Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:29, реферат
Понятие и распространение. Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2. Барьеры для вступления в отрасль. Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в
отрасль. в случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки чтобы полностью блокировать потенциальную конкуренцию. Легальные барьеры: патенты и лицензии Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет, патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Фирмы, которые достигают монополии путем собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других находятся в стратегическом положении укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдаёт лицензии радио - и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого предложения такси создаёт монополистические доходы владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию.
3. Определение цены и объема производства. монопольный спрос. Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. что в условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определенной отраслевым предложением и спросом. Конкурирующая фирма «соглашается с ценой» и может продать так много или так мало, как она хочет, по текущей рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину - свою цену - к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Так как чистый монополист — это отрасль, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. Кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а, напротив, представляет собой нисходящую кривую. Нисходящая кривая спроса имеет три характеристики. Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня производства, кроме первого. В чем же причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену — меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена от всех предшествующих единиц продукции. Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Ценовая эластичность. Монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой валовой доход уменьшается, а предельный доход, соответственно, является отрицательным.