Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в изучении целей, инструментов и особенностей кредитно-денежной политики России.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить общие понятия кредитно-денежной политики;
- раскрыть функции, структуру и операции центрального банка;
- провести анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.;
- проанализировать реализацию инструментов денежно-кредитной политики в 2011 г.;
- представить принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (2011 год и на период 2012 и 2013 годы);
- уточнить количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежной программы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитное регулирование экономики………………………....6
1.1 Общие понятия кредитно-денежной политики ……………………………….6
1.2 Функции, структура и операции центрального банка……………………….13
Глава 2.Особенности кредитно-денежной политики России……………………19
2.1 Анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011г…………………………………………………………………………………19
2.2 Реализация инструментов денежно-кредитной политики в IV квартале
2011г…………………………………………………………………………………21
Глава3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов………………………………26
3.1. Принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………26
3.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…………………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………………43
В соответствии со сценарными условиями
функционирования экономики Российской
Федерации и основными параметрами
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство
Российской Федерации и Банк России определили
задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6
- 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году
- до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю
предыдущего года). Указанной цели по инфляции
на потребительском рынке соответствует
базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011
году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011 -
2013 годы осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих целевым
ориентирам по инфляции, прогнозной динамике
ВВП и валютных курсов, а также
прогнозных показателей платежного баланса
и параметров проекта Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации ожидается,
что в 2011 году экономический рост будет
обеспечиваться за счет как внешних факторов,
связанных с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала, так и
внутренних, включая рост внутреннего
спроса и постепенное восстановление
кредитования банками реального сектора
российской экономики. Тем не менее в соответствии
с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах
не ожидается существенного увеличения
темпов экономического роста по
сравнению с 2010 годом. При снижающейся
инфляции это обусловит замедление роста
трансакционной составляющей спроса на
деньги. В то же время стабильный курс
рубля будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как средство сбережения.
В зависимости от вариантов прогноза прирост
денежного агрегата М2 в 2011 году может
составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013
году - 13 - 17%.
Банк России разработал три варианта
денежной программы в зависимости от основных
параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
2011 - 2013 годов. При этом второй вариант
базируется на макроэкономических показателях,
использованных при формировании проекта
федерального бюджета на 2011 год и плановый
период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной
базы в узком определении, рассчитанные
исходя из необходимости достижения целевых
показателей по инфляции и соответствующие
оценкам динамики экономического
роста и валютного курса, в зависимости
от варианта программы могут составить
в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году
- 9 - 13%.
При предполагаемом в прогнозный период
ослаблении платежного баланса и повышении
гибкости курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все в большей
степени будет формироваться за
счет увеличения чистых внутренних активов
(ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования
при уменьшении роли чистых международных
резервов (ЧМР). При этом важное значение
для реализации денежно-кредитной политики
будет иметь предполагаемое изменение
чистого кредита банкам, которое, согласно
прогнозу, в 2011 году будет происходить
за счет увеличения объема свободной
ликвидности банковского сектора, а в
2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При
этом по первому варианту программы предполагается
также значительный рост валового кредита
банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение
дефицита федерального бюджета, в том
числе монетарных источников его финансирования,
будет способствовать ограничению воздействия
бюджетного канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе в соответствии
с первым сценарием социально-экономического
развития, в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли бюджета
в формировании денежного предложения.
В рамках первого варианта денежной
программы, рассчитанного исходя из значительного
снижения цен на нефть - до 60 долларов США
за баррель, снижение ЧМР может составить
0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн.
рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013
году.
Для обеспечения роста денежной базы на
уровне, соответствующем параметрам данного
варианта программы, увеличение ЧВА должно
составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012
и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
В заключение проведенного исследования
можно сделать следующие выводы
Кредитно-денежная политика - это совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Осуществление этой политики является прерогативой центральных банков. Основной целью кредитно-денежной политики выступает регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Основными задачами кредитно-денежной политики являются смягчение или устранение циклических колебаний производства и занятости рабочей силы, регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, выравнивание платежного баланса.
Впервые о кредитно-денежной политике заговорили после Великой депрессии 1929 - 1933 гг., когда Дж. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал необходимость государственного регулирования экономики при помощи денежно-кредитных инструментов.
Уучреждением, отвечающим за проведение кредитно-денежной политики в нашей стране, является Центральный банк России.
Исторически первой являлась эмиссионная функция, на современном же этапе важнейшей функцией центральных банков стала денежно-кредитное регулирование.
Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк проводит денежно-кредитную политику с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
Проводя кредитно-денежную политику, центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции.
Конечные цели кредитно-денежной политики - это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса.
Промежуточные цели (ориентиры) кредитно-денежной политики - более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Их постановка является средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс.
Инструменты кредитно-денежной политики - совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и другие).
К основным инструментам и методом кредитно-денежной политики Банка России можно отнести следующие: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.
В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам.
В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).
Тем не менее в феврале-сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной массы М2 за апрель-сентябрь текущего года возрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данного показателя за апрель-сентябрь 2008 года
Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение девяти месяцев 2009 года были отрицательными и на 1.10.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%.
Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь-сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).
Проведенный анализ реализации кредитно-денежной политики России за IV 2009 г. показал, что за октябрь - декабрь 2009 г. ставка рефинансирования была снижена на 1,25 процентного пункта - до 8,75% годовых, процентные ставки по отдельным операциям Банка России были снижены на аналогичную величину.
В 2009 г. в рамках реализации курсовой политики Банк России проводил конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом сегменте межбанковского валютного рынка. Операционным ориентиром Банка России при реализации курсовой политики оставалась рыночная стоимость бивалютной корзины.
Важным источником предоставления денежных средств кредитным организациям являлись операции прямого РЕПО. Совокупный объем сделок прямого РЕПО в IV квартале 2009 г. практически не изменился по сравнению с предыдущим периодом, составив 5,0 трлн. рублей. При этом средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО в IV квартале снизился на 6,2%, составив 138,1 млрд. руб. против 147,1 млрд. руб. в июле - сентябре 2009 года.
Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в IV квартале 2009 г. составил 70,7 млрд. рублей (в III квартале - 46,7 млрд. руб.).
Объем внутридневных кредитов в IV квартале 2009 г. составил 6,2 трлн. руб. (в предыдущий период - 5,3 трлн. руб.).
Объем выданных кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций, в IV квартале 2009 г. составил 572,7 млрд. руб. по сравнению с 697,6 млрд. руб. в предыдущем квартале.
В IV квартале 2009 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 33,1% и составил 57,4 млрд. рублей.
В предстоящий трехлетний период (2010 -2012 г.г.) главной целью единой государственной кредитно-денежной политики остается снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году.
Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
Банк России также будет использовать инструменты кредитно-денежного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.
Как предусмотрено
"Основными направлениями
Во втором варианте денежной программы,
предполагающем умеренный рост цен на
нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий
показателям прогноза платежного баланса прирост
ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей,
в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он
будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост
ЧМР будет частично компенсирован сокращением
ЧВА, которое с учетом динамики денежной
базы, определенной в соответствии с ориентирами
по инфляции, в указанный период оценивается
в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.
Вместе с тем в 2013 году прогнозируется,
что для обеспечения роста денежной базы
на уровне, соответствующем параметрам
данного варианта программы, потребуется
увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по
данному варианту сокращения дефицита
федерального бюджета и изменения источников
его финансирования ожидается, что динамика
чистого кредита расширенному
правительству не окажет существенного
влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого
кредита расширенному правительству возрастет
на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он
будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей
в год.
При прогнозируемой динамике кредита
расширенному правительству в 2011 году
сокращение ЧВА будет обеспечено за счет
изменения чистого кредита банкам, объем
которого снизится на 0,8 трлн. рублей.
В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения
денежного предложения прирост ЧВА будет
обеспечен за счет повышения чистого кредита
банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом
денежной программы, основанным на предположении
о существенном росте цен на нефть, в 2011
году прогнозируется увеличение ЧМР на
2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2
и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом
с учетом оцениваемой динамики денежной
базы ожидается, что сокращение ЧВА по
данному варианту должно составить в 2011
году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн.
рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить
0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры и более
значительного роста ВВП по данному варианту
можно ожидать более существенного, чем
по второму варианту, увеличения
остатков средств на бюджетных счетах
в Банке России, что соответствует снижению
чистого кредита расширенному правительству
на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн.
рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в
2013 году. При этом согласно прогнозу в
2011 году уменьшение чистого кредита банкам
может составить около 1,0 трлн. рублей,
а в 2012 году ожидается его незначительный
прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый
для увеличения денежного предложения
прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения
чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей
за счет уменьшения объема свободной ликвидности
банковского сектора.
Параметры денежной программы
не являются жестко заданными и могут
быть уточнены при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических
значений от исходных условий формирования
вариантов развития экономики. В целях
адекватного реагирования на изменение
состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет использовать
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.
В среднесрочной перспективе
Действие автономных факторов формирования
ликвидности со стороны бюджетных потоков
(с учетом предполагаемого дефицита бюджета),
а также операций на внутреннем валютном рынке
при относительно благоприятной внешней
конъюнктуре допускает вероятность сохранения
избытка банковской ликвидности. В этих
условиях будут востребованы инструменты
абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации
Банк России продолжит использование
операций по размещению ОБР и депозитных
операций. Дополнительным инструментом
регулирования ликвидности могут также
являться операции Банка России на открытом
рынке с государственными облигациями
и другими ценными бумагами в соответствии
с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование
порядка и условий проведения депозитных
операций, в частности путем внедрения
механизма исполнения обязательств кредитными организациями
по депозитным сделкам путем предъявления
инкассовых поручений Банка России (по
согласованию с кредитными организациями)
на списание денежных средств в депозит
с банковских счетов кредитных
организаций, участвующих в депозитных
операциях. Планируется продолжить использование
как рыночных инструментов изъятия свободной
ликвидности - депозитных аукционов, так
и инструментов постоянного действия
- депозитных операций по фиксированным
процентным ставкам. Применение последних
будет направлено на абсорбирование краткосрочной
ликвидности кредитных организаций.
С учетом нормализации ситуации
на денежном рынке Банк России продолжит
осуществлять меры по сокращению использования
антикризисных инструментов и возвращению
к традиционным механизмам регулирования
ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения
объективной необходимости Банк России
будет иметь возможность возобновить
использование кредитов без обеспечения
и других приостановленных к настоящему
моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на
денежном рынке и отсутствии признаков
возвращения кризисных тенденций Банк
России будет концентрироваться на регулировании
краткосрочной банковской ликвидности.
При этом банковскому сектору по-прежнему
будут доступны как рыночные инструменты
рефинансирования, так и операции постоянного
действия, процентные ставки по
которым ограничивают колебания краткосрочных
процентных ставок межбанковского кредитного
рынка.
В целях повышения эффективности инструментов
денежно-кредитной политики Банк России
продолжит работу, направленную на повышение
доступности операций рефинансирования
Банка России для кредитных организаций,
включая возможность расширения перечня
активов, используемых в качестве обеспечения
по указанным операциям, в том числе за
счет золота.
Банк России продолжит использование
обязательных резервных требований в
качестве инструмента регулирования ликвидности
банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов.
В зависимости от изменения макроэкономической
ситуации, состояния ресурсной базы российских
кредитных организаций Банк России может
принять решение относительно изменения
нормативов обязательных резервов и их
дифференциации. Вместе с тем Банк России
не исключает возможности дальнейшего
повышения коэффициента усреднения обязательных
резервов, позволяющего кредитным организациям
поддерживать ликвидность при выполнении
ими обязательных резервных требований.
Дальнейшее развитие процентной
политики Банка России будет направлено
на совершенствование системы инструментов
денежно-кредитного регулирования, сужение
коридора процентных ставок, внедрение
системы рефинансирования под единый
пул обеспечения.
Принимая решения о выборе инструментов
денежно-кредитной политики, Банк России
будет исходить как из текущих задач, так
и задач, поставленных на среднесрочную
перспективу, которыми, в частности, являются
создание условий для последовательного
снижения темпов инфляции и восстановление
устойчивого экономического роста, включая
формирование предпосылок для перераспределения
активов кредитных организаций в пользу
реального сектора экономики.
В 2011 - 2013 годах Банк России продолжит
взаимодействие с Минфином России как
в сферах, непосредственно относящихся
к реализации денежно-кредитной политики,
так и в области дальнейшего развития
национальных финансовых рынков. В частности,
будет продолжено использование реализованного
Минфином России совместно с Банком России
механизма размещения временно свободных
бюджетных средств на депозиты в кредитных
организациях, позволяющего сглаживать
воздействие неравномерности бюджетных
потоков на состояние банковской
ликвидности.
Информация о работе Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России