Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и типов денежной системы государства, ее элементов, как общая цель работы, а также анализ денежной системы Республики Беларусь, как частная цель задачи.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием денежная система государства;
2) раскрыть историю и особенности развития денежной системы Республики Беларусь;
3) проанализировать показатели денежной системы Республики Беларусь;
4) охарактеризовать механизм регулирования денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и элементы денежной системы страны …………………………... 5
1.1 Понятие и типы денежных систем ………………………………….... 5
1.2 Элементы денежной системы ………………………………………… 9
1.3 Национальная и международная денежные системы …………...… 12
2. История и особенности развития денежной системы
Республики Беларусь …………………………………………….…………. 13
3 Механизм регулирования денежной системы Республики Беларусь …… 22
Заключение ………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников ……..……………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Денежная система РБ 2013 БРУ.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Исходя  из  ситуации,  складывающейся  на  денежных  рынках  в  течение  2011  года, процентные  ставки  по  постоянно  доступным  и  двусторонним  операциям  поддержки ликвидности, формирующие  верхнюю границу  колебаний процентных ставок   на однодневном рублевом  межбанковском рынке,  были  увеличены с 16  до  70 процентов годовых. Процентные ставки, формирующие нижнюю границу, были увеличены с 7 до 30 процентов годовых. Процентные ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности были приближены к верхней границе процентного коридора. Наряду с этим процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их значение с 11 до 70 процентов годовых. [18]

 

3) Денежно-кредитные показатели.

В 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей), широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.

Коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 января 2010 г., по широкой  денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.

Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).

На конец 2009 года международные  резервные активы в определении  Специального стандарта распространения  данных Международного валютного фонда  оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы  – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей. [20]

Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической  политики позволила в 2010 году увеличить  коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

Международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2010 год увеличилась 1,57 млрд. долларов США, или на  10,2% до $4604 млрд.

Сохранение  высоких  темпов роста внутреннего спроса в течение 2010 года наряду с внешним  энергетическим шоком в  I квартале 2011 г., обусловленным  увеличением  цен на  импортируемый  природный  газ,  вызвали  нарастание  внешних  дисбалансов,  что  в условиях  сокращения  доступа  к  внешнему  финансированию  привело  к  дестабилизации макроэкономической  ситуации,  росту  давления  на  национальную  валюту,  быстрому сокращению золотовалютных резервов.

В течение 2011 года в банковской системе наблюдался преимущественно  дефицит ликвидности. Объем операций, совершаемых банками на межбанковском  рынке,  в  2011  году  составил  186,2  трлн.  рублей  (в  2010  году  –  109,8 трлн.  рублей).  Срочная структура  межбанковского  рынка  не претерпела  существенных изменений:  по-прежнему более  80  процентов  составляли  однодневные  межбанковские  кредиты.  Удельный  вес операций с банками-нерезидентами на рублевом межбанковском рынке в 2011 г. снизился и составил 1,76 процента (в 2010 г. – 2,33 процента, в 2009 г. – 2,99 процента).

Кроме  того,  в  2011  году  банки  продолжили  практику  привлечения-размещения ресурсов  на  межбанковском  рынке  в  национальной  валюте  посредством  сделок  РЕПО. [20]

Удельный  вес  такого  рода  операций  в  отчетном  периоде  несколько  увеличился  и  в среднем по остатку задолженности  составлял 30,5 процента (в 2010 году – 29 процентов). 

Международные резервные  активы Республики Беларусь за 2011 год ( на 1 января 2012 года) достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг. [20]

Действия Национального  банка Республики Беларусь в 2012 году были направлены на поддержание монетарной стабильности в стране и формирование условий для сбалансированного развития экономики. Приоритетом денежно-кредитной политики установлена ценовая стабильность (в 2012 году – снижение инфляции до 22 процентов).

Для достижения данной цели проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.

Результатом стало существенное замедление инфляции. За 2012 год потребительские цены выросли на 21,8 процента против 108,7 процента за 2011 год.

Золотовалютные резервы  Республики Беларусь увеличились по итогам года на 179 млн. долларов США  и на 1 января 2013 г. составили 8,1 млрд. долларов США. [20]

В 2012 году продолжилась конструктивная работа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС и МВФ, в ходе взаимодействия с которыми вырабатывались совместные стабилизационные меры для экономики Республики Беларусь.

Достигнутые в 2012 году результаты являются последовательным шагом в  обеспечении ценовой стабильности и создании финансовых условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь.

 

Обобщая все изложенное выше, можем сделать следующие обобщающие выводы, характеризующие состояние денежно-кредитной сферы в Республике Беларусь за 2009-2012 годы:

В 2009 г. в результате воздействия  внешних факторов, связанных с  мировым финансово-экономическим  кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с 2008 годом  характеризовалась замедлением  темпов экономического роста, снижением  инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.

В 2010 году денежно-кредитная  политика была направлена на поддержку  внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития. Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволила в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 27,2 процента.

2011 год был сложным  как для всей экономики Республики  Беларусь, так и для банковского  сектора. На протяжении ряда  лет в республике активно стимулировался  рост производства для решения  первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления  сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

В 2012 году происходило  оздоровление экономики после кризисных  явлений прошлого года. Реформы, начатые  в 2011 году, значительно уменьшили  дисбалансы в экономике Республики Беларусь и заложили предпосылки  ее дальнейшего устойчивого развития.

В 2012 году экономика Беларуси вошла в состояние сбалансированного развития, характеризующиеся существенным снижением уровня инфляции, стабилизацией и предсказуемостью обменного курса рубля, положительным сальдо внешней торговли товарами и услугами, улучшением состояния платежного баланса и другими позитивными изменениями. Благоприятно сказалось и вступление Беларуси в Единое экономическое пространство.

В качестве показательного примера можно привести данные по инфляции в республике за последние  годы.

Так, уровень зарегистрированной инфляции в Республике Беларусь за 2009 – 2012 годы можем проиллюстрировать в виде следующей таблицы.

 

Год

2009

2010

2011

2012

Значение инфляции,

в процентах  к предыдущему году

10,1

9,9

108,7

21,8


Источник: собственная  разработка.

 

Нормальным уровнем инфляции считается среднегодовой темп роста цен на 5-6%. В случае инфляции в 6-10% необходимо принимать специальные ограничительные меры.

Видим, что в республике показатель уровня инфляции в 2009 и в 2010 годах находился на границе  порогового значения. В 2011 году в республике была отмечена гиперинфляция, достигшая по итогам года значения в 108,7 %, тем самым существенно превысив пороговое значение.

В 2012 году показатель уровня инфляции составил 21,8 %. Данное значение также существенно превышает пороговое значение. Однако, если учесть кризисный 2011 год, можно говорить о серъезном улучшении в данном направлении.

К концу 2013 года Правительством республики поставлена достаточно правильная и амбициозная цель по снижению инфляции до 12%. Видим, что в данном направлении со стороны руководства республики предпринимаются шаги по стабилизации инфляции.

Социально-экономическое  развитие Республики Беларусь в 2012 году характеризуется относительно стабильным функционированием экономики и  ростом большинства макроэкономических показателей по сравнению с прошлым 2011 годом.

Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в 2012 г., являются:

● замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года;

● улучшение внешнеторгового сальдо и достижение его положительного уровня;

● превышение предложения  над спросом на внутреннем валютном рынке;

● рост золотовалютных резервов государства;

● снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального  банка (при сохранении положительных реальных ставок);

● значительный рост срочных  рублевых депозитов населения в  банках;

● снижение долларизации экономики.

В то же время наблюдалось:

● увеличение наличных денег  в обращении;

● избыточные объемы ликвидности  на денежном рынке. [20]

Реализованные Национальным банком совместно с Правительством меры позволили снизить интенсивность  инфляционных процессов.

Вместе с тем следует  признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек  до завершения. Так, объемы прироста кредитной эмиссии превышают официальные темпы прироста реального ВВП; не всегда платежеспособны государственные предприятия; остается высоким удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий; не в должной мере учитывается белорусская специфика банковского дела и др. В создавшихся условиях цели и задачи денежно-кредитной политики не могут ограничиваться традиционными монетаристскими установками. Необходимо обеспечить реализацию направлений трансформации макросистемных свойств, а именно:

- способствовать развитию приоритетных для Республики Беларусь отраслей и секторов экономики, повышению инвестиционной активности в целом;

- осуществить замещение неплатежей и бартера денежными расчетами;

- повышать доверие к банковской системе, развивать безналичные системы платежей и др.

В целях преодоления  платежного кризиса, оздоровления финансового  положения производственных предприятий  и государства, создания условий  для повышения инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового  кризиса должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения. [24]

Во-первых, должны быть устранены  основные причины демонетизации  экономики, платежного кризиса и  неудовлетворительного финансового положения большей части производственных предприятий. Это решается путем перехода от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Для этого наряду с  действующими каналами денежной эмиссии  необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платежеспособности крупных и средних предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики, приведения ее в соответствие с задачами демонетизации экономики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь