Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:06, курсовая работа
Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3-4 ст.
1 Понятие, цели и инструменты денежно-кредитной политики……….5-17 ст.
2 Этапы денежно-кредитного регулирования в
Республике Беларусь: содержание, особенности и обеспечение
макроэкономической стабильности…………………………………..18-24 ст.
3 Основные направления денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь на современном этапе……………25-28 ст.
Заключение……………………………………………………………….29-31 ст.
Список литературы…………………….……………………………………32 ст.
При осуществлении денежно-
Различают два основных
типа денежно-кредитной политики, каждый
из которых характеризуется
В условиях инфляции, когда излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали, проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Её цель - ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства, когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Также она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам [10, ст. 244].
Главная цель кредитно-денежной
политики должна быть инфляция, которая
рассматривалась как
В соответствии с этими двумя подходами может проводиться гибкая или жесткая кредитно-денежная политика. Гибкая политика ориентирована на поддержание стабильной ставки процента, жесткая – на поддержание стабильной денежной массы [14, ст. 354].
Выбор политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги вызван инфляцией, то целесообразна жесткая кредитно-денежная политика, чтобы ограничить количество денег в стране, сделав их «дорогими», и за счет этого сдержать спрос на товары и услуги. Если рост спроса на деньги спровоцирован изменением скорости обращения денег или ростом реального объема производства, то целесообразна гибкая политика, чтобы обеспечить равновесие между товарной массой и массой денег. При этом следует иметь ввиду, что центральный банк не может одновременно эффективно контролировать обе цели.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика).
Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки зрения, не соответствует реалиям денежно-кредитной политики, которая гораздо сложнее.
В основе выбора инструментария находится принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
Эта политика обеспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов, центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Кредитная рестрикция является основным методом в антиинфляционной политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособных клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.
Противоположный тип политики - кредитная экспансия. Она проводится с целью оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом, наоборот, процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На открытом денежном рынке центральный банк выступает покупателем государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для предоставления кредитов хозяйствам и населению.
Оба вида воздействия - денежное в первом случае, кредитное во втором взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной политике в целом. Например, инструменты, предназначенные для контроля над количеством денег в обращении, влияют одновременно на структуру портфеля банков и косвенно на уровень и структуру процентных ставок.
Ссудный процент - основной атрибут кредита. Как выразитель кредитных отношений, он является объектом и одновременно рычагом государственного регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Поэтому он обязательно присутствует в системах регулирования экономики всех цивилизованных государств. В системе рычагов регулирования экономики вряд ли можно назвать иной инструмент, который превосходил бы банковский процент по степени доступности, дешевизне и простоте. Вместе с тем наличие процента не означает автоматическое возникновение процентной политики, отражающей конъюнктурное состояние экономики и сообщающей в то же время экономике определенные макроэкономические импульсы.
В системе денежно-кредитной
политики процентные ставки выполняют
тройную роль:
1) являются индикатором монетарной
стратегии;
2) выступают каналами трансмиссии
импульса этой политики;
3) служат гибкими инструментами
образования ссудного фонда и перелива
кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1) регулирование уровня сбережений и
инвестиций;
2) регулирование уровня деловой
активности;
3) воздействие на уровень инфляции.
Политика процентных
ставок предусматривает главным
образом три цели: благоприятствовать
росту экономики путем умеренно
низких процентных ставок на кредиты,
сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность
национальной валюты на валютных рынках
путем умеренно повышенных процентных
ставок.
Реализация
этих целей вызывает иногда обратное движение
процентных ставок на денежном рынке,
при этом первая оправдывает понижение
этих ставок, вторая и третья - их повышение.
Противоречия, возникающие между этими
целями, приводят к различным нарушениям,
неблагоприятного воздействия которых
не удается избежать.
Допустимый "разгул" инфляции, чрезмерные её темпы значительно деформируют процентные ставки, ослабляя их регулирующие функции. Для наиболее полного использования этого важнейшего инструмента денежно- кредитной политики требуются в совокупности пять условий:
1) Прежде всего, оптимизация уровня задолженности предприятии, чтобы снизить их чувствительность к возможным резким колебаниям процентных ставок.
2) Сокращение доли бонифицированных займов для последующего расширения базы воздействия монетарных властей.
3) Развитие кредитов по колеблющимся ставкам и снижение уровня трансформации краткосрочных ресурсов в долгосрочные, чтобы избежать повышения процентных ставок, слишком неблагоприятного для кредитных институтов.
4) Умеренные темпы "ползучей" инфляции или полное её отсутствие.
5) Существование развитого денежного рынка, рынка ценных бумаг, через которые банки могут иметь необходимую ликвидность, уровень которой обеспечивается и регулируется интервенцией центрального банка.
Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная политика.
Уровень и динамика процентных
ставок отражают степень деловой
активности в стране, темпы инфляции,
напряженность кредитного рынка
и воздействие внешних
Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой прибыли. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.
В настоящее время
существует множество видов процентных
ставок в зависимости от характера
и длительности ссуды, объекта кредитования,
платежеспособности заемщика и т.д.
Различают официальную
В ряде стран учетная ставка является официальной ставкой центрального банка и выступает основой для проведения дисконтной политики. Под дисконтной политикой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента, по которой происходит переучет векселей при необходимости обращения их в банковские кредиты. Так происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет контролировать предложение денег банками в полной мере, так как основное его предназначение в настоящее время значительно изменилось. Кроме того, изменение учетных (дисконтных) ставок не отражает того влияния, в котором могут быть уверены монетарные власти.
Стабильность учетных
ставок расценивается как стабильность
экономики небанковскими
Относительный уровень дисконтного процента определяет также величину свободных резервов, к которым стремятся банки. Действительно, если дисконтный процент, например выше нормы рыночного процента, учреждения, вынуждены в меньшей степени занимать у центрального банка, следовательно, увеличивать свои свободные резервы и меньше предоставлять кредиты.
Регулирование с "помощью" процентных ставок не следует смешивать с регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой банковской ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщиков.
Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно- кредитной политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.[4, ст. 126]
Определенная зависимость между ставками на краткосрочные и долгосрочные кредиты имеет наибольшее значение для крупных и средних предприятии, поскольку обусловливает инвестиционную политику.
В многообразии видов процентных ставок объективно существует разграничение на ставку дебитора, процент, устанавливаемый банками в качестве платы за предоставляемые кредиты, и ставку кредитора, процент, выплачиваемый банками в качестве вознаграждения за привлекаемые ресурсы. В целом процентные ставки как бы отражают два основных аспекта монетарной политики: контроль над центральной ставкой - ставкой денежного рынка, определяющей стоимость кредита и являющейся элементом, образующим поведение клиентов, и прямое фиксирование дебиторских и кредиторских ставок.
Спрос на банковский кредит не всегда эластичен относительно колебаний процентных ставок. Все зависит от соотношения номинальной и реальной процентных ставок, и особенно от уровня последней. Чтобы быть эффективной, денежно-кредитная политика должна поддерживать "реальный" процент положительным, что означает установление номинального процента в зависимости от ожидаемый темпов инфляции. Монетарные власти своей интервенцией на денежном рынке и политикой обязательных резервов регулируют процентные ставки на банковские кредиты.