Декомпозиция экономических информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:56, курсовая работа

Краткое описание

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система пред¬ставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элемен¬тов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов, ко¬торое с течением времени происходит в результате взаимодей¬ствия объектов в различных процессах и с внешней средой.

Оглавление

Теоретическая часть
Введение
1. Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС
2. Функциональные подсистемы ЭИС
3. Обеспечивающие подсистемы ЭИС
Заключение
Расчетная часть
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

k.r._informatika.doc

— 320.50 Кб (Скачать)


ГОУ ВПО

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Декомпозиция экономических информационных систем

 

 

 

 

 

Выполнила:

   Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

Содержание

 

 

Теоретическая часть

 

Введение

 

1.      Декомпозиция ЭИС. Понятие и классификация ЭИС

2.      Функциональные подсистемы ЭИС

3.      Обеспечивающие подсистемы ЭИС

 

Заключение

Расчетная часть

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система пред­ставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элемен­тов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Для системы характерно изменение состояний объектов, ко­торое с течением времени происходит в результате взаимодей­ствия объектов в различных процессах и с внешней средой. В ре­зультате такого поведения системы важно соблюдение следую­щих принципов:

•    эмерджентндсти, то есть целостности системы на основе об­
щей структуры, когда поведение отдельных объектов рассмат-
ривается с позиции функционирования всей системы;  

•    гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функциони­
рования системы и достижения общей цели;

•    адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости
посредством воздействия на элементы системы;

•    обучаемости путем изменения структуры системы в соответ­
ствии с изменением целей системы.

С позиций кибернетики процесс управления системой как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, свя­зывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.

 

 

 

Декомпозиция ЭИС

Понятие и классификация ЭИС

Декомпозиция ЭИС -разделение системы на отдельные подсистемы, каждая из которых может рассматриваться как система. Преимущество заключается в том, что взаимодействие системы в целом многофункциональней, нежели взаимодействие отдельных подсистем.

В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической дея­тельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйствен­ных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспо­могательное производство, снабжение, сбыт и др.).

Система управления представляет собой совокупность взаи­модействующих структурных подразделений экономической си­стемы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и дру­гие отделы), осуществляющих следующие функции управления:

•   планирование- функция, определяющая цель функционирова­
ния экономической системы на различные периоды времени
(стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

•   учет - функция, отображающая состояние объекта управле­
ния в результате выполнения хозяйственных процессов;

•   контроль - функция, с помощью которой определяется откло­
нение учетных данных от плановых целей и нормативов;

•   оперативное управление - функция, осуществляющая регули­
рование всех хозяйственных процессов с целью исключения
возникающих отклонений в плановых и учетных данных;

•   анализ - функция. определяющая тенденции в работе эконо­
мической системы и резервы, которые учитываются при пла­
нировании на следующий временной период.

Экономическая информационная система (ЭИС) представля­ет собой совокупность организационных, технических, программ­ных и информационных средств, объединенных в единую, систе­му с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,"предназначенной для выполнения функций управ­ления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки.

ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания пла­нов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

•    полнота и достаточность информации для реализации функ­
ций управления;

•    своевременность предоставления информации;

•    обеспечение необходимой степени достоверности информа­
ции в зависимости от уровня управления;

•    экономичность обработки информации: затраты на обработ­
ку данных не должны превышать получаемый эффект;

•    адаптивность к изменяющимся информационным потребнос­
тям пользователей.             

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (опе­ративном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем :

•              системы обработки данных (EDP - electronic data processing);

информационная система управления (MIS - management

information system);

система поддержки принятия решений (DSS - decision support

system).

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подго­товки стандартных документов для внешней среды (счетов, на­кладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управ­ления хозяйственными процессами составляет от одного до не­сколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, при­ход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными испол­нителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересыл­кой документов в соответствии с четко определенными алгорит­мами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные системы управления (ИСУ) ориентирова­ны на тактический уровень управления: среднесрочное плани­рование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и чет­ко определенный алгоритм решения задач, например свод зака­зов для формирования производственной программы и опреде­ление потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач пред­назначено для руководителей различных служб предприятий (от­делов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оператив­ных данных.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используют­ся в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосроч­ное значение в течение года или нескольких лет.Ктаким задачам относятся формирование стратегических цел планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор мес­та размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе постав­щиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обоб­щения чаще всего используются средства составления аналити­ческих отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имита­ционного моделирования. При этом используются базы обобщен­ной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от ох­вата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС яв­ляется многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управле­ния на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подраз­делениях системы управления.

Одним из основных свойств ЭИС является делимость на под­системы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработ­ки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:

•    упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате спе­-циализации групп проектировщиков по подсистемам;

•    упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соот­-ветствии с очередностью выполнения работ;

•    упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации ра­-ботников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подси­стемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслу­живают определенные виды деятельности эргономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделении эко­номической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональные подсистемы ЭИС

Функциональная подсистема представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с чётко определенным множеством водной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учёт прихода материалов и т. д.).

функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по раз­личным принципам:

•    предметному;

•    функциональному;

•    проблемному;

. смешанному (предметно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы,соответствующие управлению отдельными ресурсами:

- управление сбытом готовой продукции

-управление производством

-управление материально-техническим снабжением

-управление финансами

-управление персоналом.

Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:

-планирование

-регулирование

-учет

-анализ

На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функ­циональной структуры ЭИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно со­ответствовать структуре объекта и системе управления, а также характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функцио­нальных подсистем в общей структуре ЭИС предприятия.

Функциональный принцип:

•    перспективное развитие (ПР);

•    технико-экономическое планирование (ТЭП);

•    бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ
иАХД).

Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами):

•    техническая подготовка производства (ТПП);

•    управление основным производством (УОЩ;

•    управление вспомогательным производством (УВП);

•    управление качеством продукции (УКП);

•    управление материально-техническим снабжением (УМТС);

Информация о работе Декомпозиция экономических информационных систем