Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении целей, инструментов и особенностей кредитно-денежной политики России.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучить общие понятия кредитно-денежной политики;
- раскрыть функции, структуру и операции центрального банка;
- провести анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.;
- проанализировать реализацию инструментов денежно-кредитной политики в 2011 г.;
- представить принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (2011 год и на период 2012 и 2013 годы);
- уточнить количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежной программы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно-кредитное регулирование экономики………………………....6
1.1 Общие понятия кредитно-денежной политики ……………………………….6
1.2 Функции, структура и операции центрального банка……………………….13
Глава 2.Особенности кредитно-денежной политики России……………………19
2.1 Анализ тенденций денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011г…………………………………………………………………………………19
2.2 Реализация инструментов денежно-кредитной политики в IV квартале
2011г…………………………………………………………………………………21
Глава3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов………………………………26
3.1. Принципы и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………26
3.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…………………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Кредитно-денежная политика 2 Тимирязевка.DOC

— 371.50 Кб (Скачать)

Особенность операций на открытом рынке  заключается в том, что проводятся они не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Центральный банк заключает контракты с коммерческими банками либо на основе голландского метода распределения ценных бумаг, т. е. по одинаковой процентной ставке (ставка одна и та же для всех коммерческих банков), либо на основе американского метода, т. е. дифференцированно в зависимости от кредитного института (для специализированных банков процентные ставки ниже, для других - выше). Процентные ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно и в зависимости от срочности ценных государственных бумаг. [23, с.142]

Зародилась такая политика в  Англии в XIX в., впервые была использована для устранения излишка денежных средств на рынке ссудных капиталов в 30-х гг. XX в. Увеличение рынка государственных облигаций и переход к их активной покупке центральным банком в 40-х гг. XX в. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке в главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США, Великобритании, Японии, Скандинавских странах. В связи с законодательным ограничением прямого кредитования государства центральным банком в Германии политика открытого рынка в традиционном варианте не распространена.

Нетрадиционным методом являются операции с правом последующего выкупа ценных бумаг на открытом рынке. К таким операциям прибегают такие страны, как Германия, Италия и Франция: центральный банк продает ценные бумаги с тем условием, что при желании покупатель может продать бумаги обратно центральному банку. Момент времени, когда центральный банк покупает или выкупает такие бумаги, определяется необходимостью увеличения или уменьшения денежной массы в экономике и соответственно увеличению или замедлению темпов роста ВНП. Центральный банк путем установления процентных ставок стимулирует спрос и в последующем предложение этих ценных бумаг у коммерческих банков.

Общим административным методом выступает  политика минимальных резервов. Впервые  этот метод был введен в США. В  настоящее время используется во всех странах. Сущность метода заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от их депозитов (вкладов), которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке. Главная причина для проведения политики минимальных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимозависимость, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческого банка. В случае необходимости уменьшения темпов роста экономики центральный банк повышает нормы обязательных резервов, что означает уменьшение денежных средств у коммерческих банков для кредитования, так как он теперь должен отчислять на счет центрального банка большую сумму денежных средств, чем ранее. Это приводит к уменьшению предложения кредитов, увеличению процентной ставки по ним и, как следствие, к уменьшению инвестиций и снижению темпов роста ВНП. В противном случае центральный банк снижает норму обязательных резервов, что приводит к увеличению денежной массы в коммерческом банке, увеличению предложения кредитов, снижению процентной ставки и соответственно увеличению инвестиций и росту ВНП.

Например, коммерческий банк должен отдать центральному банку 10 % от депозитов, но последний считает, что денег в экономике еще много, и увеличивает норму обязательных резервов до 20 %, соответственно денег у коммерческого банка остается меньше и он сокращает кредитование. И наоборот. При снижении или увеличении нормы обязательного резервирования центральный банк обязательно учитывает эффект мультипликации. [7, с.42]

Уклонение банков от создания обязательных резервов приводит к штрафным санкциям, которые заставляют банки подчиняться  центральному банку, что и позволяет  относить этот метод к административному. Нормы минимальных резервов могут устанавливаться дифференцированно как по видам вкладов, так и по видам деятельности (банк занимается долгосрочным либо краткосрочным кредитованием, ценными бумагами и т. д.), по условиям работы (хорошо работающим — одна норма резерва, плохо работающим — другая), в зависимости от валютной политики (если банк занимается валютными операциями и необходимо расширить по валюте резервы, то норма больше и наоборот).

Исторически обязательные минимальные резервы появились в результате необходимости для коммерческого банка иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных платежей. В настоящее время минимальные резервы, во-первых, должны обеспечить постоянный уровень ликвидности банка, во-вторых - являться инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческого банка.

К селективным методам увеличения или уменьшения денежной массы относятся:

• прямое ограничение размеров кредита, введенное после Второй мировой войны во Франции, ФРГ и принявшее форму установления предельных лимитов по учету векселей для определенных банковских учреждений. В Японии за сверхлимитный учет векселей с банка взимается штраф, что ограничивает возможности переучета векселей и соответственно   увеличения денежной массы. В Нидерландах и Швейцарии устанавливается предел темпов роста кредитных операций;

• контроль по отдельным видам  кредитов. Часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам, по ипотечному кредиту. В этом случае в законодательном порядке устанавливается предельная норма залога, что сокращает возможности кредитования. Например, увеличение нормы залога до 50 % приводит к тому, что заемщик получит кредит в размере лишь 50 % стоимости залога, а 50 % он должен иметь в наличии, спрос на такой кредит соответственно уменьшится, и наоборот, уменьшение нормы залога до 20 % приведет к тому, что размер выдаваемого кредита составит 80 % стоимости залога и добавить надо будет для покупки лишь 20 % стоимости, что расширит спрос на кредит;

• целевое назначение кредитов, когда  в зависимости от целей и видов  кредитов устанавливаются дифференцированные ставки процента. [16, с.119]

В 80-е гг. XX в. появилось новое направление в денежной теории — монетаризм, представители которого считали, что не всегда можно использовать кредитную экспансию или рестрикцию для регулирования экономики. Это связано с тем, что период времени от проведения мероприятий, например снижения учетной ставки, до получения эффекта увеличения темпов роста экономики колеблется от 5 до 21 мес. в условиях кризиса и 13—14 мес. в условиях подъема. Поэтому, по их мнению, необходимо осуществлять политику таргетирования, т. е. проводить равномерное расширение денежной массы от 3 до 5 % в год, чтобы обеспечить оптимальное поступление денег в экономику для соответствующего экономического роста.

Еще одно направление, появившееся  в последние годы, — неоконсервативная  политика. Основывается на монетаристской теории, но считается, что регулирования  не требуется, все должно происходить стихийно. Контроль за денежной массой происходит в соответствии с уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Каждая страна на разных этапах своего развития применяет наиболее адекватные методы или направления денежно-кредитной политики.

Как было отмечено в ведении, учреждением, отвечающим за проведение кредитно-денежной политики в нашей стране, является Центральный банк России. Исходя из этого, в следующем разделе данного  исследования рассмотрим функции, структуру и операции Центрального банка России.

1.2. Функции, структура и операции центрального банка

Традиционно любой центральный  банк выполняет четыре основных функции:

- осуществляет монопольную эмиссию  банкнот;

- является «банком банков»;

- является банкиром правительства;

- осуществляет денежно-кредитное  регулирование. [14, с.92]

Исторически первой являлась эмиссионная  функция, на современном же этапе  важнейшей функцией центральных  банков стала денежно-кредитное  регулирование.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России выполняет следующие основные функции:

1. Проведение единой государственной  кредитно-денежной политики.

Банк России во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк проводит денежно-кредитную политику с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

2. Монопольное осуществление эмиссии  наличных денег и организация их обращения. Это одна из старейших функций центрального банка. Ей посвящена гл. 6 ФЗ «О ЦБ РФ», ст. 27-34.

3. Организация системы рефинансирования.

Центральный банк является для кредитных  организаций кредитором последней  инстанции. Рефинансирование банков - кредитование центральным банком коммерческих банков. Регулируя уровень ставок и объемы рефинансирования, центральный банк оказывает влияние на величину денежной массы в стране, способствуя увеличению или уменьшению спроса коммерческих банков на кредиты.

В России коммерческие банки при  предоставлении кредитов ориентируются  на учетную ставку ЦБ. Кроме того, предприятия и организации процентные платежи за полученные кредиты могут  списывать на себестоимость выпускаемой  продукции и оказываемые услуги также в пределах учетной ставки ЦБ.

В табл. 1 (Приложение 1) представлена ставка рефинансирования ЦБ РФ с марта 2000 г.

4. Организация системы платежей  и расчетов.

Банк России в соответствии с  законодательством устанавливает  правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории Российской Федерации (ФЗ «О ЦБ РФ», гл. 12).

5. Установление правил проведения  банковских операций.

6. Функция банковского регулирования  и надзора:

- лицензирование и регистрация  кредитных организаций;

- установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением;

- инспекции и ревизии финансового  состояния кредитных организаций;

- предупреждение несостоятельности  (банкротства) кредитных организаций  и контроль за их ликвидацией;

- регулирование и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

7. Валютное регулирование и валютный  контроль.

Регулирование и контроль за проведением  операций с валютными ценностями.

В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России является основным органом валютного регулирования и контроля в Российской Федерации.

8. Выполнение функции финансового  агента Правительства, в т.  ч.

- кредитование государства и  управление государственным внутренним  долгом;

- кассовое исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов;

- финансирование инвестиционных  и конверсионных программ за  счет средств федерального бюджета  на возвратной основе.

9. Функция макроэкономического анализа и прогнозирования:

- составление и анализ платежного баланса России;

- исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей;

- анализ и прогнозирование развития банковской системы;

- анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.

ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ» (ст. 83) в систему Банка  России входят:

- центральный аппарат;

- территориальные учреждения (национальные банки республик в составе РФ);

- расчетно-кассовые центры;

- вычислительные центры;

- полевые учреждения;

- учебные заведения;

- другие организации, в том  числе подразделения безопасности  и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

В гл. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» представлены органы управления Банком России. Здесь рассмотрены  полномочия Национального банковского  совета, Совета директоров и Председателя Банка России (ст. 12-20).

Функциональная структура предполагает существование в Банке России обособленных подразделений (департаментов, управлений), реализующих функции ЦБ РФ в соответствии с делением его деятельности на отдельные части.

Функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры Банка России и не содержит иерархии (соподчиненности).

Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные  управления, являющиеся функциональными  подразделениями по основным направлениям деятельности. Функциональная структура  территориальных учреждений Банка России в основном дублирует структуру центрального аппарата.

Территориальные учреждения Банка  России (ТУ БР) - обособленные подразделения  ЦБ РФ, осуществляющие на территории субъектов  Федерации часть его функций  и входящие в единую централизованную систему Банка России. В состав ТУ БР на правах структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), действующие на основании «Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России». РКЦ могут быть головными (ГРКЦ) и районными (РКЦ). Основной целью деятельности РКЦ, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Информация о работе Цели , инструменты и особенности кредитно-денежной политики России