Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:56, курсовая работа
Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система пред¬ставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элемен¬тов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов, ко¬торое с течением времени происходит в результате взаимодей¬ствия объектов в различных процессах и с внешней средой.
Теоретическая часть
Введение
1. Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС
2. Функциональные подсистемы ЭИС
3. Обеспечивающие подсистемы ЭИС
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы
ГОУ ВПО
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Экономика транспорта»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Декомпозиция экономических информационных систем
Выполнила:
Проверила:
Хабаровск
2007
Содержание
Теоретическая часть
Введение
1. Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС
2. Функциональные подсистемы ЭИС
3. Обеспечивающие подсистемы ЭИС
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы
Введение
Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентндсти, то есть целостности системы на основе об
щей структуры, когда поведение отдельных объектов рассмат-
ривается с позиции функционирования всей системы;
• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функциони
рования системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости
посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответ
ствии с изменением целей системы.
С позиций кибернетики процесс управления системой как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.
Декомпозиция ЭИС
Понятие и классификация ЭИС
Декомпозиция ЭИС -разделение системы на отдельные подсистемы, каждая из которых может рассматриваться как система. Преимущество заключается в том, что взаимодействие системы в целом многофункциональней, нежели взаимодействие отдельных подсистем.
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
• планирование- функция, определяющая цель функционирова
ния экономической системы на различные периоды времени
(стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет - функция, отображающая состояние объекта управле
ния в результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль - функция, с помощью которой определяется откло
нение учетных данных от плановых целей и нормативов;
• оперативное управление - функция, осуществляющая регули
рование всех хозяйственных процессов с целью исключения
возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
• анализ - функция. определяющая тенденции в работе эконо
мической системы и резервы, которые учитываются при пла
нировании на следующий временной период.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую, систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,"предназначенной для выполнения функций управления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки.
ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:
• полнота и достаточность информации для реализации функ
ций управления;
• своевременность предоставления информации;
• обеспечение необходимой степени достоверности информа
ции в зависимости от уровня управления;
• экономичность обработки информации: затраты на обработ
ку данных не должны превышать получаемый эффект;
• адаптивность к изменяющимся информационным потребнос
тям пользователей.
В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем :
• системы обработки данных (EDP - electronic data processing);
информационная система управления (MIS - management
information system);
система поддержки принятия решений (DSS - decision support
system).
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет.Ктаким задачам относятся формирование стратегических цел планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:
• упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате спе-циализации групп проектировщиков по подсистемам;
• упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соот-ветствии с очередностью выполнения работ;
• упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации ра-ботников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности эргономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделении экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
Функциональные подсистемы ЭИС
Функциональная подсистема представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с чётко определенным множеством водной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учёт прихода материалов и т. д.).
функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам:
• предметному;
• функциональному;
• проблемному;
. смешанному (предметно-функциональному).
Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы,соответствующие управлению отдельными ресурсами:
- управление сбытом готовой продукции
-управление производством
-управление материально-техническим снабжением
-управление финансами
-управление персоналом.
Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:
-планирование
-регулирование
-учет
-анализ
На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ЭИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия.
Функциональный принцип:
• перспективное развитие (ПР);
• технико-экономическое планирование (ТЭП);
• бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ
иАХД).
Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):
• техническая подготовка производства (ТПП);
• управление основным производством (УОЩ;
• управление вспомогательным производством (УВП);
• управление качеством продукции (УКП);
• управление материально-техническим снабжением (УМТС);
Информация о работе Декомпозиция экономических информационных систем