Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в описании сущности денежно-кредитной политики, дать определение данной политике в Республике Беларусь и определить основные направления её развития.
Задачами данной курсовой работы является описание содержания и целей денежно-кредитной политики, структуры кредитной системы, инструментов денежно-кредитного регулирования, основных недостатков и путей совершенствования денежно-кредитной политики РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ЕЕ ТИПЫ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.3 ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 13
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
2.2 ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
3 ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКАДенежн.-кредит. регулирован.в условиях..doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Денежно-кредитные показатели. В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно - на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей.

Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе увеличился с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1 процента на 1 июля 2008 г., по рублевой денежной массе - с 13,5 до 14,1 процента.

В январе - июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей.

На 1 июля 2008 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальном определении оценивались в 5,55 млрд. долларов США и увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда - 4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно.

Параметры развития банковского сектора. В январе - июне 2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике - на 24,6 процента (на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте - на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).

На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8 процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам и иным активным операциям банков - 0,71 процента.

По итогам работы за первое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложилась на уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Функционирование платежной системы. В январе - июне 2008 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 27,9 млн. платежей на сумму 295 трлн. рублей, что на 11,6 процента по количеству и на 17,9 процента по сумме выше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде 2007 года, отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено.

Социально-экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109 - 111 процентов.

В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.

Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 - 12 процентов годовых.

Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит "овернайт", сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 - 15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках - 10 - 12 процентов годовых.

Денежно-кредитные показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 - 112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28 - 34 процента, рублевой денежной массы - на 32 - 40 процентов, широкой денежной массы - на 32 - 39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2 - 5,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 4,8 - 5,7 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе - до 24,5 процента.

Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 - 7,75 млрд. долларов США.

Проанализировав, можно сказать, что денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика - правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Она призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Тактические задачи денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.

Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение.

Современный коммерческий банк выполняет универсальные, многофункциональные кредитно-консультационные и другие банковские операции, диапазон которых довольно широк.

Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный Банк продаёт и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений.

При создании более благоприятных условий функционирования экономики, в частности, сокращении неденежных форм расчетов, активизации приватизации госсобственности, снижения объема теневого бизнеса, возврата ранее вывезенного капитала, возможно формирование более высокого роста спроса на белорусские рубли, в первую очередь, как средство сбережения.

Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь в настоящее время определяются рядом причин экономического порядка. Республика больше закупает продукции, чем вывозит, а своих золото - валютных резервов практически не имеет. Денежно-кредитная система находится в кризисном состоянии. Поэтому национальный банк проводит умеренно жёсткую денежно-кредитную политику: сокращение темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации курса белорусских денег по отношению к доллару, активизации инвестиционного процесса и др. Принят указ о сосредоточении валютных операций с населением в банках и финансовых учреждениях, осуществляется страхование валютных кредитов, укрепляется банковский надзор, отменена розничная торговля на иностранную валюту, курсы валют определяются национальным банком ежедневно в зависимости от спроса и предложения. Принимаемые меры направлены на укрепление денежной единицы, что будет способствовать оздоровлению экономики Беларуси.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.            Луссе А.В. Макроэкономика: краткий курс / Учебное пособие. - СПб: Питер,2001- 240 с.

2.            Основы экономической теории: Учеб. пособие: 2-е изд.,испр. / В.Л.Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черненко и др.; Под ред. В.Л,Клюни. - Мн.: ИП ”Экоперспектива”, 1998. - 336 с.

3.            Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылёва, С.П. Гурко. Мн., 1996.  – 360 с.

4.            Доллан Э.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.; Л., 1991. – 412 с.

5.            Шимова О.С. Итоги реализации и задачи совершенствования Национальной стратегии устойчивого развития. // Белорусский экономический журнал. - №2, 2002 г. (с.27)

6.            Ракова Е.Ю. Направления совершенствования государственного регулирования потребительских цен в Республике Беларусь. // Белорусский экономический журнал. – 2002. –  №2. – С. 73

7.            Наварко Г. Кредитование частного сектора в Республике Беларусь. - Банковский Вестник. – 2000. – №40 – С. 7

8.            Самец К. Основные направления совершенствования государственной ценовой политики. // Главный бухгалтер. - №14, 2002 г. (с.49)

          9.   Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий. //        Белорусский экономический журнал. - №1, 2001 г. (с.16)

10.       Шимова О.С. Белорусский экономический журнал. №2 2002 (с.29.)

11.       Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 августа 2008 г. N 460 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2009 ГОД»

12.       Информационно-правовое агентство Ренистр.  www.iparegistr.com

 



Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации