Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в изучении целей, инструментов и особенностей кредитно-денежной политики России.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить общие понятия кредитно-денежной политики;
- раскрыть функции, структуру и операции центрального банка;
- провести анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.;
- проанализировать реализацию инструментов денежно-кредитной политики в 2011 г.;
- представить принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (2011 год и на период 2012 и 2013 годы);
- уточнить количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежной программы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитное регулирование экономики………………………....6
1.1 Общие понятия кредитно-денежной политики ……………………………….6
1.2 Функции, структура и операции центрального банка……………………….13
Глава 2.Особенности кредитно-денежной политики России……………………19
2.1 Анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011г…………………………………………………………………………………19
2.2 Реализация инструментов денежно-кредитной политики в IV квартале
2011г…………………………………………………………………………………21
Глава3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов………………………………26
3.1. Принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………26
3.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…………………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………………43
Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что проводятся они не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения ценных бумаг, т. е. по одинаковой процентной ставке (ставка одна и та же для всех коммерческих банков), либо на основе американского метода, т. е. дифференцированно в зависимости от кредитного института (для специализированных банков процентные ставки ниже, для других - выше). Процентные ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно и в зависимости от срочности ценных государственных бумаг. [23, с.142]
Зародилась такая политика в Англии в XIX в., впервые была использована для устранения излишка денежных средств на рынке ссудных капиталов в 30-х гг. XX в. Увеличение рынка государственных облигаций и переход к их активной покупке центральным банком в 40-х гг. XX в. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке в главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США, Великобритании, Японии, Скандинавских странах. В связи с законодательным ограничением прямого кредитования государства центральным банком в Германии политика открытого рынка в традиционном варианте не распространена.
Нетрадиционным методом
Общим административным методом выступает политика минимальных резервов. Впервые этот метод был введен в США. В настоящее время используется во всех странах. Сущность метода заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от их депозитов (вкладов), которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке. Главная причина для проведения политики минимальных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимозависимость, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческого банка. В случае необходимости уменьшения темпов роста экономики центральный банк повышает нормы обязательных резервов, что означает уменьшение денежных средств у коммерческих банков для кредитования, так как он теперь должен отчислять на счет центрального банка большую сумму денежных средств, чем ранее. Это приводит к уменьшению предложения кредитов, увеличению процентной ставки по ним и, как следствие, к уменьшению инвестиций и снижению темпов роста ВНП. В противном случае центральный банк снижает норму обязательных резервов, что приводит к увеличению денежной массы в коммерческом банке, увеличению предложения кредитов, снижению процентной ставки и соответственно увеличению инвестиций и росту ВНП.
Например, коммерческий банк должен отдать центральному банку 10 % от депозитов, но последний считает, что денег в экономике еще много, и увеличивает норму обязательных резервов до 20 %, соответственно денег у коммерческого банка остается меньше и он сокращает кредитование. И наоборот. При снижении или увеличении нормы обязательного резервирования центральный банк обязательно учитывает эффект мультипликации. [7, с.42]
Уклонение банков от создания обязательных резервов приводит к штрафным санкциям, которые заставляют банки подчиняться центральному банку, что и позволяет относить этот метод к административному. Нормы минимальных резервов могут устанавливаться дифференцированно как по видам вкладов, так и по видам деятельности (банк занимается долгосрочным либо краткосрочным кредитованием, ценными бумагами и т. д.), по условиям работы (хорошо работающим — одна норма резерва, плохо работающим — другая), в зависимости от валютной политики (если банк занимается валютными операциями и необходимо расширить по валюте резервы, то норма больше и наоборот).
Исторически обязательные минимальные резервы появились в результате необходимости для коммерческого банка иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных платежей. В настоящее время минимальные резервы, во-первых, должны обеспечить постоянный уровень ликвидности банка, во-вторых - являться инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческого банка.
К селективным методам увеличения или уменьшения денежной массы относятся:
• прямое ограничение размеров кредита, введенное после Второй мировой войны во Франции, ФРГ и принявшее форму установления предельных лимитов по учету векселей для определенных банковских учреждений. В Японии за сверхлимитный учет векселей с банка взимается штраф, что ограничивает возможности переучета векселей и соответственно увеличения денежной массы. В Нидерландах и Швейцарии устанавливается предел темпов роста кредитных операций;
• контроль по отдельным видам кредитов. Часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам, по ипотечному кредиту. В этом случае в законодательном порядке устанавливается предельная норма залога, что сокращает возможности кредитования. Например, увеличение нормы залога до 50 % приводит к тому, что заемщик получит кредит в размере лишь 50 % стоимости залога, а 50 % он должен иметь в наличии, спрос на такой кредит соответственно уменьшится, и наоборот, уменьшение нормы залога до 20 % приведет к тому, что размер выдаваемого кредита составит 80 % стоимости залога и добавить надо будет для покупки лишь 20 % стоимости, что расширит спрос на кредит;
• целевое назначение кредитов, когда
в зависимости от целей и видов
кредитов устанавливаются
В 80-е гг. XX в. появилось новое направление в денежной теории — монетаризм, представители которого считали, что не всегда можно использовать кредитную экспансию или рестрикцию для регулирования экономики. Это связано с тем, что период времени от проведения мероприятий, например снижения учетной ставки, до получения эффекта увеличения темпов роста экономики колеблется от 5 до 21 мес. в условиях кризиса и 13—14 мес. в условиях подъема. Поэтому, по их мнению, необходимо осуществлять политику таргетирования, т. е. проводить равномерное расширение денежной массы от 3 до 5 % в год, чтобы обеспечить оптимальное поступление денег в экономику для соответствующего экономического роста.
Еще одно направление, появившееся в последние годы, — неоконсервативная политика. Основывается на монетаристской теории, но считается, что регулирования не требуется, все должно происходить стихийно. Контроль за денежной массой происходит в соответствии с уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Каждая страна на разных этапах своего развития применяет наиболее адекватные методы или направления денежно-кредитной политики.
Как было отмечено в ведении, учреждением, отвечающим за проведение кредитно-денежной политики в нашей стране, является Центральный банк России. Исходя из этого, в следующем разделе данного исследования рассмотрим функции, структуру и операции Центрального банка России.
Традиционно любой центральный банк выполняет четыре основных функции:
- осуществляет монопольную
- является «банком банков»;
- является банкиром правительства;
- осуществляет денежно-
Исторически первой являлась эмиссионная функция, на современном же этапе важнейшей функцией центральных банков стала денежно-кредитное регулирование.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России выполняет следующие основные функции:
1. Проведение единой
Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк проводит денежно-кредитную политику с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
2. Монопольное осуществление
3. Организация системы
Центральный банк является для кредитных организаций кредитором последней инстанции. Рефинансирование банков - кредитование центральным банком коммерческих банков. Регулируя уровень ставок и объемы рефинансирования, центральный банк оказывает влияние на величину денежной массы в стране, способствуя увеличению или уменьшению спроса коммерческих банков на кредиты.
В России коммерческие банки при
предоставлении кредитов ориентируются
на учетную ставку ЦБ. Кроме того,
предприятия и организации
В табл. 1 (Приложение 1) представлена ставка рефинансирования ЦБ РФ с марта 2000 г.
4. Организация системы платежей и расчетов.
Банк России в соответствии с
законодательством
5. Установление правил
6. Функция банковского
- лицензирование и регистрация кредитных организаций;
- установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;
- инспекции и ревизии
- предупреждение
- регулирование и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.
7. Валютное регулирование и
Регулирование и контроль за проведением операций с валютными ценностями.
В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России является основным органом валютного регулирования и контроля в Российской Федерации.
8. Выполнение функции
- кредитование государства и
управление государственным
- кассовое исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов;
- финансирование инвестиционных
и конверсионных программ за
счет средств федерального
9. Функция макроэкономического анализа и прогнозирования:
- составление и анализ платежного баланса России;
- исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;
- анализ и прогнозирование развития банковской системы;
- анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.
ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ» (ст. 83) в систему Банка России входят:
- центральный аппарат;
- территориальные учреждения (национальные банки республик в составе РФ);
- расчетно-кассовые центры;
- вычислительные центры;
- полевые учреждения;
- учебные заведения;
- другие организации, в том
числе подразделения
В гл. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» представлены органы управления Банком России. Здесь рассмотрены полномочия Национального банковского совета, Совета директоров и Председателя Банка России (ст. 12-20).
Функциональная структура предп
Функциональная структура
Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями по основным направлениям деятельности. Функциональная структура территориальных учреждений Банка России в основном дублирует структуру центрального аппарата.
Территориальные учреждения Банка России (ТУ БР) - обособленные подразделения ЦБ РФ, осуществляющие на территории субъектов Федерации часть его функций и входящие в единую централизованную систему Банка России. В состав ТУ БР на правах структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), действующие на основании «Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России». РКЦ могут быть головными (ГРКЦ) и районными (РКЦ). Основной целью деятельности РКЦ, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.
Информация о работе Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России