставка рефинансирования на конец 2011 года составит 8-10%, ставки по новым кредитам нефинансовому сектору – 10-13%. Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32 – 35% и должен достичь 57% к ВВП. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%, что составит 68% к ВВП. Прирост нормативного капитала банков составит 15-21%. [22, ст. 11-14].
Основные показатели социально-экономического развития на 2011 – 2015 годы на основе высоких темпов экономического развития обеспечат рост реальных доходов населения (к концу 2015 года средняя зарплата в Беларуси должна составить $1000 в эквиваленте). Выход с 2014 года на положительное сальдо торговли товарами и услугами, выполнение поручений Главы государства по вхождению Республики Беларусь в число 50 стран, лидирующих по индексу развития человеческого потенциала ООН.
В целом денежно-кредитная политика в 2010 году содействует сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечивает устойчивость экономического роста и занятости населения. Реализация в 2010 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечивает единство проводимой экономической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.
Анализ применяемых методов денежно-кредитного регулирования позволяет сделать вывод о той роли, которую оно может играть в экономической политике правительства. В данном случае критерием целесообразности приведения в действие механизмов денежно-кредитной политики мог бы стать общепринятый в мировой практике подход; затраты в связи с проведением определенных финансово-кредитных мероприятий должны быть ниже ожидаемой выгоды от их применения. При этом принципы денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне должны состоять в следующем:
Общая экономическая стабильность невозможна без стабильности денежной среды, следовательно, достижение денежно-кредитной стабильности является главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную политику. Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической целью, что же касается выбора долгосрочной цели, то он чрезвычайно желателен, поскольку намного сложнее бороться с продолжительными колебаниями экономики. Стремясь их сдерживать, власти часто благоприятствуют ускорению неустойчивости, нежели её ослаблению. Относительная экономическая стабильность может быть достигнута, если, государственные органы, которые избрали данную цель, используют для этого наиболее приемлемую тактику с учетом реальных условий.
Выбор, применение и воздействие
денежно-кредитной политики не являются
явлениями мгновенного
Именно поэтому фактор времени в принятии
решения действовать, в определении направлений
принимаемой политики и выборе методов
денежно-кредитного воздействия имеет
чрезвычайно большое значение с точки
зрения результативности последнего.
Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать.
За годы суверенного развития в Беларуси сформировалась денежно-кредитная политика, удовлетворяющая основные потребности экономики, развивающейся по мобилизационной "белорусской модели". Центральным ядром денежно-кредитной политики является банковская система. Банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время возникла значительная угроза безопасности банковской системы страны, которая усложняется ростом проблемных кредитов, связанных с исполнением госпрограмм. Выходом из сложившейся ситуации является снижение требований к государственным банкам по финансированию госпрограмм и создание Финансового агентства развития. Агентство по развитию это специальный орган по финансированию развития экономики, работающий от имени Правительства Республики Беларусь. Основными целями Агентства по развитию являются: финансирование государственных программ, продвижение устойчивого экономического роста, сокращение бедности и неравенства. Также данное агентство должно поддерживать проекты по таким различным направлениям, как: развитие сельской и городской инфраструктуры, транспорта, сельского хозяйства, образования, банковского дела и микрофинансирования, энергетики, здравоохранения, телекоммуникаций, добывающей промышленности, жилищного строительства, экологического туризма. Агентству также необходимо активно участвовать в области развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Данное финансовое агентство в своей деятельности должно использовать широкий спектр финансовых инструментов: гранты, субсидии, гарантии, займы, участие во владении капиталом и др. Для обеспечения прозрачности и эффективности проводимых операций агентству необходимо внедрять инструменты, позволяющие выполнять мониторинг своей деятельности и степень достижения поставленных целей. Новый институт должен стать в конечном итоге полноценным агентством развития со всеми присущими специфическими функциями.
Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики.
При рассмотрении денежно-кредитной политики Республики Беларусь установлено, что все утвержденные ориентиры на прошедшие годы выполнены, по всем параметрам наблюдается улучшение показателей. Это характеризует денежно-кредитную политику с положительной стороны. Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Алехин Б.И. Денежно-
2. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная
политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и
др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-
Петербург оркестр", 2003.
3. Лутохина Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.
4. Макконнелл К.Л., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т./ Пер. с англ. Т.1.-Таллинн: АО "Римол", 2002.
5. Тарасов, В.И. Деньги. Кредит. Банки. В.И.Тарасов. – Минск: 2007.
6. Богданкевич С.А.
На путях выхода республики
Беларусь из экономического
7. Тарасов В. О. Денежно-кредитная политика в переходный период //Фiнансы. Улiк. Аудыт.-2001.- №8.- С. 54-62.
8. Основные направления
денежно-кредитной политики
Беларусь на 1994 год //Банковский вестник.-1994.- №7.- С. 3-13.
9. Оценка экономической
ситуации в Беларуси. //Банковский
вестник -
1994.- №9.- С. 3-28.
10. Кравцовой Г.И. Деньги. Кредит. Банки.– МН.: БГЭУ, 2003г. – 527 с.
11. Лаврушина О. И. Деньги, кредит, банки.– 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
12.Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год //Банковский вестник.-2003.- №9.- С. 6-8.
13. Экономическая теория. Учебное электронное издание на СD-ROM. Система дистанционного обучения. Часть 1-4.
Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2005г.
14. Зеленкевич М. Л.. Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации // Вестник БГЭУ №3 2003.
15. Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь./ Банкаўскі веснік, 2005г., студзень, с. 26 – 31.
16. Г.С. Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки. Мн.: БГЭУ, 2003.