Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в описании сущности денежно-кредитной политики, дать определение данной политике в Республике Беларусь и определить основные направления её развития.
Задачами данной курсовой работы является описание содержания и целей денежно-кредитной политики, структуры кредитной системы, инструментов денежно-кредитного регулирования, основных недостатков и путей совершенствования денежно-кредитной политики РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ЕЕ ТИПЫ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.3 ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 13
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
2.2 ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
3 ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКАДенежн.-кредит. регулирован.в условиях..doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Так, Центральный Банк может избирать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определённых пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидным и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определённые противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры. 

Таким образом, денежно-кредитная политика - правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Она призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

 

1.3 Типы денежно-кредитной политики

 

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объёма кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, Денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

2             Виды денежно-кредитной политики и возможности ее регулирования

 

2.1    Виды денежно-кредитной политики

 

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег». Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя эту политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег». Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

2.2 Возможности  регулирования денежно-кредитной политики

 

При разработке и реализации денежно-кредитной политики центральные банки стран СНГ сталкиваются с рядом проблем, обусловленных спецификой переходного периода.

Проведение эффективной денежно-кредитной политики требует создания рыночной банковской системы. Банковская система ССР состояла из Центрального банка и ряда государственных специализированных банков. С началом рыночных реформ последние были превращены в коммерческие банки, появились новые частные банки. Чтобы они могли действенно функционировать в условиях рынка, необходимо было заново создать практически всю организационно- правовую и операционную структуру.

Слабость банковской системы осложняет проведение денежно-кредитной политики. Банки, которые не в состоянии контролировать свои балансы, менее чувствительны к изменению норм обязательных резервов и уровня процентных ставок. При наличии неплатежеспособных банков введение рыночных механизмов может приводить к злоупотреблениям, к тому, что эти банки с целью избегания неликвидности могут пойти на заимствования по весьма высокой цене.

В переходной экономике одна из основных проблем—создание рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. Их введение тормозится неразвитостью финансовых рынков, слабостью банковской системы, общей макроэкономической нестабильностью. Так, недостаточное развитие фондового рынка не позволяет в полной мере использовать такой оперативный инструмент денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке.

Осуществление косвенного контроля над денежно-кредитной сферой достигается постепенно, причем темпы этого процесса в разных странах различны. В связи с инфляцией страны в переходный период, как правило, проводят жесткую денежно-кредитную политику. Она ведет к разорению неэффективно работающих предприятий, неблагополучных банков. В этих условиях в некоторых странах возможны временные отступления от такого курса, принятие популистских мер по поддержке государственных предприятий, проблемных банков путем выдачи льготных кредитов, субсидий, т.е. инфляционным путем. Центральные банки должны добиваться последовательного проведения жесткой денежно-кредитной политики, т.к. в долгосрочном периоде выгоды от низкой инфляции перевешивают издержки, связанные с ее достижением.

В последние годы темпы инфляции в странах СНГ резко снизились. Однако последствия высокой инфляции ощущаются до сих пор. Это проявляется в том числе и в высокой скорости обращения денег. Увеличение темпов инфляции сопровождается быстрым и неравномерным ростом скорости обращения денег. В такие периоды реальный спрос на деньги сокращается, как правило, до минимума, необходимого для проведения операций. При снижении темпов инфляции он какое-то время остается пониженным. Высокая скорость обращения денег затрудняет контроль над денежной массой.

Проведение денежно-кредитной политики осложняет проблема значительной просроченной задолженности предприятий, характерная для стран СНГ. Просроченная задолженность влияет на сроки платежей, получение выручки, что искажает реальный спрос на деньги и затрудняет контроль над денежно-кредитной сферой.

Во многих странах для активов банков характерен большой объем ссуд с длительными сроками погашения, низкими фиксированными процентными ставками (по с\х, на жилищное строительство), безнадежных ссуд, что осложняет процесс либерализации процентных ставок, подрывает роль последних в регулировании денежного рынка.

Большой объем в активах банков вышеперечисленных ссуд, а также высокие административные издержки, являющиеся следствием неэффективности банковской системы в период ее формирования, приводят к тому, что банки несут высокие издержки, обусловленные спецификой переходного периода. Банки стремятся переложить их на клиентов, что приводит к значительному разрыву между ставками депозитов и кредитов. Существует и множество других проблем, связанных с долларизацией экономики, особенно на первом этапе переходного периода; притоком капитала в страны СНГ и т.д., в решении которых денежно-кредитная политика играет огромную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Основные недостатки, пути и способы совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

         Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В настоящее время денежно-кредитная политика РБ имеет свои недостатки и достоинства. К достоинствам относятся:

1.      Гибкость и быстрота;

2.      Независимость от политического давления;

Однако применение денежно-кредитной политики в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей из-за наличия следующих недостатков:

1.      Циклическая ассиметрия. Политика «дорогих денег», если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики «дешевых денег» сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической ассиметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;

2.      Изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег приведет к снижению процентной ставки. Но когда процентная ставка понизится, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро.

3.      Влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции.

Национальный банк Республики Беларусь в период с 1992г. и по настоящее время в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денежно-кредитную политику. В последние годы ее основными целями были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В соответствии с данными целями Национальный банк, начиная с 2000г., проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику.

В январе - июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.

В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. N 687.

Курсовая политика. Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2008 г. составил 2125 рублей за 1 доллар США и с начала 2008 года укрепился на 1,2 процента.

Процентная политика. Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе - июне 2008 г. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых.

Для регулирования ставки межбанковского рынка Национальным банком использовались как постоянно доступные инструменты (кредит и депозит "овернайт", сделки СВОП), так и аукционные операции. В первом полугодии 2008 г. уровень ставок по постоянно доступным инструментам, а также нормативы обязательных резервов не изменялись.

Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе - июне 2008 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,2 процента годовых, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в январе - июне 2007 г.; по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц - 9,5 процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации