Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как условие макроэкономической стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3-4 ст.
1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики……….5-17 ст.
2 Этапы денежно-кредитного регулирования в
Республике Беларусь: содержание, особенности и обеспечение
макроэкономической стабильности…………………………………..18-24 ст.
3 Основные направления денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь на современном этапе……………25-28 ст.

Заключение……………………………………………………………….29-31 ст.
Список литературы…………………….……………………………………32 ст.

Файлы: 1 файл

моя тема, 2010г.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Наиболее важным и  положительным результатом монетарной политики

2000 г. является осуществление  перехода к единому валютному  курсу.

Множественность курсов создавала искажения экономических  показателей

(цены и рентабельность), приводила к неоптимальному использованию  ресурсов, к криминализации экономики.  Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие - высокий темп инфляции - 6,3 % (прогноз - 4,5-5,5 %).

В качестве приоритетной задачи в 2001 г. ставилось обеспечение  плавной предсказуемой динамики единого курса белорусского рубля  на всех

сегментах валютного  рынка. Выбор данной цели денежно-кредитной  политики обладает рядом достоинств: во-первых, в условиях малой открытой

экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные  условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе - интеграции экономики  в систему глобальных экономических  процессов. Во-вторых, динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики является более четким ориентиром и показателем эффективности политики ЦБ по сравнению с динамикой денежных агрегатов, так как на характер последних оказывают существенное влияние множество конъюнктурных факторов. В-третьих, обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достижения других ее целей.

Социально-экономическое  развитие Республики Беларусь в январе-сентябре 2002 г. Характеризуется сочетанием положительный и отрицательных тенденций. Наряду с ростом объёма производства, повышением инвестиционной активности, увеличением реальных доходов населения, относительным замедлением инфляционных и девальвационных процессов имело место финансовое ухудшение состояния предприятий, снижение занятости трудоспособного населения, усиление напряжённости в исполнении государственного бюджета[12, ст. 6-8].

Макроэкономическая  ситуация в январе – сентябре 2005 г. по

сравнению с  аналогичным периодом 2004 года характеризовалась:

поддержанием  высоких темпов экономического роста; объем валового

внутреннего продукта в январе – сентябре 2005 г. по сравнению  с аналогичным периодом 2004 года увеличился (в сопоставимых ценах) на 8,7 процента; объем промышленного производства – на 9,7 процента, продукции сельского хозяйства – на 3 процента; сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей народного хозяйства; в январе – сентябре 2005 г. объем инвестиций в основной капитал по экономике в целом увеличился в сопоставимых ценах на 23,3 процента.

Макроэкономическая  ситуация в январе – сентябре 2007 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2006 года характеризовалась:

поддержанием  высоких темпов экономического роста: объем валового

внутреннего продукта (далее – ВВП) в сопоставимых ценах увеличился на 8,4 процента, промышленного производства – на 8,2 процента, продукции сельского хозяйства – на 5,6 процента; сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей народного хозяйства: объем инвестиций в основной капитал увеличился в

сопоставимых  ценах на 16,6 процента. Рост промышленного производства сопровождался понижением рентабельности реализованной продукции, прежде всего в топливной отрасли, которое обусловлено изменениями в условиях поставки российской нефти.

В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних  факторов, связанных с мировым  финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых

операций. В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.

Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой

стабильности  и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных  валют, включающей в равных долях  доллар США, евро и российский рубль. С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный, обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому.

рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).

Таким образом, основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики РБ в 2001-2009 гг., являлись:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
  • способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы;

  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Денежно-кредитная политика в январе-марте нынешнего года проводилась с учетом складывающейся макроэкономической ситуации и была направлена на сохранение финансовой стабильности. В результате было обеспечено поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора, снижен уровень процентных ставок на денежном рынке, расширена кредитная поддержка банками экономики, а также продолжен рост активов и нормативного капитала банковского сектора, обеспечено надежное и безопасное функционирование платежной системы.

С учетом фактической  ситуации в национальной экономике, динамики валютного и депозитного  рынков Национальный банк предпринял меры по дальнейшему удешевлению  кредитных ресурсов. Так, в марте  текущего года ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 16,1 процента годовых, что на 1,6 процентного пункта ниже, чем в январе. Объявленная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях сложилась на уровне 19,6 процента годовых, снизившись по сравнению с январем на 0,9 процентного пункта.

За январь – март текущего года банки выдали кредитов экономике  в белорусских рублях и иностранной  валюте на сумму почти 21,6 трлн. рублей, что на 38 процентов больше, чем  в аналогичном периоде прошлого года.

Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал  текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию  на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза.

Продолжал развиваться  потенциал национального банковского  сектора. Объем уставного фонда  банков на 1 апреля 2010 г. составил 9,6 трлн. рублей и за январь – март увеличился на 40,4 млрд. рублей. Активы банковского  сектора возросли на 4,2 процента, или  на 3,5 трлн. рублей, и составили 86,76 трлн. рублей.

В Национальном банке  при активном участии банков создана  эффективная система инструментов регулирования текущей ликвидности  банков. Данная система обеспечивает решение ряда задач. Это содействие бесперебойности проведения расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности, сглаживание колебаний и повышение предсказуемости краткосрочных ставок денежного рынка, формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики, содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

В условиях развития позитивных тенденций в национальной и зарубежной экономике и в дальнейшем важнейшие задачи денежно-кредитной политики сосредотачиваются на ускорении темпов экономического роста нашей страны.

Курсовая политика по-прежнему направлена на поддержание стабильного  курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют с целью  обеспечения благоприятных условий  внешней торговли и повышения  конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Процентная политика ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике при  условии обеспечения финансовой стабильности. В течение II квартала 2010 г. предполагается снижение ставки рефинансирования до ее верхней границы, предусмотренной Основными направлениями (12 процентов годовых). Это повысит доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и создаст условия для ускорения роста экономики.

Одновременно с максимальным содействием экономическому развитию страны, банковский сектор во II квартале должен сохранить и, более того, укрепить устойчивость своего функционирования. Также на протяжении всего года должна постоянно вестись работа по дальнейшему наращиванию нормативного капитала.

Успешная реализация денежно-кредитной политики во II квартале 2010 г. будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны, повышению благополучия ее граждан

Таким образом, проведение успешной денежно-кредитной политики при переходе к рынку и достижение на этой основе макроэкономической стабилизации должны базироваться как на теоретических построениях, которые в современных условиях сочетают в себе монетаристские и кейнсианские подходы, так и на применении в конкретно-исторических условиях уже накопленного практического опыта проведения стабилизационных реформ. Денежно-кредитную политику следует осуществлять в сочетании с фискальной и внешнеэкономической, регулированием платежного баланса, поскольку в настоящее время усиливается влияние внешних факторов экономического развития, а также с мерами по регулированию экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

Современное состояние  нашей экономики можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время.

Различные варианты между  этими крайними позициями показывают 
Центральному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы[21, ст. 432].

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. Социально-экономическое развитие страны в 2010 году в значительной мере определятся динамикой воздействия внешнеэкономических условий. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.

В 2010 году денежно-кредитная политика направлена на

поддержку внешней  и внутренней сбалансированности экономики

Беларуси как  важнейшего условия ее стабильного  развития.

Курсовая политика сохранила роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

В 2010 году сохраняется привязка курса белорусского рубля к корзине

иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).

Для обеспечения  необходимой гибкости реагирования обменного

курса на изменение  ситуации на внешних рынках будет использоваться

коридор колебаний  стоимости корзины иностранных  валют плюс/минус

10 процентов  от центрального значения, равного  стоимости корзины,

сложившейся к  началу 2010 года.

К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых. Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам – 5 – 8 процентов годовых. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как условие макроэкономической стабилизации