Денежная система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и типов денежной системы государства, ее элементов, как общая цель работы, а также анализ денежной системы Республики Беларусь, как частная цель задачи.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием денежная система государства;
2) раскрыть историю и особенности развития денежной системы Республики Беларусь;
3) проанализировать показатели денежной системы Республики Беларусь;
4) охарактеризовать механизм регулирования денежной системы Республики Беларусь.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и элементы денежной системы страны …………………………... 5
1.1 Понятие и типы денежных систем ………………………………….... 5
1.2 Элементы денежной системы ………………………………………… 9
1.3 Национальная и международная денежные системы …………...… 12
2. История и особенности развития денежной системы
Республики Беларусь …………………………………………….…………. 13
3 Механизм регулирования денежной системы Республики Беларусь …… 22
Заключение ………………………………………………………………………… 35
Список использованных источников ……..……………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Денежная система РБ 2013 БРУ.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Денежный агрегат М2 - денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юрлиц в рублевых ценных бумагах) - на 1 июня 2013 года составил Br75,552 трлн, увеличившись на 15,2% с начала года (в мае на 4,3%). Рублевый эквивалент валютных депозитов в мае снизился на 1,6%, с начала года вырос на 0,6% и на 1 июня составил Br88,765 трлн. [20]

 

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит  из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих  функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах.

Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми  видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием  хозяйственной деятельности своих клиентов.

На 1 января 2013 г. банковский сектор Беларуси включал 32 банка: ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", ОАО "Паритетбанк", ОАО "БПС-Сбербанк" "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "Белорусский народный банк", Cовместное белорусско—российское ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "АБСОЛЮТБАНК", ЗАО "Акционерный банк реконверсии и развития", ЗАО "Минский транзитный банк", ОАО "Технобанк", "Франсабанк" ОАО, ЗАО "Трастбанк", ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ЗАО "Альфа–Банк", ОАО "Банк Москва–Минск", ЗАО "Дельта Банк", ЗАО "Кредэксбанк", ОАО "Международный резервный банк", ОАО "Хоум Кредит Банк",  ЗАО "БТА Банк", ЗАО "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк", ЗАО "Акционерный коммерческий Банк "БЕЛРОСБАНК", ЗАО "Сомбелбанк", ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса", ЗАО "Банк торговый капитал",  ЗАО "Цептер Банк", ЗАО "Евробанк", ЗАО "Онербанк", ЗАО "Банк Инвестиционных Технологий". [20]

Иностранный капитал присутствовал  в уставных фондах 25 банков, в 8 из которых он составлял 100 процентов. В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из них 3 банка с преобладающим участием иностранного капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды, США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк" (Иран).

Минимальный размер уставного  фонда для регистрации коммерческого  банка составляет 5 млн. евро. Который  должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации.

К важнейшим  функциям коммерческих банков традиционно относятся:

• аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

• обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

• кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;

• учет векселей и операции с ними;

• хранение финансовых и материальных ценностей;

• доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать  государственные программы и  мероприятия. [20]

Эффективная и устойчивая работа банков — необходимое условие  нормального функционирования экономики. Особые требования к банковской системе предъявляются в период перехода страны к рыночным отношениям. Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глубинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преимущественно горизонтальному движению на финансовом рынке. [16, с. 542]

В условиях открытого  типа экономики ключевое значение в  процессе достижения финансовой стабилизации и экономического роста принадлежит режиму валютного курса. Валютный курс соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны.

С 1993 г. официальный курс белорусского рубля устанавливается  Национальным банком по отношению к  свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он формируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара США. В соответствии с номинальным курсом Национальный банк устанавливает индекс реального курса белорусского рубля к иностранной валюте. Данный индекс характеризует изменение за определенный период времени по отношению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скорректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).

Важным элементом денежной системы Республики Беларусь являются валютные ограничения — система  государственных мер, регламентирующих порядок осуществления операций резидентов и нерезидентов с валютными  ценностями. Они вводятся в целях  выравнивания и оптимизации платежного баланса Республики Беларусь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Для достижения поставленных целей, а также ограничения оттока капитала из страны применяются следующие формы валютных ограничений: регулирование текущих валютных операций, которые отражаются по текущему счету платежного баланса; регулирование связанных с движением капитала валютных операций, которые отражаются по капитальному счету; регулирование внутреннего оборота валютных ценностей. [16, с. 543]

Национальному банку  предоставлено право устанавливать  ограничения по проведению отдельных  текущих валютных операций. В частности; обязательная продажа иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке  республики осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями резидентами в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком, через банки на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Обязательная продажа валютной выручки на современном этане развития экономики способствует поддержанию уровня золотовалютных резервов и сокращению отрицательного сальдо платежного баланса страны. В условиях кризисных изменений внешних рынков могут вводиться и другие валютные ограничения.

В рамках регулирования  внутреннего оборота валютных ценностей  применяются количественные ограничения  покупки-продажи населением наличной иностранной валюты, запрет валютного  кредитования физических лиц, установление перечня реализуемых за иностранную валюту товаров, что способствует сокращению расчетов в иностранной валюте на территории страны и создает механизмы наращивания расчетов в белорусских рублях.

Золотовалютные резервы (ЗВР) являются одним из ключевых элементов  денежной системы. Международные резервы Республики Беларусь это высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, которые могут быть оперативно использованы для проведения интервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и т.д. [16, с. 544]

 

 

 

 

 

 

 

3 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Денежно-кредитное регулирование  в Республике Беларусь осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываются и утверждаются правлением Национального банка Республики Беларусь.

Выбор конкретных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Национальным банком осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Основными инструментами и методами для реализации денежно-кредитной политики Национального банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.

Для регулирования ликвидности  банковской системы Национальный банк активно использует такой инструмент денежно-кредитной сферы, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. При этом с кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. [24]

Вторым инструментом регулирования денежно-кредитной сферы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных бумаг Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств (ГКО и ГДО). Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже  государственных ценных бумаг Национальный банк устанавливает льготные курсы  по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Третьим инструментом регулирования  является операции на открытом рынке, который в отличии от других методов, оказывает быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка Беларуси исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Национальный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения.

Выпуск государственных  ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности  использования денежных средств  непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют  спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг. [24]

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы  Национальный банк активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют  Национальному банку оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого Национальный банк Беларуси регулирует денежно-кредитную сферу, является процентная политика по операциям Национального банка Беларуси, т.е. политика учетной ставки. Под учетной ставкой понимают процент, под который Национальный банк предоставляет кредиты банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Причем Национальный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто  имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную  ставку устанавливает Национальный банк. Уменьшение ее делает для банков займы резервных фондов дешевыми. Банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной  ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь