Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:28, реферат
Экономической информацией называется информация, характеризующая экономические процессы, то есть производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы, преобладание логических операций (упорядочение, выборка, корректировка) над арифметическими, табличная форма представления исходных и выходных данных.
Понятие экономической информационной системы (ЭИС)
Экономической информацией называется информация, характеризующая экономические процессы, то есть производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы, преобладание логических операций (упорядочение, выборка, корректировка) над арифметическими, табличная форма представления исходных и выходных данных.
Экономическая информационная
система представляет собой систему,
функционирование которой во времени
заключается в сборе, хранении, обработке
и распространении информации о
деятельности какого-то экономического
объекта реального мира. Экономические
информационные системы предназначены
для решения задач обработки
данных, автоматизации задач
Задачи обработки
данных обеспечивают рутинную обработку
и хранение экономической информации
с целью выдачи (регулярной или
по запросам) сводной информации, которая
может потребоваться для
Автоматизация делопроизводства предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.
Любая экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов и процессов. Ресурсы - работники, сырье и материалы, станки и оборудование, деньги, изделия и полуфабрикаты. Процесс- это преобразование одного набора ресурсов в другой. Например, процесс производства изделий использует рабочую силу, менеджмент, материалы и оборудование, а в результате получаем готовые изделия, которые необходимо реализовать (сбыт продукции).
Взаимосвязанные ресурсы и процессы описываются в терминах предметной области.
Предметной областью называется часть реальной системы, представляющая интерес для данного исследования. При проектировании автоматизированных информационных систем предметная область отображается моделями данных нескольких уровней. Число уровней зависти от сложности решаемых задач, но в любом случае включает концептуальный и логический уровни.
Под системой управления понимается та часть производственной системы, для которой проектируется информационная система с использованием информационных технологий. Характеристика объекта управления включает в себя организационную, функциональную и информационную структуры.
Организационная структура представляется в виде схемы и ее описания. На схеме представляются уровни управления и взаимосвязь отделов. Более подробно описываются те элементы системы, для которых разрабатывается информационная система. Каждый элемент организационной структуры должен сопровождаться набором параметров с их численными и другими характеристиками.
Функциональная структура включает в себя перечень функций по обработке данных и управлению, их взаимосвязь, которая отображается в тесной взаимосвязи с элементами организационной системы.
Информационная структура системы управления включает в себя схему документооборота, формы водных и выходных документов, используемые накопители информации, системы кодирования информации, показатели и реквизиты.
Схема документооборота изображается в тесной взаимосвязи с элементами организационной и функциональной структур и строится по правилам построения технологических схем обработки данных. Формы документов прилагаются к схеме. Описание документов сводится к характеристике содержащихся в них данных с указанием вида (цифровая, алфавитная, алфавитно-цифровая) и максимальной разрядности в символах.
Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит информационная база ЭИС. Для описания предметной области необходимы такие термины, как объект, свойство объекта, взаимодействие (связь) объектов, свойство взаимодействия.
Компонентами экономической информационной системы (ЭИС) являются:
1. База данных
2. Методы (алгоритмы) решения задач, записанные в виде программ
3. ЭВМ как исполнитель алгоритмов
4. Пользователи, то есть лица, которые используют результаты решения задач в своей профессиональной деятельности.
База данных (БД) - это набор данных, которые являются истинными для соответствующей экономической системы (предприятия).
Система управления базой данных (СУБД) - комплекс программ, обеспечивающих централизованное хранение, накопление, модификацию и выдачу данных, входящих в БД. Например СУБД: MS Access, DBase, Fox Pro, MARK, СЕТОР.
Предполагается, что
в управлении базой данных принимает
участие специальное
Объект - это любой элемент системы.
Свойство объекта - это некоторая величина, которая характеризует состояние объекта в некоторый момент времени. Отдельный экземпляр объекта можно точно описать, если указать достаточное количество значений его свойств. Объекты одного класса описываются одноименными свойствами. Объекты, входящие в некоторый тип, содержат ряд свойств, характерных для типа в целом.
Свойство взаимодействия - это такое свойство, которое характеризует совместное поведение объектов, но не относится ни к одному объекту в отдельности. Например, взаимодействуют рабочий, материалы, оборудование - свойство взаимодействия (количество изделий, произведенное за определенный момент времени).
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:
∙ планирование ─ функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
∙ учет ─ функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
∙ контроль ─ функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
∙ оперативное управление ─ функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
∙ анализ ─ функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:
1) соответствие
— ЭИС должна обеспечивать
функционирование объекта с
2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации;
3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью;
4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки;
5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;
6) адаптивность
— способность ЭИС изменять
свою структуру и закон
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР ) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций ), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д . Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Для задач СППР свойственны
недостаточность имеющейся
Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:
∙ Упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
∙ Упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
∙ Упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
Классификация
информационных систем
ИС делятся на две группы:
-1.– системы имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения,
-2 системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления.
Oни являются важнейшими
компонентами систем автоматизированного
проектирования, автоматических систем
научного исследования ЭИС.
К числу ИС имеющих самостоятельное назначение:
- информационные поисковые системы, -инф.
справочные системы.
Задачи 2-й группы ИС - обеспечение конечного
пользователя входной и результатной
информации в привычном для пользователя
виде – обеспечение возможности решения
задач планирования, управления, проектирования
подготовки производства и научных исследований
по их постановке и исходным данных вне
зависимости от сложности и наличия математических
моделей этих задач в режиме диалога с
ЭВМ используя профессиональный опыт
и принимая решение одновременно по множеству
критериев.
Как правило системы 2-й группы делят на
три класса систем: Интеллектуальные-диалоговые
(вопрос/ответ), расчетно-логические(системы
принятия решения), экспертные системы.
Интеллектуально-диалоговые – предназначены
для поиска методов решения интеллектуальных
задач с применением новых информационных
технологий использование БД и базы знаний.
Системы принятия решения – это системы
которые использует программа, реализующая
модели принятия решения в конкретных
задачах, возникающих у людей в их профессиональной
деятельности. Сущность задачи- выбор
некоторого подмножества из множества
альтернатив или в их упорядочивании.
Экспертная система – система способная
заменить эксперта при решении некоторых
задач. От степени автоматизации: - информационные,
информационно советующие, - управляющие,
- самонастраивающиеся системы управления.
Информационная система включает всю
необходимую информацию для выработки
решений не касаясь самого существа решений,
т.е. после анализа решение принимает человек.
Информационная советующая система представляет
информацию для принятия решения содержащая
элементы оценки решений, окончательное
решение человек.
Управляющая система на основании исходной
информации и выработанных решений осуществляет
по заданным программам воздействие на
производственный процесс с целью приведения
его к заданному состоянию.
Самонастраивающаяся система может в
пределах разработанного алгоритма изменить
программу при ситуациях не соответствующих
заданной программе выработанных решений.
Информация о работе Понятие экономической информационной системы (ЭИС)