Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как условие макроэкономической стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3-4 ст.
1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики……….5-17 ст.
2 Этапы денежно-кредитного регулирования в
Республике Беларусь: содержание, особенности и обеспечение
макроэкономической стабильности…………………………………..18-24 ст.
3 Основные направления денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь на современном этапе……………25-28 ст.

Заключение……………………………………………………………….29-31 ст.
Список литературы…………………….……………………………………32 ст.

Файлы: 1 файл

моя тема, 2010г.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Существует две категории  кредитов: в зависимости от порядка  образования их стоимости, связанной  в большей или меньшей степени  с условиями рынка, и в зависимости  от позиции администрации в рамках селективной политики. Обычно условия  банковских кредитов определяются в основном изменениями на денежном рынке, а также учреждениями, которые накапливают свои ресурсы на облигационном рынке. В последнем случае механизм установления стоимости кредита относительно прост: путем добавления к базовой банковской ставке категоричных надбавок (учитывая объем делового оборота предприятий и их финансовое положение), а также различных комиссионных в зависимости от оговоренного типа кредита [5, ст. 421].

При определении стоимости  кредита необходимо учитывать следующие моменты:

  • комиссионные не меняются в тех же пропорциях, что и проценты; в случае понижения ставки банкир может попытаться компенсировать его за счет увеличения комиссионных;
  • условия некоторых кредитов определяются независимо от базовых банковских ставок; их изменение может быть, следовательно, относительно независимым от колебаний этой ставки;
  • для некоторых краткосрочных кредитов, доля которых постоянно возрастает, исходная ставка непосредственно связана с условиями на денежном рынке.

В целом же процентная ставка, оплачиваемая клиентами банков, включает два ценообразующих элемента: стоимость ресурсов (банки трансформируют в исходный материал финансовые ресурсы, которые имеют свою стоимость) и стоимость функционирования банков, которая включает и издержки страхования от экономического риска. Для некоторых категорий заемщиков предусматриваются процентные льготы, которые могут принимать самые разные формы: скидки заемщикам или надбавки кредиторам, льготные займы, переучет векселей по льготным процентам и т.д. [6, ст. 20-24].

Конъюнктурная гибкость и высокая дифференцированность ставок составляют основу активной процентной политики - действенного инструмента  денежно-кредитного регулирования  экономики.

Рефинансирование центральным  банком происходит только тогда, когда банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой обязательных резервов.

Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных  учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить, таким образом, контроль над их ликвидностью.

Рост резервной нормы  увеличивает количество необходимых  резервов, которые должны держать  банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку  влиять на ситуацию в желаемом для  него направлении. По интенсивности  применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.

Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны. 
Многократные изменения норм минимальных резервов центральным банком бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могут привести к значительному нарушению денежного и финансового равновесия экономики. 
            Следовательно, при неумелом использовании эта политика может стать своеобразным генератором нестабильности. Поэтому изменения норм обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или половину пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто об этих модификациях объявляют заранее. В конечном счете, политика обязательных резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.

Политика норм обязательных резервов влияет на финансовый результат функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на текущих счетах в центральном банке, образуют невознаграждаемую часть активов коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам, вкладам клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в непроизводительной форме части потенциальных кредитных ресурсов ссудного капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает определенную финансовую нагрузку для коммерческих банков. Так, повышение резервов не только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность (и наоборот, когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая прибыль (хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка, который ею располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает характер финансовой санкции.

Действенность политики обязательных резервов зависит, прежде всего, от их уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. С этой точки зрения попытка фиксировать такую норму инструктивным письмом, которое, как правило, рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент гибкости.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций, коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.

Политика открытого  рынка представляет собой ориентированный  на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.

Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. И, наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно- кредитную сферу.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭТАПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

 

 

Финансовая стабилизация является главной целью денежно-кредитной политики для переходных государств, что выражается, прежде всего, в обеспечении внутренней и внешней стабильности национальной валюты, что и происходит в нестабильных условиях выравнивания структуры внешних и внутренних цен, проблем дефицита торгового и платежного баланса и структурной перестройки экономики. Существуют два типа денежно-кредитной политики: жесткая либо мягкая. Жесткая - хотя и ведет к снижению монетизации экономики и, как следствие, к увеличению бартерных операций, тем не менее, быстро останавливает инфляцию, стабилизирует обменный курс и стимулирует структурную перестройку. По этому пути пошли страны Балтии и ЦВЕ. В то же время существует мнение, что жесткое денежно-кредитное регулирование имеет и отрицательные последствия: оно способно поставить на грань банкротства не только бесперспективные предприятия, но и те, которые могли бы выстоять и адаптироваться на международных рынках. Республика Беларусь к настоящему времени сохранила большую часть экономики и относительно высокий уровень производства именно благодаря отказу от жесткой денежно-кредитной политики.

Можно выделить следующие этапы денежно-кредитной политики в Беларуси.

 

Первый  этап. В период 1992-1995 гг. проводилась самая мягкая "сверхэкспансионистская" политика. Рублевая денежная масса за этот период

возросла более чем  в 2 тыс. раз (или почти на 17,3 % в  среднем в месяц).

Потребительские цены повысились за этот период почти в 25 тыс. раз (или

на 23,5 % в среднем в  месяц), официальный курс доллара - почти  в 69 тыс.

раз (на 21,6 % ежемесячно). С другой стороны, ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %. В 1995 г. была предпринята попытка финансовой стабилизации в Беларуси. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка Республики Беларусь, ограниченный доступ на Межбанковскую валютную биржу в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.[7, ст. 3-13].

 

Второй  этап. Политику, проводимую в 1996-1999 гг., можно назвать

умеренно мягкой денежно-кредитной  политикой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992-1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации - соответственно в 3,8 и 3,5 раза. В 1999 г. на общеэкономические и денежные показатели оказали влияние ряд негативных факторов, основными из которых были: влияние российского финансового кризиса 1998 г., неблагоприятные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее, в 1999 г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов экономике в структуре банковских активов РБ возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составляла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. - 30,8 %). Тем не менее, в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, которая в среднемесячном исчислении составила 11 %. Кроме вышеупомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн. р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12—14 %.

 

Третий  этап. Возникла необходимость трансформации денежно-

кредитной политики, что  и было осуществлено в 2000 г. Задачи, поставленные перед денежно-кредитной политикой РБ в 2000 г., следующие: переход к единому обменному курсу белорусского рубля при сохранении его рыночных котировок; ужесточение денежно-кредитной политики, что предполагает кредитование экономики на безэмиссионной основе, а также обеспечение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок по рублевым депозитам; повышение надежности банковской системы, совершенствование национальной платежной системы; развитие сотрудничества с ЦБ других государств и международными финансовыми институтами.

Денежно-кредитная политика в 2000 г. основывалась на концепции перехода к политике "скользящей фиксации" обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе "валютного  совета", однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансирование банковской системы будет осуществляться на рыночной основе. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что начиная с апреля 2000 г. была достигнута стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы, девальвации которых не превышали 2 %.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как условие макроэкономической стабилизации