Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в описании сущности денежно-кредитной политики, дать определение данной политике в Республике Беларусь и определить основные направления её развития.
Задачами данной курсовой работы является описание содержания и целей денежно-кредитной политики, структуры кредитной системы, инструментов денежно-кредитного регулирования, основных недостатков и путей совершенствования денежно-кредитной политики РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ЕЕ ТИПЫ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 5
1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.3 ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 13
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 22
2.2 ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
3 ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКАДенежн.-кредит. регулирован.в условиях..doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Прежде всего выделим ценные бумаги правительства, которые используется при дефицитно финансировании бюджета.

Основными держателями ценных бумаг такого рода обычно выступают банки и финансовые компании, которые приобретают их за счет собственных средств или по поручению крупных клиентов. Инициатором купли-продажи ценных бумаг на открытом рынке в таком случае выступает ЦБ.

Операции на открытом финансовом рынке – это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки. Скупая ранее выпущенные ценные бумаги  правительства, ЦБ изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки, улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М, т.е. увеличивается объем денежного предложения.

При скупке ценных бумаг на вторичном рынке увеличиваются избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков. Денежное предложение возрастает (см. положение линии  на рис. 2). При продаже ЦБ своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из оборота деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается (см. положение линии S на рис. 2).

Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать  на быстрое достижение быстрого результата. Важно то, что могут осуществляться по инициативе ЦБ, поэтому есть возможность контролировать достижение соответствующего взаимодействия на денежно-кредитную сферу. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент.

Рисунок 2. Изменение объема денежного предложения под воздействием операций ЦБ с ценными бумагами.

Они легко обратимы. За счет дозировки  объема операций возможно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Не случайно операции с ценными бумагами на открытом рынке рассматривается как инструмент активного воздействия на денежно-кредитную политику.

Предоставление Центральным Банком займа коммерческому банку для пополнения резервов последнего по учётной ставке (ставке рефинансирования) по определению приводит к росту резервов коммерческих банков и, соответственно, к росту денежной базы.

Аналогичное влияние оказывают и займы правительству, так как счета правительства находятся на обслуживании в соответствующих “уполномоченных банках”.

Влияние изменения величины прочих активов зависит от их доли в общем объёме активов. В странах с развитой экономикой (и стабильной финансовой системой) их доля настолько незначительна, что практически любым изменением их величины можно пренебречь. В странах с менее стабильной финансовой системой, в особенности если разграничения полномочий между Центральным Банком и правительством чётко не зафиксированы, величина прочих активов может быть достаточно велика.

Изменение количества наличных денег в обращении может быть произведено самым простым способом - путём денежной эмиссии. Вопрос заключается в том, является ли денежная эмиссия самостоятельным инструментом денежно-кредитной политики Центрального Банка либо технической процедурой по приведению величины денежной массы в соответствие с потребностями экономики. Ответ на этот вопрос во многом зависит от взгляда на роль денежно-кредитной политики.

Изменение величины резервов коммерческих банков непосредственно зависит от политики Центрального Банка и является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики.

Изменение и величины наличных денег в обращении, и величины резервов коммерческих банков приводит к изменению денежной базы, или денег высокой эффективности, хотя по-разному влияет на изменение структуры денежной массы.

Изменение величины депозитов правительства по понятным причинам нельзя отнести в полной мере к инструментам политики Центрального Банка, однако Центральный Банк должен постоянно отслеживать величину чистой задолженности правительства, представляющей собой разницу между займами и депозитами правительства. В некоторых странах, например в Италии, Австрии и некоторых других, величина чистой задолженности правительства (или величина займов правительству) ограничена законодательно, в других странах определяется на основе закона о бюджете или ежегодных соглашений.

При этом величина чистой задолженности правительства в значительной степени зависит от того, где обслуживаются счета правительства (как федерального, так и местных бюджетов).

 

Изменением величины прочих пассивов можно пренебречь в странах с развитой экономикой и финансовой системой, так как, во-первых, их доля в общем объёме пассивов, как правило, невелика и, во-вторых, агрегаты, составляющие прочие пассивы, как правило, не связаны с денежным предложением.

В некоторых странах Центральный Банк имеет право выпускать собственные обязательства помимо банкнот, сумма размещённой эмиссии которых также отражается в составе прочих пассивов.

Так как любое изменение в активе баланса Центрального Банка в силу принципа двойной записи должно сопровождаться соответствующим изменением в пассиве баланса и наоборот, то суммарное изменение активов должно быть равно суммарному изменению пассивов и чистого сальдо.

Денежная эмиссия означает рост наличных денег в обращении. В современной экономике изменение количества наличных денег собственно не является инструментом, непосредственно используемым для влияния на экономическую конъюнктуру, то есть элементом стабилизационной политики. Скорее изменение величины наличности лишь отражает действие других инструментов денежно-кредитной политики, так как любая эмиссия должна быть обеспечена соответствующими активами Центрального Банка. Какими именно активами - ценными бумагами правительства, валютными или золотыми резервами или иными активами - определяется законодательством страны.

Дело в том, что существуют институционально определённые каналы, по которым наличные деньги доходят до экономических субъектов, поэтому единственный способ довести прирост наличности до субъектов, минуя институциональные каналы, заключается в их бесплатной раздаче. В силу сказанного денежную эмиссию необходимо рассматривать как техническую операцию, а размер эмиссии должен быть привязан к росту спроса на наличность.

Следует также отметить, что в ряде стран законодательно установлены верхние пределы денежной эмиссии, а также специально оговариваются условия обеспечения эмиссии соответствующими активами (от золота до коммерческих векселей).

Резервная политика заключается в том, что Центральный Банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.

Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки.

Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения, обусловленные как институциональными факторами, так и состоянием конъюнктуры финансового рынка.

Так, повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению (увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная величина резервов. Однако такое уменьшение (увеличение) не может произойти достаточно быстро по причинам институционального характера, поэтому единственный быстро достижимый результат проявляется в изменении величины избыточных резервов коммерческих банков. Однако при определённых условиях на изменение величины избыточных резервов банковская система может отреагировать и достаточно нейтрально, то есть не меняя величину предложения денег.

Например, если финансовый рынок характеризуется такими параметрами, как повышенная степень риска и высокие процентные ставки, то коммерческие банки стараются проводить очень осторожную кредитную политику. При этом спрос на кредит из-за высоких ставок процента низок. И если другие возможности для проведения активных операций для банков исчерпаны, то рост избыточных резервов может и не привести к росту кредита (если снижение ставок процента, вызванное ростом избыточных резервов, окажется недостаточным) и соответственно к росту предложения денег.

Таким образом, резервная политика не является инструментом гибкого и оперативного управления денежным предложением. Кроме того, и страховая функция обязательного резервирования в последнее время снижается, так как в большинстве стран введена практика обязательного страхования депозитов. Недаром в современной практике управления банковской сферой наблюдается снижение роли этой политики: имеет место устойчивая тенденция к снижению нормы обязательных резервов при отсутствии резких колебаний её величины, при этом сокращается дифференциация ставок резервирования по видам депозитов. Банк Англии вообще с 1981 г. отменил обязательное резервирование, строя свою политику взаимоотношений с коммерческими банками на основе соглашений.

Резервная политика используется целым рядом стран для ограничения притока “горячих денег” из-за рубежа, точнее, для ограничения дестабилизирующего воздействия такого притока на национальный денежный рынок. С этой целью по вкладам иностранцев устанавливаются повышенные нормы обязательного резервирования. Тем самым Центральный Банк контролирует “внешние  резервы”, а также сдерживает рост национальной валюты, который оказывает негативное влияние на чистый экспорт страны.

Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая - увеличивает.

Характер влияния валютной политики на предложение денег в значительной степени определяется институциональными факторами.

В условиях жёсткого валютного курса и обязательной продажи валютной выручки рост чистого экспорта сопровождается ростом денежной массы, так как прирост иностранной валюты скупается Центральным Банком по фиксированному курсу, снижение чистого экспорта соответственно приводит к сужению денежного предложения.

В условиях либерально организованного валютного рынка, то есть при плавающем валютном курсе и при возможности для резидентов полностью контролировать движение средств на своих валютных счетах, влияние изменения количества валюты на величину денежной массы может быть самым различным. Так, если вся валюта будет скупаться Центральным Банком, а любая потребность в валюте будет удовлетворяться за счёт её покупки у ЦБ, то мы будем иметь случай, описанный выше. Если же Центральный Банк не будет вмешиваться в валютные операции, то и последствий для денежного предложения это иметь не будет.

Однако, как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики является не регулирование денежного предложения, а поддержка устойчивого курса национальной валюты.

Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный Банк продаёт и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений.

Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном её влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы, и соответственно - денежную массу, покупая, наоборот - увеличивает.

Учётная политика представляет собой классический инструмент в практике центральных банков. Суть учётной политики состоит в том, что Центральный Банк устанавливает определённый процент, называемый учётной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности её получения различаются по странам.

Термин “учётная ставка” означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются векселя, то есть учётная ставка представляет собой сумму процента за время, прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку до момента его погашения.

Учётная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учётную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического роста страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды роста экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Однако влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк исходит из более “приземлённых” соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее цели, направления и механизм реализации